Show must go on: как бизнесу работать со звуковым и световым оборудованием в условиях санкций

Прочтёте за 3 мин.

«Главная проблема – плановая замена техники и её сервисное обслуживание»

IT-инструменты, которые использует Владимир Розин

  • Yclients
  • Logic Pro
  • Zoom
  • YouTube
  • Telegram

В 2022 году практически все бизнес-ниши пострадали от санкций и ухода иностранных компаний. В частности, event-индустрия столкнулась с остановкой поставок светового и звукового оборудования мировых лидеров – от Sennheiser до Martin Professional. На долю западных брендов приходилось больше половины закупаемой аппаратуры для театров, цирков, концертных залов и других площадок. О том, насколько остро стоит проблема оборудования сегодня и почему параллельный импорт не панацея, порталу Biz360.ru рассказал Владимир Розин, генеральный директор IT-группы «Открытие».

Досье

Владимир Розин – основатель и директор IT-группы «Открытие». Компания основана в 2016 году, изначально специализацией была поставка оборудования, но позднее группа развернулась в сторону мультимедиа и интерактивных проектов. Сейчас «Открытие» – одна из немногих компаний, которая занимается полным оснащением концертных залов, музейными и интерактивными пространствами, а также видеомэппингом.

Владимир Розин

Чего лишилась отрасль за год

Иностранные вендоры были основными поставщиками звукового и светового оборудования в Россию. Доля европейских и американских компаний Sennheiser, Shure, Allen Heath и многих других достигала 70% в закупках звуковой и световой техники. И практически все эти вендоры в 2022 году перестали работать с Россией.

Кроме них, приостановил работу и японский Panasonic, который также занимал большую долю рынка мультимедиаоборудования в нашей стране. Но у Panasonic хотя бы сохранилась сервисная и техническая поддержка, а многие другие компании лишили клиентов и этого.

Можно говорить о том, что практически все категории звукового и светового оборудования так или иначе пострадали. Лучшие микрофоны были у Sennheiser и Shure, у них же и наушники. Микшеры – это Allen Heath, студийное оборудование – в основном Arturia. Среди светового и видеооборудования в России активно использовали ETC (США), Clay Paky (Италия), Martin Professional (Дания), LDDE (Австрия). И это только часть имён производителей, чьи продукты также перестали официально поставляться в Россию. 

Кто пострадал и как сильно

От ухода крупнейших вендоров пострадали все сферы, которые как-то соприкасаются с мультимедийным оборудованием. Возникли проблемы у звукорежиссёров и концертной индустрии, которые в основном пользовались продукцией брендов Sennheiser, Shure и Yamaha. 

Пострадала театральная сфера, для которой особенно острой стала потеря светового оборудования и аппаратуры для видеосъёмки. Не обошла стороной ситуация и цирки.

Главная проблема – плановая замена техники и её сервисное обслуживание. Например, в театрах оборудование обновляют каждые 5–7 лет, и сейчас повезло лишь тем, кто успел закупиться в 2021 году или в самом начале 2022 года. Остальные скоро будут вынуждены решать, на что менять устаревшую или не работающую аппаратуру. А также – как производить ремонт: в крупных театрах поломки почти ежедневные, в других около 5 приборов в течение двух месяцев отправляются в сервис.

С учётом того, что сервисное обслуживание многих ушедших компаний остановлено, возникает вопрос, как ремонтировать. Где брать запчасти, как долго ждать, кто должен заниматься ремонтом? Это, в свою очередь, вызвало подъём цен на 20–30% на техническое сопровождение мероприятий, где задействована аппаратура иностранных вендоров. 

Параллельный импорт и другие способы решить проблему

Часть российских компаний в разных отраслях после ухода иностранных вендоров обратилась к параллельному импорту. Однако не всё оборудование можно получить таким способом. Кроме того, по нашему опыту, некоторая аппаратура, ввезённая параллельным импортом, функционирует хуже, чем если бы она попала в страну официально. Например, у микрофонов есть радиочастоты, в которых они работают. Если товар запрещён к официальному ввозу, производитель не выделяет эти частоты для России, и в итоге здесь он будет хуже функционировать. 

Также есть вопрос долгого ожидания. Раньше всё оборудование вендоров находилось на складах и приезжало почти моментально. Сейчас через параллельный импорт приходится ждать 2-3 месяца, при этом нет какого-то чёткого установленного срока. Для проектов, которые надо выполнить быстро, это огромная проблема.

Вдобавок параллельный импорт повышает цены на оборудование, в основном из-за логистических сложностей. Например, микрофоны уже обходятся не в 30 тысяч рублей, а в 130 тысяч. Самый большой скачок цен зафиксирован осенью 2022 года на фоне колебаний курса. Сейчас таких «американских горок» нет, цены остались на том же высоком уровне, но хотя бы не растут сильнее. Но для многих участников концертной, театральной и других сфер закупка привычного оборудования в итоге становится нерентабельной.

Это приводит к тому, что большая часть компаний всё же начинает искать альтернативу у других поставщиков. Теперь 90% закупок светового и звукового оборудования приходится на китайских вендоров. У них есть аналоги для всех позиций, которые потерял рынок: и для пультов, и для микшеров, и для проекторов, и так далее. Но, во-первых, надо долго искать качественные продукты. Во-вторых, иногда очень трудно разобраться в китайских мануалах к оборудованию. Тем не менее, китайские альтернативы – пока основной путь решения проблемы, к которому прибегают и крупные, и мелкие компании.

Российские аналоги тоже есть: ProTone, TDA Audio, Universal Acoustics. Театры, например, покупают звуковое оборудование у отечественных вендоров, а световое у китайских. Но у российских компаний пока есть аналоги далеко не для каждой потерянной позиции. Поэтому поиск альтернатив у китайских поставщиков и периодическое обращение к параллельному импорту сегодня самая рабочая схема решения проблемы. Ей же пользуемся и мы в «Открытии».

В целом вопрос поставок качественного оборудования ещё открыт, но все решаемо. Мы закрываем свои задачи – получаем и аппаратуру, и запчасти, постепенно переходим с ушедших брендов на те, которые присутствуют в России и оказывают сервисную и техподдержку. Сложности есть, но ситуация не критическая.

Рекомендации предпринимателям, которые выходят на мультимедиарынок

  • По возможности ищите аналоги у тех брендов, которые сохраняют официальное представительство на российском рынке. Это снизит риски для дальнейшего технического обслуживания и упростит работу с конечным клиентом. 

  • Планируете работать с госзаказчиками – учитывайте, что им нужны сертификаты качества (например, ЕАС). Поэтому для них оборудование, полученное параллельным импортом, использовать нельзя. 

  • Если будете обращаться к параллельному импорту, внимательнее выбирайте дистрибьютора: в таких «серых» схемах растёт риск мошенничества и продажи подделок. 

  • Будьте готовы к долгим поискам и тщательному выбору оборудования: качественные альтернативы есть и даже по приемлемым ценам, но их ещё нужно найти.

Sound 

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

19 июня 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов