«Как и зачем мы придумали робота-промоутера KIKI»

Прочтёте за 5 мин.

Робот-промоутер – новый эффектный формат на рынке продвижения и рекламы

IT-инструменты, которые использует Владимир Венеров

  • NetCat
  • Skype
  • 1C:Бухгалтерия

Московская компания «АльфаLED» поставила перед собой непростую и крайне амбициозную задачу - хочет опровергнуть устойчивое мнение, что в российском климате инновации не растут. Тот редкий случай, когда люди всей душой болеют за человекоподобных роботов. О том, как механическая девушка c легкомысленным именем KIKI грозит подвинуть с рекламного рынка надоедливых промоутеров, порталу Biz360 рассказал глава компании и адепт роботостроения Владимир Венеров.

Досье

Владимир Венеров, 43 года, владелец компании  «АльфаLED» и торговой марки  AlfaRobotics. Родился в Баку. Окончил Московский авиационный институт, факультет «Системы управления летательных аппаратов». После окончания вуза и до запуска собственного бизнеса служил на космодроме «Плесецк», работал инженером-испытателем ракетных комплексов. «АльфаLED» занимается выпуском светодиодных экранов и другой световой продукции. Alfa Robotics – отдельное направление в компании по созданию человекоподобных сервисных роботов. Часть сотрудников «АльфаLED» работает только на производстве роботов, остальные заняты параллельно в других процессах. 

Владимир Венеров.jpg

Как родилась идея роботов-промоутеров

К роботам наша компания шла почти двадцать лет. В 1995 году я уволился из армии, надо было зарабатывать на жизнь. Инженерные задачи мне были всегда интересны, как раз начала набирать обороты наружная реклама - мы стали производить электронные вывески. Светодиодные экраны, спортивные табло, «бегущие строки», медиафасады, световые кресты для аптек – эту и другую продукцию мы выпускаем сейчас под торговой маркой «АльфаLED».

У компании были разные периоды - и хорошие, и не очень, когда мы с трудом набирали денег на зарплату сотрудникам. За это время сформировалась команда отличных инженеров и монтажников. У нас появилась собственная производственная база в Китае, сборочное производство в Праге, сборочное и экспериментальное производство в Москве.

Робототехника в жизни компании появилась не случайно. Понимание рекламного рынка наложилось на знание инженерных процессов. Технический директор нашей компании - мой брат Александр Амбарцумов заинтересовался роботами телеприсутствия.

Роботы телеприсутствия – это такие устройства, которые позволяют человеку виртуально взаимодействовать с окружающими, находясь в тысячах километров от них. Например, проводить совещания в офисе, будучи дома или в командировке. В отличие от общения по Skype, человек не привязан к технике, он может перемещаться, вести полноценный диалог. Этакое подобие аватара. 

Решения, связанные с поддержкой  связи, управлением перемещением, передачей изображения как раз и отрабатывались на прототипах. Мы увидели в этом рекламный потенциал.

Подобие рынка

В конце 2014 года в «АльфаLED» было открыто новое инженерное направление, получившее название Alfa Robotics. К этому времени спрос и предложение на рекламных роботов и механических промоутеров уже сформировали некое подобие рынка.

Почему подобие? В нашей стране есть две-три компании, которые серьезно занимаются темой сервисных или рекламных роботов. Рынок находится в той стадии, когда все немногочисленные игроки на нём ещё не конкуренты. Все – партнёры, хотим мы этого или нет. Мы формируем этот рынок.

Основной задачей Alfa Robotics сегодня является разработка роботов-промоутеров. Мы все эти двадцать лет работаем с рекламным рынком, поэтому и роботы – рекламные, а не швейцары и не пылесосы. Роботы-промоутеры могут рассказывать о продукте, отвечать на вопросы, вести статистику. Но главное - они постоянно умнеют, ведь «облачная» база знаний непрерывно пополняется. 

Мы сделали упор на создании человекоподобных рекламных роботов, способных не только разговаривать и перемещаться, но и проявлять эмоции - жестикулировать.

Её зовут Кики

Флагман компании и главная звезда - интерактивный мобильный робот KIKI. На самом деле в нем нет ничего революционного, здесь инженеры постарались взять всё лучшее от существующих на рынке моделей. Изюминка в том, что мы сознательно избегали дорогостоящих технологий, чтобы расширить круг применений. 

KIKI I.jpg

Дело в том, что одну и ту же техническую задачу можно решить разными способами в зависимости от цели. На пальцах это выглядит так: если расчётный ресурс работы узла составляет 1000 циклов, нет смысла использовать в этом узле привод, который рассчитан на 1 млн. циклов, удорожая конструкцию. 

В названии робота нам изначально не хотелось использовать сложные аббревиатуры или серийный номер. Кто-то из коллег в шутку назвал «девушку» кикиморой. Сократили до KIKI - и прижилось.

KIKI – человекоподобный механизм. Обычные роботы-промоутеры внешне похожи на электронные терминалы, хотя и «поумнее». Вместо лица в них обычно используют экран с изображением. Мы постарались отойти от этой тенденции и приблизить облик KIKI к образу человека. Это робот-девушка. У нее есть голова привычной формы и узнаваемое лицо с выразительными глазами.

У KIKI нет конкретного прототипа. Над её обликом работал профессиональный дизайнер. Дамой она стала, поскольку мы решили, что с роботом-девушкой людям будет комфортнее общаться.

KIKI III.jpg

Эта барышня способна поддерживать живой диалог с собеседником – робот распознаёт речь и по ключевым словам ищет ответы в своей базе знаний. Она может перемещаться по помещению, двигать руками, головой и туловищем. «Живая» пластика механизма - наше ноу-хау. Как это работает, трудно объяснить в двух словах, да к тому же и коммерческая тайна. В стандартном исполнении робот предназначен для работы в помещении. Но его можно модернизировать и для улицы.

Словарный запас робота легко пополняем. Что делает человек, если не понимает вопроса? То же самое делает и KIKI: она переспрашивает.

...Плюс роботизация всей страны

Со словом «роботы» у многих людей ассоциируются человекоподобные существа, которые собираются захватить мир, или, как минимум - восстать против своих создателей. На деле это очень полезные помощники в построении бизнеса.

В нашей стране я вижу повышенный интерес к промышленным роботам - многие операции уже сегодня выполняются силами электронной рабочей силы. Эта тенденция будет нарастать, так как автоматизация производственных процессов обещает экономическую выгоду.

Нам промышленные роботы не конкуренты. Они участвуют в производственных процессах, имеют узкую специализацию и не умеют говорить.

Сегмент сервисных и рекламных роботов в России находится на стадии становления – это касается как применения, так и производства. Повторюсь: у нашей KIKI на всём отечественном рынке есть три серийных конкурента, и ни один пока не умеет жестикулировать. Рынок, мягко говоря, не насыщен. Каждый пытается нащупать здесь свою нишу.

Спрос есть. Привлекать на работу промоутеров-людей не всегда бывает эффективно. Им нужно платить за работу, их нужно обучать, контролировать и т.д. Существенный минус – промоутеры перестали привлекать внимание покупателей. При виде протянутой листовки возникает раздражение. Люди устали от прямых продаж.

Робот сам по себе вызывает повышенный интерес публики. Чем больше он похож на человека, тем выше этот интерес. Мы столкнулись с этим, когда разрабатывали KIKI. Первые наши роботы были похожи на электронные терминалы,  «wow-эффект» от них держался недолго, люди переставали обращать на них внимание. Поэтому мы и решили создать робота с «человеческим лицом и манерами». Это был способ вернуть тот самый, нужный компаниям «wow-эффект».

О пользе трудностей

Концепт человекоподобного робота-промоутера был готов в марте 2015 года, полноценный прототип - в ноябре. Широкая публика увидела KIKI на выставке Robotics Expo.

Не всё шло гладко. Очень нервными были ситуации, когда какой-либо механизм отказывался работать так, как мы изначально планировали. Отступать было некуда – товар нужно было обязательно показать на выставке. Мы справились, успели. KIKI там произвела хорошее впечатление: общалась с посетителями, рассказывала о себе, демонстрировала слайды, каталась и жестикулировала.

KIKI II.jpg

Таких моментов, когда что-то не получалось, было немало. Это нормально. Никакой учебник по бизнесу не даст вам почувствовать вкуса неудач, граничащих с отчаянием. И окрыляющего успеха, когда кажется, что абсолютно всё тебе по силам.  

Мехатроника – есть мехатроника. Не всё просчитаешь и смоделируешь на компьютере. Чтобы достичь человеческой плавности движений и не выйти за рамки бюджета, пришлось долго экспериментировать с различными приводами. Не всё было благополучно с дизайном. Не сразу нашелся тот человек, который ухватил суть нашей идеи. Эти пробы стоили нам денег и времени.

Рыночный потенциал

Рыночная стоимость KIKI – 590 тысяч рублей, заложенный ресурс работы – около 5 лет. На цену, увы, влияют курсы валют. Мы применяем импортные комплектующие. К сожалению, электроника в России почти не производится.

Мы рассчитываем не только продавать наших роботов, но и предоставлять их в аренду. Работа KIKI на срок до 5 дней обойдется заказчику в 25 тысяч рублей за день, от 6 до 8 –  в 20 тысяч. Это, конечно, дороже, чем услуги человека. Но сравнивать их «в лоб» некорректно. Вы помните, где и когда вам последний раз промоутер сунул в руку рекламный листок? Что в нём было? А встреча с KIKI запомнится наверняка, и то, что она говорила, сохранится в памяти.

KIKI V.jpg

Рекламный робот лучше всего работает  на направлениях с большим потоком людей - выставочный бизнес, event-агентства, свадебные агентства, торговые центры и сети, гостинично-туристический бизнес, банки, аэропорты и т.д. Для таких компаний вопросы рекламы находятся на первом месте, нужно постоянно привлекать и удерживать внимание посетителей, стимулировать продажи. Со временем эффект, конечно, пройдёт. Но когда таких KIKI будет столько, сколько сейчас обычных промоутеров, мы придумаем ещё что-нибудь.

Уже сегодня наши программисты обучают KIKI распознавать и запоминать лица людей, запоминать их имена. Кроме того, мы делаем целый развлекательный проект с участием роботов, но это большой секрет.

Как это делается

Производство робота начинается с проектирования, моделирования на компьютере. Для создания корпуса и каркаса металл кроят на специальных станках. Затем этим деталям - развёрткам - придаётся соответствующая форма, в которой уже можно узнать корпус будущего промоутера, его основание, руки. Далее идёт сборка.

Следующий этап – установка ходовой части, сервоприводов - для того, чтобы робот мог передвигаться и жестикулировать. Этим занимаются электромонтажники. Устанавливают датчики, модемы и монитор. Жизнь в робота вдыхают электронщики и программисты. Последний этап - обучение робота тем знаниям, которые ему потребуются в работе.

KIKI IV.jpg

Каковы гарантии, что робот не выйдет из-под контроля? По сути, это электронное устройство - такое же, как компьютер или станок с ЧПУ. Существуют стандартные решения для защиты электрических цепей и защиты от повреждений. Следить за роботом во время его работы необязательно.

Пополнение и обновление базы знаний робота происходит через поддерживаемое программное обеспечение. Мы постарались максимально упростить эту процедуру, чтобы исключить привязку к разработчику ПО. Для того, чтобы наполнить базу знаний KIKI, нужно просто загрузить в её «мозг» тексты по нужным темам. KIKI будет подбирать информацию и формировать ответы по ключевым словам.

Первыми мы предложили KIKI нашим постоянным клиентам. Открыты продажи через интернет, приглашаем к сотрудничеству дилеров. Есть сайт alfarobotics.ru, на котором представлены все модели наших роботов, а для KIKI мы запустили еще и отдельную посадочную страницу robotkiki.ru.

Вперёд в будущее

Всего в ассортименте нашей компании сейчас две модели роботов: KIKI и AR-D (она меньше похожа на человека, зато имеет большой сенсорный монитор и стальной вандалоустойчивый корпус). Ещё мы производим движущиеся робоманекены, но это направление не является приоритетным. Основной упор делаем на продвижение KIKI, это – самая современная и перспективная модель в своем сегменте.

Ни кредитов, ни сторонних инвестиций в этот проект мы не привлекали. Сами финансируем свои разработки, поэтому каждое решение стараемся взвешивать. Сложно говорить о рентабельности проекта в условиях колеблющегося курсов и цен. При расчетах закладывали не ниже 20%. Светодиодный бизнес, благодаря которому, мы смогли себе позволить открытие робототехнического направления, продолжает «кормить» компанию (не могу раскрыть всех цифр, но если говорить об итогах года, то бывало и лучше).

Однако роботы кажутся мне более интересным направлением. Электронные табло, какими бы они ни были, воспринимаются обыденно. Человекоподобные роботы – другое дело. Трудно говорить сейчас о планах производства инновационной продукции не первой необходимости, но надеюсь, что первую сотню роботов мы за год соберём. Сейчас на производственной базе AlphaLED в Москве готовятся к выпуску несколько первых серийных образцов, до этого были прототипы.

P.S. О важном

  • Примером сочетания инженерных талантов и чутья бизнесмена для меня служит Илон Маск - один из основателей Tesla Motors и владелец SpaceX. Обе компании работают на самом острие современных технологий. Преданность идеям, смелость – взять и вложить все собственные средства в фантастические проекты! - заслуживают уважения. Такие люди двигают прогресс.

  • Вряд ли мои заслуги дают мне право наставлять начинающих, но дам простой совет (мне кажется, следование прописным истинам может привести к успеху скорее, чем дорогие книжки по маркетингу и наставления бизнес-консультантов). Чётко ставьте цель, верьте в её достижение, работайте 24 часа в сутки и помните, что самый тёмный час - перед рассветом.

  • А вообще, если бы я не выбрал бизнес, я бы занялся музыкой. Очень люблю играть на гитаре. Была даже мысль сделать робота-музыканта. Но пока не уверен, что это нужно делать. Настоящая музыка наполнена эмоциями и переживаниями. Оставим музыку человеку. 

KIKI TEAM.jpg

Подготовил Евгений Шляхов

Читайте также:

Как заработать на высокотехнологичных шоу роботов.
Как заработать на криотехнологиях и идее бессмертия.
Как заработать на вкусных "брутальных" сувенирах.

04 февраля 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов