Да будет свет: как поднять продажи в магазине за счёт освещения

Прочтёте за 4 мин.
08 ноября 2016

Михаил Гусманов – о том, как представить товар на полках в лучшем свете

IT-инструменты, которые использует Михаил Гусманов

  • S.Builder
  • Dialux
  • Revolux
  • YouTube

От правильного освещения в магазине в значительной степени зависят показатели выручки. Особенно это касается тех товаров, цветовые нюансы которых крайне важны для покупателя – например, одежды, аксессуаров, декоративной косметики, детских товаров и т.д. О том, как освещение влияет на продажи и что нужно учитывать при световом оформлении торговых объектов, рассказал основатель и генеральный директор московской компании NLT (New Light Technology) Михаил Гусманов.

Досье

Михаил Гусманов, основатель и генеральный директор компании  NLT (New Light Technology), эксперт в области светодиодного освещения в сфере ритейла. Имеет два высших образования: Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники и Институт компьютерных технологий МЭСИ. Компания  NLT обслуживает более 2000 клиентов в России и странах СНГ.

Михаил Гусманов

Что такое «правильный» свет

В современном визуальном мерчендайзинге правильный свет - это 60% успеха, то есть больше половины. Но многие до сих пор думают, что затраты на свет в магазине - это именно та статья, за счёт которой можно резать «косты». А результатом такой экономии на свете в помещении становится тёмный магазин, в котором в итоге неважно идут продажи.

Нужно учитывать: покупатель стал капризным - он не купит вещи, которые «не видит» и не зайдёт в магазин, где темно и душно. Человек не готов тратить деньги, если ему оказывают сервис 90-х годов. И отсутствие профессионального света играет здесь не последнюю роль.

Основа правильного света - не только подсветка витрин и хорошая освещённость товара, но и верно подобранная цветовая температура, зонирование, равномерность засветки и т.д. Всё то, что создает общую атмосферу в магазине. Очень многое зависит также от особенностей ваших покупателей и от того, что именно вы продаёте. Каждому товару - свой свет, каждому клиенту - индивидуальный подход.

NLT

Даже спроектировав и купив хорошие светильники, можно получить тёмный магазин. Как правило, это происходит потому, что не соблюдается схема расстановки светильников и удаления источников света от торгового пространства (полок, стеллажей, манекенов).

Если строители вешают шинопровод или потолок на полметра-метр выше, уровень освещённости может измениться на 15−20% от рассчитанного

Специальное программное обеспечение - Revolux или Dialux - позволяет в 3D-формате воспроизвести в деталях интерьер магазина и оптимально расставить светильники, не забыв ни одной зоны.

Нет лишних светильников - нет лишних затрат, но важно внимательно расставить и направить светильники в готовом магазине, так как любое отклонение от запроектированной зоны ухудшает качество освещённости.

Почему освещение - это важно

Недавно у нас был кейс с детским магазином. В торговом центре произошла реконструкция парфюмерного магазина, который находился рядом. Владельцы торгового центра решили, что такой шикарный магазин теперь не может соседствовать с «магазином из 90-х» и попросили владельцев детского магазина также провести реконструкцию, чтобы соответствовать соседу.

Мы изучили существующее освещение и разработали новую систему - на основе трековых светильников с тёплым оттенком (температура цвета - 3000К). И детские цветные товары стали выглядеть ярко, магазин приобрёл совсем другой вид. Результат хорошо виден на фото.

До замены старой системы освещения:

NLT

После замены системы освещения:

NLT

Еще один интересный кейс получился с одной из торговых точек сети обуви и аксессуаров «Терволина». Магазин расположена на первом этаже торгового центра. Общая площадь магазина - 300 «квадратов». Он условно поделён на мужскую и женскую зоны. Общая освещённость в магазине в отдельных участках составляла 100−150 лк (люкс - единица измерения освещённости – прим. редакции), при минимальном нормативе 800 лк.

Исходя из поставленного заказчиком бюджета, мы подобрали светодиодные светильники. Уже в момент замены светильников в мужской зоне мы заметили, что покупателей стало больше. За час работы по реконструкции света было куплено сразу четыре пары мужских ботинок. Магазин работает с этого момента уже третий год и показывает стабильный результат - продажи выросли на 30%.

NLT

В освещении важно учитывать всё:

  • Освещение торгового зала, зонирование.
  • Подсветку полок и товара.
  • Свет в витринах.
  • Освещение кассовой зоны.
  • Свет на складе.

У каждого участка свои особенности и требования. Выделить что-то одно невозможно, потому что только комплексный подход к освещению в магазине может создать нужную атмосферу для покупателя. И каждый магазин требует индивидуального подхода.

Например, часто в отделах декоративной косметики используют светильники с низким CRI (коэффициент цветопередачи). Бедные девушки бегают на улицу, чтобы понять, какой же на самом деле они покупают оттенок помады или теней. В целом, по нашим наблюдениям, в России 90% магазинов косметики имеют такие проблемы со светом.

NLT

Мы наблюдаем и проблему с освещением в офисах. К сожалению, практически все производители офисного света заточены на высокую эффективность светильников и их низкую стоимость. В результате мы получаем светильники холодного несбалансированного спектра, с низким CRI - обычно 65−75. Офисные сотрудники, которые работают при таком свете, очень быстро утомляются и теряют работоспособность. Работодатель экономит на электроэнергии, на стоимости самих светильников, а по факту теряет в эффективности своего бизнеса. И думаю, это значительно бóльшие деньги, чем он экономит и планирует экономить на электроэнергии.

Ошибки в освещении торговых объектов

Основные ошибки размещения трекового света (подсветка для выделения объекта, товара):

1. На большой высоте ставят светильники с широким углом освещения.

2. На шинопровод (конструкция, которая легко поддается конфигурации или модификации для подачи электроэнергии) ставят много светильников небольшой мощности, пытаясь добиться высокой освещённости.

3. Шинопровод монтируют далеко от края полки (должно быть не далее 1,2 метра), светильники не обеспечивают высокой освещённости с большого расстояния до товара.

4. Используют светильники с низкой эффективностью, но увеличенным током. Это позволяет «разгонять» светильники до высокого светового потока, но они быстро выходят из строя, деградирует световой поток (снижение до 70% от первоначального) и цветовая температура (смещение в фиолетовый, синий и зеленый оттенки).

5. Используются весьма громоздкие корпуса от старых МГЛ-светильников (металлогалогенных ламп), которые не оптимизированы под эффективный отвод тепла от кристалла.

6. Потолок белый, но используют черный шинопровод и светильники. Или наоборот - потолок черный, а корпус у светильников и шинопровода светлый. Иногда, конечно, это может быть дизайнерской задумкой. В других случаях это плохо.

7. Неправильное размещение шинопровода в витринах (неправильное освещение манекенов), около зеркал (ослепление покупателя), в примерочных зонах (недостаточная освещённость), во входных группах (не соблюдается зонирование).

NLT

Основные ошибки общего заливающего света:

1. Неправильно подобранная цветовая температура.

2. Неправильно подобранная мощность и световой поток при использовании высоких нестандартных потолков - в результате, недостаточная освещённость.

3. Неправильное использование светорассеивающих материалов (потери светового потока могут достигать 50%).

4. Неправильные углы освещения (слишком узкие дают пятна, слишком широкие - недостаточную освещённость или неравномерность засветки).

5. Неправильное расположение светильников в торговом зале.

Вот фотопример неправильного расположения светильников в торговом зале.

Темные полки, холодный свет в книжном магазине:

NLT

Очень часто при освещении полок используются светодиоды с низким индексом цветопередачи (CRI 60-65).  80% ленты, которую можно купить на российском рынке, имеет такие показатели. Товар на полке имеет один цвет, но когда его берут в руки и товар освещается общим или акцентным светом с хорошим показателем - мы получаем другой оттенок. В каких случаях это происходит?

  • Мощная лента используется без алюминиевого канала, который эффективно отводит тепло, в результате лента быстро деградирует и выходит из строя.

  • Используется некачественная лента, которая деградирует и уходит в фиолетовый или синий цветовой диапазон - получаем «синие магазины».

  • Светодиодная лента недорогая и имеет низкий световой поток, недостаточный для освещения товара на полках.

Светодиодная лента «ушла» в фиолетовый диапазон

NLT

Что нужно учесть при освещении товара

Стиль осветительного прибора определяется его качеством, внешним видом и технологией исполнения.

1. Современный осветительный прибор использует светодиодный источник света, для обеспечения долговечности и эффективности важно правильно отводить тепловую энергию (радиатор) и обеспечивать качественное питание (источник тока).

2. Важно иметь оптимальный отражатель, обеспечивающий минимальные потери светового потока на внутреннем отражении.

3. В месте крепления светодиода и радиатора необходимо обеспечивать максимальную теплопроводность, что достигается специальной термопастой. Некачественная паста высыхает через несколько месяцев - и светильник выходит из строя. Современные термопасты должны обеспечивать эффективную теплопроводность до 5 лет.

4. Стильные световые приборы разных типов, используемые в одном помещении, должны иметь стабильную цветовую температуру в одном из выбранных значений. Например, если теплая гамма - 3000К, все приборы должны иметь отклонения не более ±100К.

5. Цвет корпуса трекового светильника должен совпадать с цветом шинопровода. Большинство дизайнеров требуют, чтобы светильник был весь одного цвета, но многие  производители красят радиатор черным цветом, а корпус - белым.

6. Элементы крепления в потолок, на шинопровод или стену должны обеспечивать многократный монтаж и демонтаж, исключать неправильное подключение и соблюдение правил ПУЭ (правила устройства электроустановок).

7. Лакокрасочное покрытие должно обеспечивать эффективный отвод тепла.

Источник: Probusiness.by.

Ligth

Читайте также:

75 ошибок начинающих предпринимателей: опыт бывалых.
42 лайфхака краудфандинга: как собрать денег на стартап.
На ошибках учатся: три кейса о стратегических просчётах.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы