(Анти)кризисный ритейл: как меняется сфера торговли в эпоху санкций и экономических катаклизмов

Прочтёте за 3 мин.

«Предприниматели стали больше времени уделять не продажам, а «доставанию» товаров»

IT-инструменты, которые использует Алексей Биляк

  • 1С:Бухгалтерия
  • 1С:ЗУП
  • 1С:Управление торговлей

Сфера ритейла в России 2022 года переживает сложные времена – сказываются жёсткие санкции, высокая зависимость от импорта комплектующих, проблемами с грузовыми перевозками, валютные скачки, отказ многих производителей от сотрудничества с российскими компаниями и т.д. О том, как игроки рынка реагируют на внешние изменения, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал руководитель санкт-петербургского офиса компании «ЦКТ» Алексей Биляк.

Досье

Алексей Биляк – 32 года, руководитель санкт-петербургского офиса компании  «ЦКТ». Окончил РГПУ им. Герцена по специальности «Менеджмент организации». В компанию «ЦКТ», которая специализируется на B2B-ритейле, пришёл сразу после окончания вуза – в 2011 году. Руководит офисом в Санкт-Петербурге с 2014 года.

Алексей Биляк

Падение вместо роста

В начале года аналитики прогнозировали по ритейлу рост продаж в России на 10%. После введения санкций и закрытия границ, по оценке на июнь 2022 года, ожидается общий спад по рынку до 5%. 

Уход международных компаний вызвал дефицит во всех сферах рынка. Его не смогут компенсировать в полном объёме товары из «дружественных» государств – Китая и других стран Азии. Для полного замещения потребуются от одного до двух лет при благоприятном исходе. Если это будут новые бренды и новые компании, то им понадобится какое-то время на наработку репутации и узнаваемости – это относится ко всем товарам и транспорту. 

Ушедшие из России бренды создали возможность для отечественного бизнеса занять освободившиеся ниши. Большое количество сокращений в иностранных компаниях даёт возможность быстро набирать опытный персонал при меньших затратах на зарплату. 

Сейчас самое время выяснить, что наработал наш рынок за последние 30 лет, какие знания и технологии на нём есть, насколько образованы и обучены торговые кадры в нашей стране, создан ли фундамент для торговли без заимствования иностранных технологий.

Параллельный и дорогой импорт 

Главное новое правило или, можно сказать, схема – доставка товаров по системе так называемого параллельного импорта. Раньше компания-производитель поставляла в нашу страну товары через местных дистрибьюторов, а те, в свою очередь, через собственные дилерские сети либо через цепочки поставок. Сейчас почти все импортные товары компаний, ушедших с нашего рынка, будут ввозиться без согласия производителя или правообладателя. 

У такого подхода есть очевидные минусы: логистика, пошлины в других странах, неконтролируемая наценка компаний, которые будут приобретать эти товары для нашего рынка. Всё это приведёт к росту стоимости таких товаров на нашем рынке. Например, автомобили могут подорожать до 50%, а бытовая техника – до 25-35%. Если говорить о коммерческих товарах или грузах, строительном транспорте, то здесь рост цен может достигнуть 100%. 

Все понимают, что это вынужденная мера, которая должна частично компенсировать нехватку товаров на нашем рынке. Для этого государство, вероятно, подготовит и выпустит ряд новых законопроектов.

Новые условия торговли

Главным изменением рынка стало то, что ушли постоплатные условия работы между компаниями. Почти все игроки перешли на предоплату. На рынке это вызвало цепную реакцию: валюта падает, а цены на многие товары не снижаются либо растут. 

Дилерам и производствам приходится брать дорогие кредиты на закупку сырья и товаров, ведь многие заключили в прошлом году договоры с госструктурами и крупными компаниями. Не выполняя условия контрактов, поставщики рискуют получить штрафы, потерять клиентов и понести крупные репетиционные потери. Поэтому повсеместное отсутствие отсрочки является, наверное, одним из главных факторов ценообразования, наравне с дефицитом групп товаров на рынке и, конечно, логистикой. 

Из-за того, что организации вынуждены ожидать фактического поступления денежных средств, время доставки и логистики увеличилось, и это играет в минус сервису. 

Если говорить о розничных продажах, то в магазинах практически исчезли рассрочки, а проценты по кредитам для физлиц (кстати, как и для юрлиц тоже) выросли в два и более раза. Такая ситуация не позволяет увеличить продажи на некоторые товары. 

Кроме того, как показывают исследования 2022 года, количество покупателей, желающих сэкономить либо вообще отказаться от покупки товаров, выросло в два раза. Все эти факторы говорят об одном: продавцам и поставщикам придётся менять свою маркетинговую политику, продавать товары непривычным способом, например, сотрудничать с маркетплейсами и запускать дополнительную рекламу. 

Что дальше

В 2022 году рынок ритейла в России будет меняться, исходя из условий, которые диктует экономическая ситуация, и ограничений, которые накладываются на него иностранными компаниями. Наши предприниматели стали больше времени уделять не продажам, а доставке в Россию или производству товаров, так как во многих сегментах спрос превышает предложение. 

Сколько времени понадобится на перестройку рынка, прогнозировать сложно, но с уверенностью можно сказать, что 2022 год во многом будет экспериментальным. От того, каким образом в данный период будет жить рынок, зависят темпы его роста в дальнейшем.

Retail

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

13 июля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов