Идеальный шторм: как политический форс-мажор едва не погубил компанию

Прочтёте за 4 мин.

Виктория Белякова – о том, как кризисная ситуация стала драйвером развития для её проекта Innovation Camp

IT-инструменты, которые использует Виктория Белякова

  • AmoCRM
  • Trello
  • Slack

Кризисная ситуация в политике или экономике может поставить под угрозу многие виды бизнеса. Для проекта Innovation Camp, организующего для предпринимателей деловые туры в Америку, такой угрозой стало охлаждение отношений между США и Россией и трудности с выдачей россиянам американской визы. О том, как эта ситуация позволила перепрофилировать бизнес и запустить новые направления в работе, порталу Biz360.ru рассказала основательница Innovation Camp Виктория Белякова.

Досье

Виктория Белякова, 32 года, основатель проекта  Innovation Camp (бизнес-туры по всему миру). По образованию – маркетолог. Работала директором по развитию в рекламном агентстве в Киеве, управляющим директором школы креативного мышления «Икра» в Москве; чуть позже основала лабораторию коммуникаций The Lab. В 2014 году организовала первый бизнес-тур в Калифорнию, из которого и родился проект Innovation Camp. В 2017 году начала масштабировать бизнес вместе с Игорем Любимовым, одним из основателей калифорнийского стартапа Edwin.ai.

Виктория Белякова

Волшебный пинок

К концу 2017 года наш проект Innovation Camp вошёл в фазу стабильности: мы регулярно проводили заезды для групп предпринимателей, получили несколько корпоративных заказов на начало следующего года. После стольких лет борьбы, когда мы долго объясняли нашей целевой аудитории формат деловых туров в США и пережили два финансовых кризиса, казалось, что всё наладилось.

Но в начале года один за другим стали срываться корпоративные заезды. Люди не могли получить в России визу США (из-за сокращения почти в три раза количества сотрудников дипмиссии США в России по требованию МИД – примечание редакции), а ехать за ней в другие страны были готовы не все.

В это время у меня был момент, когда я подумала, что мы зря всем этим занимаемся: все рабочие процессы, которые мы так долго выстраивали, оказались сорваннымы. Но потом я поняла, что кризис – это потрясающий период. Он может стать волшебным пинком для того, чтобы расти и развиваться. У нас произошло именно так.

Германия, Корея, далее везде

Когда в течение месяца мы не смогли принять в Сан-Франциско ни одной группы из-за невыдачи им визы, я стала прорабатывать возможность бизнес-туров в другие страны, не в США. Я начала активнее следить за ситуацией в мире – изучала, какие страны являются этакими пульсирующими точками в плане развития каких-то направлений. И сразу же учитывала, легко ли будет россиянам получить визы в эти государства.

Именно так у нас запустилось несколько новых направлений, о которых раньше я только мечтала. Ещё лет пять назад я понимала, что многие digital-стартапы зародились в Берлине: например, SoundCloud, Spotify. Там существует много акселераторов, хабов и крупных площадок. Мы стали готовить программу для стартапов и предпринимателей в Берлине и увидели, что там очень активная жизнь. На одном Сан-Франциско, как оказалось, свет клином не сошёлся.

Программа в Берлине получилась насыщенная и бодрая. Формат такой же, как бизнес-тур в Сан-Франциско: четыре деловых встречи в течение дня. У меня это первая страна, где у программы не один куратор, а целых три.

В этом году мы впервые провели тур в Корею, который готовили ещё в 2017 году. После ситуации с визами активнее прокачиваем возможность туров в эту страну, а также рассматриваем Японию и Сингапур с фокусом на блокчейне и искусственном интеллекте.


Сейчас мы впервые провели инновационный тур для стартапов в Москве совместно с Be Unicorn (сайд-проект компании Hello Baby). В нём приняли участие все те, кто хотел приехать в США, но не смог получить визу. В этом туре мы сделали переупаковку и доработку российских стартапов.

Запуск новых направлений

Когда-то давно у меня был запрос от корпоративного клиента на создание программы для HR-специалистов. В январе 2018 года, когда у меня было время подумать, что делать дальше с проектом, я написала общую концепцию такого тура. На нашем сайте мы сверстали страничку с туром для эйчаров, она должна была находиться в закладках как черновик. Но что-то пошло не так, и тур оказался в подборке действующих. Мы не анонсировали его и нигде не продвигали.

Неожиданно для меня самой нам стали писать люди с просьбой выставить им счёт за этот тур. Они готовы были приехать, хотя тур ещё не был нами до конца проработан. Эта история дала мне толчок к понимаю того, что есть компании и владельцы растущего бизнеса в России, заинтересованные в получении актуальных знаний по инновациям, внедрениям в корпорацию новых технологий, развитию талантов внутри компании.

Они уже выстроили свой бизнес и наладили в нём все процессы, но появление новых технологий заставляет их меняться. И им важно понять, как внедрять всё новое без ущерба для текущих бизнес-процессов.

В это же время ко мне вернулась Оксана Завойко, с которой мы запускали Innovation Camp. Она доработала программу для эйчаров и сделала её, на мой взгляд, просто идеальной.


Тур мы приурочили к HR-форуму в США, который посвящён особенностям построения и ведения корпоративной культуры. То есть помимо наших мастер-классов будет ещё и форум.

Также мы запускаем новую для себя, но трендовую тематику – блокчейн-тур. Мы понимаем, что участникам такого тура надо идти не в офисы типа Google или Facebook. Эти компании появились давно, они скоро будут восприниматься как динозавры. Поэтому участников блокчейн-тура мы поведём в компании, которые приходят им на смену, например, Coinbase, Ripple и т.д. Потому что узнать, куда всё движется, можно только в компаниях «новой эпохи».

Также совместно с компаниями Science guide и Data Monsters запускаем AI Camp - тур, посвящённый искусственному интеллекту. Он будет состоять из трёх блоков:

  • для AI-стартапов;
  • для тех, кто хочет понять, что такое AI и как его используют мировые лидеры;
  • AI-хакатон с призовым фондом $30 000.

В поисках новой аудитории

Мы начали размещать таргетированную рекламу для жителей Украины, Казахстана, Белоруссии. Но с белорусами в плане получения американской визы ситуация ещё хуже, чем с россиянами – почти всем отказывают в её выдаче. Жители Украины и Казахстана получают визы без проблем.

Меня удивили жители Казахстана. Они оказались очень активными, хотя я ставила таргетинг на их страну в качестве теста, ни на что особенно не рассчитывая. Но сейчас у меня есть заявки от них на fashion-тур, HR-тур и инновации. Всё же утвержденная в Казахстане госпрограмма по развитию инноваций работает!

Сейчас мы таргетируемся и на русскоязычных людей, живущих в Америке. Но проблема с ними и теми русскими, которые живут в Европе, одна - они читают другие ресурсы, в отличие от жителей России и постсоветского пространства. И эти ресурсы не пишут о нас.

Поняв эту проблему, мы решили действовать так, чтобы знакомиться и сотрудничать со СМИ в Америке. В июне мы стали партнёрами одного большого блокчейн-форума – конференции BEF в Сан-Франциско. Он отчасти ориентирован на местную аудиторию. Мы надеемся показать на нём себя и поднять свою репутацию среди местных СМИ и аудитории.

Ставка на корпоративных заказчиков

Когда произошла ситуация с невыдачей виз россиянам, я поняла, что нужно менять формат работы Innovation Camp. Мы оставляем в линейке те туры, в рамках которых участники из разных компаний приезжают на место самостоятельно, но в течение года я хочу переориентировать более 60-70% бизнеса на работу с корпорациями.

Это позволит нам не так сильно зависеть от «одиночных» туров. Наберётся группа – отлично, а не наберется – ничего страшного, потому что у нас будут корпоративные заезды.

Мы готовим ряд предложений для крупных московских компаний. Сейчас ведём переговоры с Московской финансовой биржей, Qiwi, бизнес-сообществами, «Деловой средой», рядом банков и других организаций. Туры для них и других корпоративных заказчиков – это как ювелирная работа. Мы не просто идём по отработанной схеме, а каждый раз при разработке корпоративного тура погружаемся в работу этого бизнеса, проникаемся его проблемами и задачами. И каждый раз составляем индивидуальную программу.

Кризис на пользу

С наступлением трудностей мы смогли перепрофилироваться и сейчас идём вперёд. Кризисный период позволил мне по-новому взглянуть на уже отлаженные процессы и найти что-то новое. Откуда-то взялось ещё больше сил, появились новые возможности и проекты, о которых даже не предполагали полгода назад.

Сейчас наш проект стал ещё лучше, чем был раньше. Иногда хочется сказать спасибо, что появились эти трудности с выдачей визы США. Они позволили мне запустить туры в другие страны, о которых я только думала, но постоянно откладывала их на потом, а также расширить спектр программ и переориентироваться на более плотную работу с корпорациями.

Виктория Белякова


Читайте также:

Как IT-проект Hello Baby пробивает дорогу на мировой рынок.
В Калифорнию - за бизнес-идеями: как заработать на деловых турах.
Ловите волну: как можно извлечь максимальную пользу из бизнес-туров.

06 июня 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов