Портал в прошлое: как устроен и на чём зарабатывает музей советского быта

Прочтёте за 5 мин.

«У меня есть экспонаты, которые вызывают удивление даже у тех, кто рос в СССР»

IT-инструменты, которые использует Ирина Светоносова

  • xyzscripts
  • Яндекс.Афиша
  • PRO.Культура

«Без политики, без ярлыков и шаблонов, через повседневные предметы, которые сейчас уже стали артефактами, мы вместе запустим механизм счастливых воспоминаний», – так приветствуют посетителей на главной странице сайта музея советского быта в Екатеринбурге. Его придумала и создала журналистка Ирина Светоносова. О том, как устроен музей «Сделано в СССР» и почему он вызывает интерес в том числе и у молодёжи, Ирина рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Ирина Светоносова – 44 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель музея советского быта  «Сделано в СССР». По образованию журналист, работала на ТВ продюсером новостей. Первый бизнес-опыт – аренда детских тележек-машинок в торговых центрах. В 2017 году открыла в Екатеринбурге музей советского быта. Постоянно в музее работает два человека – Ирина и её мама.

Ирина Светоносова

Идея

Однажды в Казани я оказалась в музее социалистического быта. Меня там зацепила атмосфера, потому что в обычных музеях нельзя шуметь, бегать, что-то трогать, это почти режимные объекты. А там такой гогот стоял, одежду можно было примерить, все экспонаты потрогать. Взрослые вели себя как дети, настроение было очень классное.

Я подумала: «Почему у нас нет такого музея?» Здорово же, когда ты в музей приходишь не только за знаниями и чтобы «окультуриться», а ещё и получаешь положительные эмоции. Я знаю по себе: на экскурсиях засыпаю, если нет диалога. Поэтому у меня всегда много разговоров, воспоминаний и шуток.

Чтобы открыть музей, я взяла деньги из прибыли от первого своего бизнеса. Стартовый капитал составил около 60 тысяч рублей. Ещё когда работала на ТВ, я начала задумываться о том, что журналистом всю жизнь не пробегаешь. Лет восемь назад я купила франшизу по прокату детских тележек-машинок в торговых центрах. Взяла кредит, и как-то это всё быстро окупилось, буквально в течение года, поэтому я открыла ещё две такие точки.

Есть бизнес, который можно долго крутить, а историю с машинками я сразу воспринимала как что-то краткосрочное. Невозможно этим всю жизнь зарабатывать. Первый год именно за счёт машинок я платила за аренду помещения, где работал музей. Потом часть оборудования продала, часть до сих пор стоит в гараже.

Сделано в СССР

Сейчас музей – мой единственный проект, и я называю его бизнесом, потому что других источников дохода у меня нет. Я сразу понимала, что запускаю проект, который будет обеспечивать меня и моих детей.

Меня очень раздражает, когда люди приходят и спрашивают: «А почему не бесплатный вход?» Я говорю: ну ребят, вы же тоже работаете не бесплатно. Давайте с уважением относиться к любому труду.

При этом я сразу понимала, что музей – это дело, которое будет приносить мне удовольствие. Первое время я вообще кайфовала, что у меня такое есть: настолько мощная это была самореализация.

Локация

Открывались мы в 2017 году, арендовав у министерства госимущества Свердловской области двухэтажный особняк XIX века. Здание находилось в самом центре города, и идея была в том, что музей сам себя будет раскручивать, потому что расположен рядом с самыми туристическими местами. Неподалеку находится несколько крупных гостиниц, и я рассчитывала на туристический трафик.

Но это не сработало. Оказалось, что народ из гостиниц вообще никуда не ходит, потому что это больше бизнес-аудитория. Днём они заняты своими делами, а вечером сидят в ресторанах или отдыхают в номере. В месяц из гостиниц приходило один-два человека. Мы всегда спрашиваем, откуда кто о нас узнаёт, поэтому установить это было нетрудно.

На том месте мы отработали только год и решили съехать. Новая площадка располагалась дальше от центра, в здании НИИ, которое было построено при СССР. Экспозицию разместили на площади 800 квадратных метров (до нашего музея тут работал какой-то московский квест).

Сделано в СССР

В особняке было, с одной стороны, более уютно, но с другой – поскольку то помещение относилось к концу XIX века, то пространство и экспозиция немного спорили. Плюс аренда там была выше, оборотов на расходы не хватало, и один этаж я стала сдавать в субаренду. Тогда получилось, что музей совсем маленький. Люди приходят, а гулять им негде. А посетителям нужно нагуляться, иначе они уходят разочарованные, полуголодные, с ощущением «И это всё?». Сейчас это компенсируется большим пространством, где можно бродить больше часа.

Экспонаты

Прелесть музея советского быта в том, что советского барахла у всех полно, и люди с удовольствием от него избавляются. Если предлагают что-то купить (такое бывает крайне редко) – я отказываюсь, потому что всё, что есть у меня в музее, мне отдали просто так. Вся коллекция собрана из того, что принесли жители Екатеринбурга, а кое-что даже присылали из других городов.

У меня были в гостях коллеги из Чебоксар. У них тоже музей советского быта, и они приезжали обменяться опытом. Рассказывали, что, во-первых, у них народу очень мало, а во-вторых, все экспонаты они покупают. Я говорю: «А вам что, ничего не отдают просто так?» «Нет», – отвечает мне владелец музея.

Сделано в СССР

Нам же отдают целыми квартирами, и сейчас я уже ничего практически не беру, потому что складывать негде. При этом у меня есть экспонаты, которые вызывают удивление даже у людей, которые росли в Советском Союзе. Это какие-то вещи, которые дорого стоили или не были продуктами массового спроса. Например, звуковая приставка для ТВ, утюжок для лыж, маленькая ультразвуковая стиральная машина.

Не у всех вещей можно установить дату выпуска. Например, у нас есть игрушка, она точно довоенная, но год не знаем. На патефонах есть дата, поэтому мы достоверно можем утверждать, что у нас есть патефон 1935-го года выпуска.

Сделано в СССР

Нас иногда спрашивают, почему у нас экспонаты не расставлены по хронологии. Но большая часть музея оформлена как жилые комнаты, поэтому в интерьере всё вперемешку – так же, как в обычных квартирах: что-то от бабушки досталось, что-то современное докупили.

Услуги

Сначала я думала, что буду только продавать билеты и экскурсии. Но через год поняла, что этого категорически не хватает, экономика не сходится, и надо формировать как можно больше предложений. Сейчас у нас около 15 вариантов: мастер-классы, дни рождения, корпоративы, фотосессии.

  • Взрослый входной билет в музей «Назад в СССР» стоит 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 200 рублей. Экскурсионное обслуживание для группы от одного до 15 человек – 500 рублей с человека; для школьных групп – 200 рублей с человека (в цену включена экскурсия, игровая часть, чаепитие).

Запросы бывают разные. Кто-то берёт нашу площадку в аренду, кому-то нужны дополнительные услуги, и тут у нас конструктор: надо ведущего – ищем ведущего, надо программу – делаем программу, надо фотографа – зовём фотографа и т.д.

Сделано в СССР

Фотосессии и видеосъёмки – отдельная история. Наш музей – очень популярное место у фотографов. Город у нас вроде большой и много фотостудий, но если ты начинаешь работать фотографом, то быстро устаёшь от одних и тех же локаций. К нам приходят за другими картинками и за новыми впечатлениями.

Очень активно раньше я проводила квесты. Например, года полтора назад придумала квест «Мама, я пионер». Но если мне что-то надоедает, я больше это не делаю, поэтому временно по квестам у нас затишье.

Сейчас меня «прёт» от экскурсий. Когда запускали музей, я очень стеснялась, поэтому у меня были только наёмные экскурсоводы. А потом так получилось, что пару раз они не смогли выйти ко мне на работу, и я подумала: «Блин, я же теряю деньги». Сказала себе: «Ты же разговаривала раньше с людьми нормально, ничего не стеснялась, мэра могла на интервью позвать спокойно». Я начала сама проводить экскурсии и поняла, что в этом нет ничего сложного. И я от этого получаю удовольствие, заряжаюсь от общения с людьми.

Ирина Светоносова

Бывает, что у нас проходят концерты. В Свердловске было очень развито рок-направление, и я хотела эту историю развить. Были удачные концерты, а были провальные. И у меня не хватило сил докрутить это направление. Но в этом году хочу снова за него взяться. Дело в том, что к любому формату людей надо приучать, и рок-концерты тут не исключение.

Мастер-классы в плане посещаемости и прибыли тоже бывают удачные и не очень. Наш хит – «Тайна красной комнаты», мастер-класс по фотопечати. Для Екатеринбурга он уникальный, потому что практически не осталось людей, которые работают с аналоговой печатью, а к нам как раз приходит такой человек.

Сначала ценник на этот мастер-класс был небольшой, мы как бы стеснялись. А сейчас он стоит 3000 рублей с человека, и всегда аншлаг. Мне кажется, что причин успеха несколько. Во-первых, это новые впечатления и новые навыки. Во-вторых, люди не уходят с пустыми руками, а получают свой портрет: они себя сфотографировали, потом проявили и идут довольные со своим чёрно-белым снимком.

Сделано в СССР

Я помню, как сама занималась фотографией и сидела в ванной с увеличителем. А дети, которые приходят к нам на мастер-класс, только на телефон фотографировали. Поэтому, когда в проявитель опускают бумагу и там проступает изображение, у них восторг: какое чудо происходит. Такой мастер-класс идёт почти шесть часов.

Аудитория

Что касается аудитории музея, то тут зависит как раз от формата. Какое мероприятие – такой и клиент.

Например, на мастер-классы по фотопечати, ювелирному искусству, рисованию приходят в основном девушки 16-25 лет, иногда чуть старше. Они приходят по «Пушкинской карте», поэтому, как правило, большинство из них студенты, школьники, иногда фрилансеры.

На экскурсии в основном приходят компаниями или семьями: дети от 7 до 10 лет и мама-папа или бабушка. На концертах – публика 25-40 лет.

Сделано в СССР

Если ты ничего не будешь проводить, у тебя будет мало посетителей. Чем больше делаешь движухи, тем больше будет гостей. В новогодние праздники у нас было около 1000 человек, мы открылись со 2-го января. По два раза в день были большие группы по 40 человек и просто так люди шли.

В будни такого нет, гостей мало. В основном приходят туристы, которые ищут именно культурную программу, или кто-то приехал к родственникам из другого города, и его ведут к нам, чтоб немного развлечь.

Маркетинг

Однажды я ходила к министру культуры. Она спрашивает: «Чего вы от меня хотите?». Я говорю: «Ну, не знаю. Может, на баланс меня возьмёте?». Она говорит: «У нас своих ртов хватает». А сейчас я думаю: «Ну, так она же была права». Я непонятно кто, у меня непонятно что, я ещё не начала толком работать, а уже что-то прошу у неё. Сейчас у меня подход другой.

В феврале на «Ночи городских инициатив» я встречалась с руководителем городского управления культуры Ильёй Маркиным. Он спрашивает: «Чем я могу вам помочь?». Я говорю: «Ну, поддержите информационно. Даже если вы просто своим друзьям расскажете о нашем музее, это уже будет поддержка». В общем, когда идёшь к кому-то – чётко формулируй, что ты хочешь. Иногда по незнанию люди говорят: «Хоть что-нибудь дайте», – но это так не работает.

Я могу сравнить свой предыдущий бизнес и частный музей. Когда ты сидишь в торговом центре, тебя продвигает сам торговый центр. Человек выбрал, в какой ТЦ он пойдёт и что он будет там покупать. От тебя по факту ничего не зависит. Если у торгового центра хороший трафик и хорошая аудитория – будешь зарабатывать. Если нет, то нет.

Сделано в СССР

Здесь же не совсем стандартный подход. Экономику музея сложно планировать, потому что трудно предугадать трафик. Плюс у музея довольно большой период раскрутки: год ты будешь работать даже не в ноль, а в минус.

А ещё в нашем деле очень важно сарафанное радио, в наше время это в первую очередь социальные сети и мессенджеры. Понимая это, даже когда расставляли мебель, я сразу фотографировала себя, чтобы посмотреть, хорошая получается картинка или нет (ведь гости будут делать селфи и выкладывать в соцсети!). Если меня не устраивало, всё переставляли заново.

Почти три года я не запускала платной рекламы, мы жили за счёт сарафанного радио. Журналисты с удовольствием ходили к нам на любые информационные поводы, и мы получали бесплатный охват в СМИ. Сейчас я использую платную рекламу в соцсетях и работаю с двумя площадками – «Яндекс.Афиша» и «PRO.Культура».

P.S.

Если подытожить, то всем, кто хочет открывать частный музей, я могу дать три рекомендации:

  1. Закладывайте в своём бизнес-плане минимум год на раскачку.

  2. Не рассчитывайте на трафик, который может обеспечить вам локация, проводите мероприятия, чтобы привлекать людей.

  3. Как можно раньше запускайте рекламу, не рассчитывайте только на «сарафанку».

В статье использованы фото Петра Мартынова, Дмитрия Емельянова и из архива Ирины Светоносовой.

Ирина Светоносова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

22 марта 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов