С чужого плеча: как меняется рынок перепродажи люксовых вещей в России

Прочтёте за 4 мин.

«Продажи выросли вдвое, при этом количество товаров сократилось»

IT-инструменты, которые использует Анна Любан

  • МойСклад
  • MindBox
  • Mailganner

Уход из России иностранных брендов люксового и премиального сегмента увеличил интерес к их товарам. В дни закрытий магазинов известных брендов там отмечался ажиотажный спрос, который после переместился в сферу ресейла – перепродажи подержанных вещей. О том, как изменились спрос и предложение на вещи премиум-сегмента на вторичном рынке, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основатель ресейл-платформы Second Friend Store Анна Любан.

Досье

Анна Любан – 39 лет, основатель и CEO ресейл-платформы  Second Friend Store. Окончила Финансовый университет при правительстве РФ. Проект Second Friend Store, специализирующийся на перепродаже вещей люксового и премиального сегмента, запустила в 2011 году. Second Friend Store принимает вещи у физических лиц, проводит аутентификацию, продаёт их и переводит средства клиенту на карту. В настоящее время у SFS более 10 000 постоянных реселлеров и 50 000 пользователей.

Анна Любан

Рынок ресейла в мире и России

Идея перепродажи вещей сама по себе не нова, но с переходом в онлайн ресейл выделился в отдельное направление и стал динамично развивающимся сегментом мировой модной индустрии. По данным ThredUp – компании, которая называет себя крупнейшим в мире комиссионным магазином, в 2021 году рынок ресейла составил $36 млрд., а к 2025 году он сможет обогнать масс-маркет, достигнув $77 млрд. 

В России цифры скромнее. РБК провёл исследование и подсчитал, что в 2019 году рынок перепродажи вещей в России составил 100,6 млрд. рублей, а к 2022 должен был достигнуть 127,2 млрд. рублей. 

Западный рынок был более готов к запуску масштабных ресейл-маркетплейсов как с точки зрения принятия концепции вторичного потребления, так и с точки зрения развития e-commerce. В 2000-е там появились первые компании, которые определили лицо современного ресейла: в 2009 запустились ThredUp и Vestiaire Collective, в 2011 появились The RealReal и Poshmark. 

Second Friend Store

В том же году в России появился Second Friend Store. Тогда вокруг покупки вещей люксового и премиального сегмента на вторичном рынке существовало множество стереотипов, и ассоциировалось это прежде всего с недостатком средств. Тому виной наше советское прошлое с комиссионными магазинами и опыт показного потребления конца 90-х. Всё изменилось на рубеже 2020 годов, когда весь мир, в том числе и Россия, обратились к теме экологии и осознанного потребления. 

Спрос превысил предложение

Игроки на рынке ресейла – продавцы и покупатели. Продавцы – состоятельные люди, которые обладают неким количеством вещей люксовых и премиальных брендов. Для них ресейл – возможность экологично разгрузить гардероб и вернуть часть стоимости одежды и аксессуаров через перепродажу. Покупателями чаще всего становится молодёжь. Её представители уже неплохо зарабатывают и разбираются в моде, но всё ещё не могут позволить себе частые покупки в люксовом ритейле. 

В период пандемии коронавируса оба сегмента аудитории демонстрировали повышенный интерес к ресейлу. С одной стороны, люди начали чаще разбирать гардероб и продавать вещи, чтобы заработать. С другой стороны, многие потребители стали чаще приобретать качественные вещи известных брендов на ресейле, чтобы экономить средства. 

Текущий кризис, сопровождаемый уходом брендов из России и изменением курса валют, отразился на покупателях и продавцах по-разному. В марте 2022 года продажи на нашей платформе выросли в два раза, а в дни закрытия бутиков мы наблюдали ажиотажный спрос на Chanel, Hermes, Louis Vuitton и другие люксовые бренды.

Second Friend Store 

Продавцы, в свою очередь, не спешат теперь расставаться со своими вещами. Им необходимо время, чтобы оценить ситуацию, сориентироваться в ценах и понять, смогут ли они в ближайшее время покупать новые вещи. Кроме того, разбор гардероба требует времени. 

Чтобы упростить эту задачу, для людей с большими гардеробами мы запустили услугу персонального менеджера. Наш специалист выезжает к клиенту на дом, помогает отобрать вещи на продажу, оценивает их на месте и забирает их в шоурум, чтобы подготовить к следующей продаже и опубликовать информацию о них на сайте. Кстати, именно предоставление сервиса и отличает SFS от других проектов, в которых люди сами размещают объявления о продаже и напрямую коммуницируют с потенциальными покупателями. 

Цена вопроса

На данный момент мы наблюдаем снижение ассортимента примерно на 15%. Это связано с тем, что раньше поступление вещей превышало их продажи. За счёт этого всегда формировались товарные запасы, и количество артикулов в обороте росло. Сейчас тренд изменился: продажи выросли в два раза, при этом поступление товаров сократилось. 

Мы приняли решение массово не поднимать цены на платформе. Но по запросам от продавцов готовы пересматривать их в индивидуальном порядке. Такие запросы к нам периодически поступают и при переоценке мы отталкиваемся от актуальности товаров.

Second Friend Store 

Если вещи старше двух-трёх лет, то мы цену не поднимаем и даём возможность продавцу снять товар с публикации. Если вещь актуальная, куплена в прошлом сезоне или год назад, то мы поднимаем цену на 10%. Что касается новых товаров, которые начали поступать к нам после 24 февраля, мы используем примерно такой же подход: к менее актуальным вещам применяем старую систему оценки, к более актуальным – повышенный коэффициент. 

Что дальше

Дальнейшее развитие люксового ресейла сильно зависит от того, вернутся ли ушедшие бренды в Россию. Ведь рано или поздно вещи для перепродажи могут просто закончиться. Исходя из особенностей законодательства, можно предположить, что европейские бренды, в отличие от американских, смогут вернуться уже через 6-12 месяцев. Но это, конечно, оптимистичный прогноз. 

При негативном сценарии нам придётся рассматривать возможность увеличения доли брендов среднего сегмента, что приведёт к корректировке всей экономики проекта. 

Ресейл – очень ресурсоёмкий бизнес. Помимо традиционных для e-commerce издержек в ресейле присутствуют дополнительные затраты на аутентификацию и приём вещей, а также маркетинговые бюджеты фактически умножаются на два, потому что нам необходимо работать на две совершенно разные аудитории. При этом 60-80% от продаж мы отдаём нашим клиентам, что значительно выше доли закупки на первичном рынке. 

Несмотря на все сложности, мы видим долгосрочную перспективу развития рынка ресейла в России и уже сейчас ищем возможности пережить грядущий кризис.

Second Friend Store

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 мая 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов