Из точки А в точку Б: как малому бизнесу эффективно организовать доставку

Прочтёте за 3 мин.

«Идеальной стратегии для всех компаний не существует»

IT-инструменты, которые использует Илья Синчурин

  • Яндекс Трекер
  • Zoom
  • Telegram

Быстрая, своевременная и надёжная доставка становится значительным конкурентным преимуществом бизнеса любого профиля и любых размеров. Но предоставление этой услуги клиентам требует регулярных инвестиций со стороны бизнеса, а её себестоимость продолжает активно расти из-за острой нехватки курьеров. О том, как бизнесу правильно настроить доставку и как повысить её эффективность, порталу Biz360.ru рассказал Илья Синчурин, директор по продажам сервиса «Яндекс Доставка».

Досье

Илья Синчурин – директор по продажам сервиса «Яндекс Доставка». Работал в маркетплейсе Uzum директором по автоматизации продаж, руководил продажами «Яндекс Доставки» в СНГ.

Илья Синчурин

Свой штат курьеров или курьеры на аутсорсинге  

При организации доставки собственнику компании нужно определиться с одним из главных вопросов: будет ли бизнес использовать собственный штат курьеров или передаст логистические задачи на аутсорсинг. 

Собственные курьеры 

Как показывает практика, силами собственных курьеров доставляют товары в основном небольшие компании. Когда заказов не очень много, вполне оправданно держать курьеров-исполнителей в штате. Тогда затраты на них окупаются. Но в таком случае бизнесу необходимо постоянно вкладываться в поиск сотрудников и их обучение, чтобы удерживать клиентский сервис на высоком уровне. При этом зарплаты курьеров за последние месяцы прилично выросли и продолжают расти. 

Масштабировать эту схему работы достаточно проблематично: с увеличением объёмов производства и продаж существенно возрастают затраты на персонал. Более того, за курьеров на рынке труда сейчас идёт активная конкуренция, их остро не хватает. Поэтому потенциальным сотрудникам необходимо предоставлять выгодные условия, что опять же увеличивает затраты бизнеса. 

К преимуществам такого подхода относится возможность самостоятельно управлять логистикой. При этом стоит помнить, что вся ответственность за маршруты, сроки и качество работы курьеров лежит на самом бизнесе. 

Курьеры на аутсорсинге 

В ситуации с крупными компаниями, когда бизнес развивается, а заказов становится только больше, сложнее ограничиваться собственным штатом курьеров. Расходы на выплаты исполнителям, транспорт или ремонт возрастают, и снизить операционные издержки позволяет передача логистики на аутсорсинг. 

В качестве аутсорсера может выступать внешняя курьерская служба или логистический партнёр. У них уже отлажены все необходимые для качественной логистики операционные процессы, а главное – есть возможность оперативно и гибко настраивать доставку под сезонные колебания спроса и другие факторы. 

Получается выгодное партнёрство, при котором у бизнеса появляется возможность оптимизировать логистические расходы и инвестировать ресурсы, например, в транспортные средства. 

Идеальной стратегии для всех компаний не существует. Каждая самостоятельно определяет наиболее подходящий вариант, исходя из бюджета, запросов, целей и задач бизнеса. 

Оптимизация процессов

Доставка товаров и заказов покупателям – существенная статья расходов любой компании. Важно, чтобы эти расходы были эффективными и укладывались в экономику проекта. Оптимизация маршрутов, правильно выбранный транспорт, прибытие курьеров в указанный срок – всё должно работать на бизнес. 

Многим компаниям приходится выстраивать бизнес-процессы в сфере доставки с нуля. Поэтому важно работать над каждой метрикой и постоянно думать об её улучшении на всех этапах: скорость доставки, попадание в заявленные временные слоты, поиск исполнителей на заказ и так далее. 

Небольшой пример. Процесс ручного построения маршрутов сопряжён с рядом рисков. Он требует значительных временных и человеческих ресурсов, а также существует вероятность ошибок при построении логистики. Неправильно сформированный маршрут курьера способен повлечь за собой финансовые потери для бизнеса. А это недопустимо с учётом и без того растущей себестоимости логистики.

Современные алгоритмы управления логистикой автоматически выстраивают путь с учётом дорожной обстановки, пробок, актуальной дорожной сетки. Такие инструменты минимизируют риск человеческого фактора, обеспечивают оперативную обработку данных и позволяют эффективно планировать маршруты. Такой подход к планированию маршрутов курьеров способствует своевременной доставке заказов клиентам и как следствие – повышает уровень удовлетворённости покупателей. 

Управлять доставкой на основе аналитики

Задачи в области доставки у каждого отдельно взятого бизнеса индивидуальны. Кому-то необходимо минимизировать опоздания курьеров, а у других в приоритете построение экспресс-доставки и увеличение точности попадания в нужный покупателю временной слот. 

Для определения целей и задач, которые должна решать логистика, компании необходимо проанализировать конкретные показатели. Например, количество выполненных и невыполненных заказов, удовлетворённость клиентов от предоставляемого бизнесом сервиса, скорость. 

Такой анализ даст понимание, насколько клиенты довольны качеством и скоростью доставки, где есть недочёты и где расходуются ресурсы сверх необходимого. В последнем случае это могут быть транспортные расходы, неправильное управление складами или плохо простроенные курьерские маршруты. 

Проанализированные данные помогут спрогнозировать будущий спрос и настроить логистику под конкретные объёмы заказов или их сезонные колебания. 

P.S.

Главная рекомендация при организации доставки – всегда учитывать особенности бизнеса и тщательно рассчитывать ресурсы, которыми располагает компания. Услуга должна быть, во-первых, рентабельной, а во-вторых, оказываться на высоком уровне, иначе она вызовет негатив у клиентов, а вместе с тем – и их потерю. 

Современные покупатели становятся всё более требовательными к срокам и качеству доставки, привыкают к удобству экспресс-сценариев. Для большинства пользователей качество и своевременность доставки являются ключевыми факторами при принятии решения о том, совершать ли покупки у продавца или нет. Поэтому компаниям стоит относиться к организации доставки очень внимательно.

Courier

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

01 октября 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов