За стол к Николаю II: как заработать на исторических и литературных ужинах

Прочтёте за 6 мин.

«Друзья говорят: «Тебя надо снимать в рекламе! Ты с таким наслаждением ешь!»

IT-инструменты, которые использует Анна Омельченко

  • Tilda
  • SendPulse
  • Nethouse
  • TimePad
  • Instagram

«Я придумала проект об истории еды, потому что больше всего на свете люблю вкусно поесть! Однако просто поесть можно в любом ресторане, мне же интересно исследовать, откуда и как возникло то или иное блюдо или легенда, с ним связанная. И ещё меня заряжает общение с умными, образованными и неравнодушными людьми - именно таких я вижу на наших вечерах. Так сложились три столпа моего проекта Gedonistica: еда, искусство, общение», - говорит Анна Омельченко, которая организует литературные и исторические вечера с аутентичным ужином и рассказами о той или иной эпохе. О том, как заработать на исторических и литературных ужинах, Анна Омельченко рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Анна Омельченко, 35 лет, предприниматель из Москвы, основатель проекта  Gedonistica (проведение исторических и литературных ужинов). Образование: МГИМО, факультет международного бизнеса и делового администрирования. До запуска своего бизнеса занималась рекламой в компании Nestle. Замужем, мама двух детей. Хобби: создание живописных копий картин великих художников.

Анна Омельченко

Найти свой круг

Я долго сидела с детьми в декрете, и в какой-то момент начала думать, куда же мне двигаться дальше, чем заниматься? С одной стороны, у меня есть организаторские способности. Я - магистр менеджмента, а это, по сути, человек, который все процессы управления, организации и контроля может замкнуть на себе. Что говорить - я даже собственную свадьбу готовила сама!

С другой стороны, я люблю поесть! Еда для меня - огромное удовольствие. Друзья твердят: «Тебя надо снимать в рекламе! Ты с таким наслаждением ешь!» Но меня также интересует история еды: откуда возникли те или иные рецепты, какие блюда играли ключевую роль в национальных кухнях разных стран, как и почему шеф-повары достигали кулинарных высот.

С третьей стороны, я как любая мама в декрете, испытывала катастрофическую нехватку общения «по интересам», «по душам».

Анна Омельченко

В итоге, из трёх частей и сложилась идея ужинов с особой атмосферой, куда бы приходили интеллигентные люди не только попробовать блюда великих гурманов, но и узнать новое о жизни и стиле еды разных стран и эпох.

Так родился проект Gedonistica. Мне хотелось, чтобы в названии ассоциативно обыгрывалось слово «гедонизм», и одновременно с этим был акцент на научном подходе, так как проект несёт в себе образовательную составляющую. 

Как первый поцелуй

Самый первый тематический ужин по истории шоколада состоялся летом 2018 года. Я помню его как первый поцелуй! Из гостей пришла экс-коллега с подругой, ещё пять человек пришли через Instagram и Facebook. Семь человек на первом вечере - для меня это была победа!

Подключив рекламу в соцсетях, с марта следующего года запустила сразу серию ужинов: сначала четыре мероприятия в месяц, затем – шесть, и так далее. В пике до пандемии проводила 12-13 встреч в месяц. Проект вышел «в ноль» на пятый месяц.

Gedonistica

На старт потребовалось около полумиллиона рублей вложений, включая затраты на рекламу. В августе, после карантина, а значит, вынужденной паузы, прошло четыре мероприятия, в сентябре - уже семь.

В октябре расширяем кулинарную географию встреч: в планах не только старинная русская кухня, но и изящная французская, викторианская английская, традиционная немецкая, интереснейшая кухня южных штатов США.

Gedonistica

Например, можно будет отведать устриц в хрустящем тесте под сметанном соусом для Ретта Батлера, шоколадный тарт с пеканом для Скарлетт О'Хара, стерляжью уху по Гоголю, «бесстыдную в своей наготе» кулебяку по-чеховски, английского белого перепела в стиле Шерлока Холмса, мюнхенские колбаски с Октоберфеста, квашеную репу и утку с яблоками, розмарином, тимьяном и корицей со стола императрицы Екатерины Великой.

Карантин: до и после

В среднем, на ужин собирается 15-25 человек. Всё зависит от того, насколько откликается тема: есть мероприятия на 10 человек, а есть хиты, где полный аншлаг - 40-45 человек.

На сегодня у проекта есть официальный сайт Gedonistica, аккаунт в Instagram и страничка в Facebook. Недавно появился канал на «Яндекс.Дзен». Продвижение и продажи идут, по большей части, через Instagram (у проекта 19 тысяч подписчиков), также билеты на ужины можно приобрести через агентов - TimePad и Nethouse. В месяц на таргетированную рекламу в Instagram тратим примерно 20-30 тысяч рублей. 

Gedonistica

В карантин проект «встал». Вынужденная пауза позволила передохнуть (я год с лишним работала в режиме 24/7), а также придумать новые ответвления бизнеса, в том числе онлайн-формат, где я вижу большой потенциал для роста. Сегодня проект ограничен Москвой, а мне хочется распространить его по России и дальше - на русскоговорящую аудиторию других стран, где тоже любят еду и интересуются историей кухни.

Связанные одной темой

Все наши гости объединены интересом к какой-то одной теме - Гиляровскому, истории дома Романовых, величию «Титаника» или красоте эпохи Возрождения. Но в равной же степени - и любовью к еде. История еды - основное, что нас собирает вместе.

Лекторы - историки, филологи, искусствоведы - погружают гостей в выбранную тему, рассказывая не только контекст эпохи, произведения или страны, но и, безусловно, самое любимое - исторические байки.

Gedonistica

Вечер обычно подразделяется на несколько исторических блоков, между ними подаются блюда, которые мы с шефом специально заранее отбираем для каждой темы. Выбор этот не случаен - я перечитываю много разных источников, чтобы найти интересные рецепты или те, которые в большей степени характеризуют любовь, скажем, Чехова или его персонажей, к еде.

А ещё я обожаю готовить викторины! Знаю даже, что есть постоянные гости, которые именно их ждут. И призом бывает сюрприз от шефа на десерт. 

Викинги-вегетарианцы

У нас индивидуальный подход к каждому гостю. Однажды перед ужином викингов мне позвонила девушка, она хотела прийти со своим спутником, оба вегетарианцы. А что, как мы с вами привыкли думать, едят викинги? Ну, обычно это мясо на вертеле, подкопченное и в дыму, брутальные порции, что-то далеко не изящное. «Можете сделать отдельное меню для нас, как ели викинги, но только без мяса?» Можем!

Мы с шефом долго ломали голову, как правильно заменить то, что придумали в первоначальном варианте на то, что тоже было бы исторически точно. Но справились: вместо рыбного супа был тыквенный, а рагу с олениной заменили на овощное рагу с кореньями и травами.

Gedonistica

И ещё случай помню. Другой ужин, по теме «Москва и москвичи по Гиляровскому» - в том меню рыба была в трёх блюдах из четырёх! Только десерт был не из рыбы. И пришла к нам гостья с аллергией… на рыбу. Мы, конечно, подобрали те блюда, которые ей было можно.

Но мне так приятно, что тема ужина цепляет человека настолько, что он хочет прийти на мероприятие, несмотря ни на что другое.

Императорское меню и джазовая джамбалайя

Один из наших фаворитов - ужин по императорскому меню при Николае II. По старинным меню, каким-то чудом дошедшим до нас, мы смогли реконструировать рецепты и отдельные события тех дней.

Так, в меню нашего ужина: холодное из сигов 1896 года, рассольник из меню торжественной трапезы в день коронации Николая II в Грановитой палате; жаркое из пулярки с кореньями из меню парадного обеда в Зимнем дворце в честь 300-летия дома Романовых в 1913 году.

Анна Омельченко

В августе мы провели ужин в ритме джаза - пришло 40 человек! Подобрали очень атмосферный ресторан в духе 20-х годов, который способствовал развитию темы бутлегерства и мафии. Музыка тогда меняла мир вокруг, и отражала происходящие в нём изменения. Джаз звучал отовсюду, из любого кабачка. Именно так и было заснято в первом звуковом фильме 1927 года – «Певце джаза».

Я очень люблю к каждой лекции подбирать отрывки из старинных фильмов. Такие отрывки погружают в эпоху и атмосферу с головой. Шеф виртуозно воплотил американские рецепты начала века - джамбалайя стала фаворитом вечера.

Двигать горы

Цена билета на наш ужин - 4 290 рублей. С декабря я не поднимаю стоимость - мне важно, чтобы мероприятие было доступным.

Однажды мы делали ужин по «Игре престолов». Я обычно общаюсь с гостями, подхожу к каждому столику, знакомлюсь, спрашиваю о впечатлениях. И мужчина мне говорит: «А почему вы не в костюме Дейнерис?!»

Gedonistica

Я знаю, что некоторые гости хотели бы кринолины и прочий антураж. Я даже пыталась разработать сценарий с костюмами, интерьером. Но цена билета сразу взлетит - минимум до 10-15 тысяч рублей. Сколько людей могут себе позволить вынуть из кармана 15 тысяч и потратить их на один вечер? Это совершенно другой сегмент. А мои постоянные и любимые клиенты-учительницы говорят: «Мы целый месяц копили, чтобы пойти к вам на ужин!» Для таких людей хочется горы двигать. 

Наша целевая аудитория - от 6 лет до бесконечности. Например, одна из моих любимых дам отпраздновала у нас день рождения - 92 года! Другая элегантная леди в шляпке с вуалью пришла на свой 80-летний юбилей.

Gedonistica

Мне очень ценно, когда на ужине отмечают важные даты - дни рождения, годовщины, романтические моменты. Если успевают предупредить заранее, то мы обязательно поздравляем гостей от себя. 

Горящие глаза не скопировать

Конечно, есть и сложные моменты. Некоторые гости приходят со своими ожиданиями, которым действительность не всегда соответствует: «А мы думали, что мы будем в кринолинах!». Или – «На вечере в Петербурге был иммерсивный спектакль, я думала, и здесь тоже будет!»

Почему так, не могу объяснить - я максимально подробно описываю программу ужина, и после мероприятия делаю фото-и видеоотчёты, чтобы люди понимали формат вечера.

Gedonistica

Не могу сказать, много ли предложений подобного формата, но знаю, что есть люди, которые скопировали мою идею. Так, один из лекторов, которого я детально посвятила в свою концепцию, начал проводить свои ужины по Гоголю и Булгакову. Знаю также , что мою идею реализуют в тех ресторанах, с которыми я некогда сотрудничала.

Здесь нечего переживать - невозможно скопировать творчество, энергию, эмоции и наши горящие глаза. Это как если бы все мастера маникюра, выходя на рынок, думали о том, что их скопируют. Ну, пусть пробуют. Посмотрим, что из этого выйдет. 

Полное погружение

В проекте Gedonistica нет штатных сотрудников. Концепция ужинов, организация, общение с клиентами и партнерами, ведение соцсетей - на мне, за финансовую и юридическую часть проекта отвечает муж. 

Шеф-поваров и лекторов на мероприятие я ищу долго. Мне важно найти родственные души, которые говорили бы со мной на одном языке. Но случаются и накладки. Например, есть замечательный, увлечённый специалист. Мы делаем с ним два-три прогона лекции - всё прекрасно. И вот он выходит на публику и… совершенно теряется. Я думаю: «Ну как же так? Что же такое произошло?!»

Gedonistica

Люди есть люди, и человеческий фактор никто не отменял. В итоге у нас сформировалась «великолепная пятёрка» из лекторов, у каждого - свой творческий подход и темперамент.

Главное, что объединяет тех, кто занят в проекте Gedonistica, - это горящие глаза. Только в этом случае и у гостей глаза будут гореть, а для меня это самая большая отрада.

Это любовь!

Для меня мой проект - это моё детище. Я просыпаюсь в семь утра, беру телефон и начинаю работать, работать, работать - и вкладывать в своё дело много чувств, энергии, эмоций. Это нельзя назвать бизнесом, это нельзя назвать хобби. Это что-то большее, чем и то, и другое.

Я с головой погружаюсь в каждую новую гастрономическую тему - мне это дико интересно. Гости часто спрашивают на мероприятии: «Вы педагог? Актриса?». Я, например, могу любимые стихи Есенина прочесть во время ужина по Серебряному веку. А в прошлый Новый год я сама вела ужин, потому что 31 декабря все лекторы мне сказали: «Анна, окститесь!» А я думаю: «Ну как же так? Это же Новый год, такая прекрасная история!»

В итоге на тему «Новогодняя история еды от А до Я» я приготовила список рождественских и новогодних блюд разных стран в алфавитном порядке и про каждое рассказывала праздничную историю: П - праздничный рождественский пудинг, Щ - история первых щелкунчиков и т.д. Помню, мы дошли до середины алфавита, на часах 2:45 ночи, я призываю: «Друзья, давайте выпьем шампанское, потанцуем - Новый год же!». А мне: «Нет-нет, шампанское подождёт, вы рассказывайте дальше!» Это фантастическое ощущение!

Анна Омельченко

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

21 сентября 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов