Контракт на бессмертие

Прочтёте за 4 мин.
21 октября 2015

Как компания «КриоРус» зарабатывает на желании людей продлить жизнь и получить второй шанс

IT-инструменты, которые используются в проекте "КриоРус"

  • Highrise CRM
  • 1С:Бухгалтерия
  • Dropbox
  • Life 360
  • Skype

Тема бессмертия или как минимум существенного продления жизни давно волнует человечество. Одной из популярных идей в этой области является теория заморозки тела или отдельных органов человека для того, чтобы в будущем, когда человечество сможет победить или существенно отсрочить смерть, осуществить разморозку. В середине 60-х годов XX века заморозкой человеческого тела с целью дальнейшего «оживления» плотно занялись американские ученые. А за пределами США первой компанией в этой сфере стала фирма «КриоРус», с директором которой – Валерией Прайд – мы поговорили о перспективах бизнеса в сфере крионики.   

Досье

Валерия Прайд, 55 лет, футуролог, социолог, один из основателей и генеральный директор компании «КриоРус» - первой крио-фирмы, созданной за пределами США. Образование: окончила Московский физико-технический институт, факультет управления и прикладной математики по специальности «Аэродинамика и термодинамика». В разное время была научным сотрудником, рок-музыкантом, бизнесменом, писателем. Член координационного совета Российского трансгуманистического движения.

Валерия Прайд .jpg
Валерия Прайд.

Что такое крионика 

Крионика - сохранение в состоянии глубокого охлаждения умерших людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости - вылечить. Иногда криоконсервации подвергают не тело целиком, а только голову или головной мозг сохраняемого организма. В настоящий момент технология криоконсервации людей и крупных животных необратима - заморозив человека, оживить его невозможно. Есть версия, что возможно в будущем будут разработаны технологии, которые позволят вернуть к жизни людей, хранящихся в условиях сверхнизкой температуры. 

Первые крио-компании появились в США в 70-х годах прошлого века, собственно их и сейчас всего две – Институт крионики и «Алькор». На сегодняшний день в их криохранилищах находятся более 300 человек, помещенных в температуру минус 196 градусов. А общая численность подписавших контракты на будущее крионирование - более 3 тысяч человек. 

Помимо американских компаний, в мире есть лишь еще одна орагнизация, работающая в сфере криосохранения – «КриоРус». Проект запущен в 2005 году, в настоящий момент у «КриоРус» хранятся 45 человек и еще более 150 контрактов подписано и ждут своего часа. 

Компания для себя 

«Изначально мы не думали об открытии в России такой компании, - рассказывает Валерия Прайд, генеральный директор «КриоРус». - Нам казалось, что это слишком масштабный и дорогой проект». 

Все началось еще в 2003 году, когда в России ученый Игорь Артюхов (сейчас он директор по науке «КриоРус») крионировал мозг своего коллеги после смерти. Затем в 2005 году житель Санкт-Петербурга Даниил Федоренко обратился в Институт крионики в Америке, чтобы сохранить там свою бабушку. Бабушка перед смертью дала согласие, но в Институте крионики ему отказали, посоветовав обратиться в России к Даниле Медведеву, нынешнему совладельцу «КриоРус». На тот момент он занимался изучением западной технологии крионирования. В итоге Данила Медведев крионировал мозг бабушки.

Будущие руководители «КриоРус», почувствовав, что в России начала созревать аудитория, организовали семинар по теме крионики. Именно на семинаре сложилась команда из восьми человек, каждый из которых внес по 1,5 тысячи долларов на создание компании. И в 2005 году было открыто первое криохранилище. 

«Тогда нам казалось, что стоит этим заняться для себя, - говорит Валерия. - Это давало нам шанс на сохранение себя и наших близких родственников, которые и по сей день находятся в криохранилище компании». 

После того, как создатели публично рассказали о своей идее в Интернете, к ним стали проявлять интерес журналисты и потенциальные клиенты. «И тогда мы подумали, что негуманно отнимать у людей такую возможность, как продление жизни», - повествует директор. 

Компания для всех 

Так «КриоРус» постепенно стала оказывать услуги для всех желающих. В 2006 году крионировать пациента стоило порядка $30 тысяч, крионировать мозг - $10 тысяч. Если сравнивать с текущими ценами, то они не сильно выросли. Сейчас крионирование пациента стоит $36 тысяч, мозга - $12 тысяч. По мнению Валерии, «это не такая уж и большая цена». Для сравнения, если вы захотите крионироваться в американском «Алькоре», то за крионирование всего тела пациента с вас возьмут $200 тысяч, а за мозг – $80 тысяч. 

«В какой-то момент мы запустили в продажу контракт на будущее криосохранение, - объясняет Валерия Прайд. - Поначалу желающих было не так много. На тот момент о крионике знало еще слишком мало людей. Еще меньше были готовы пойти на это и заплатить. Да и первоначальная миссия компании - услуги «для своих» - тоже несколько ограничивала возможность роста». Создатели не давали рекламу, не вели маркетинговую активность, имели ограниченные мощности для хранения. 

Более-менее широкая известность пришла к «КриоРус» после того, как компания в 2011-м году разработала собственное оборудование и открыла новое большое криохранилище. На тот момент в «КриоРус» находились 10 замороженных пациентов и было подписано около 20 контрактов на будущее сохранение. 

КриоРус 1.jpg
Специалисты "КриоРус" готовят дьюар для загрузки пациента. 

«Мы открыли криохранилище, сделали его доступным для журналистов, и тут количество заявок стало существенно расти», - говорит Валерия. 

Позднее «КриоРус» запустила научно-технический центр криобиологии и анабиоза который занимается долгосрочными научными проектами в рамках крионики и теории продления жизни. 

Нестандартная логистика 

Параллельно с увеличением мощностей хранения основатели совершенствовали  методику заморозки, наращивали контакты среди врачей и представителей научного сообщества, обучали сотрудников подготовке к крионированию. 

Сам процесс подготовки тела или мозга к крионированию довольно сложный.  Сначала происходит охлаждение тела, затем в организм вводят криопротекторы - растворы которые защищают клетки от повреждения при заморозке. Такая операция длится несколько часов. Освоить эту методику проще человеку, который уже имеет медицинское образование.

«В нашем вопросе очень важна скорость, чем скорее пациент после смерти поступит к нам, тем лучше мы сможем сохранить его мозг или тело, поэтому нам постоянно приходится решать вопросы  логистики»

Человек, который подписал договор с «КриоРус» и умер, может находится в любой точке страны или за ее пределами. Поэтому сотрудники стараются поддерживать связь с родственниками и рекомендуют заключать договор заранее. 

Клиенты «КриоРус» живут в разных уголках России, поэтому у компании есть несколько мобильных групп в разных точках страны, которые могут сразу же выехать и провести первичную обработку пациента на месте. 

Также «КриоРус» сотрудничает и с врачами из регионов, обучает их первичной подготовке к крионированию. Врачи могут провести ее на месте и передать охлажденное тело или мозг пациента для транспортировки в Москву.   

Примерно треть клиентов криохранилища - из стран Европы и Азии. В таких случаях вопросы с логистикой тоже решаются, но несколько сложнее. 

«В основном проблема бывает в транспортировке тела, хотя многие авиакомпании решают эту проблему довольно легко, нужен лишь соответствующий пакет документов, получить которые в Европе тоже несложно», - рассказывает Валерия Прайд. Компаний, которые предлагают услугу криохранения, в Европе нет, но в некоторых странах есть мобильные группы, которые могут провести первичную подготовку к крионированию и отправить тело или мозг клиента в Россию в качестве «груза-200». 

«Аватар» как позитивный пример 

«Если оценивать потенциальный рынок, то сейчас порядка  20-50 тысяч человек хотят крионироваться и ищут различные возможности, - говорит Валерия Прайд. - И, конечно, миллионы думают об этом. Что касается нашей аудитории, то это в равной степени как мужчины, так и женщины 30-45 лет, среднего достатка, с высшим образованием, многие из них представители научной интеллигенции. Они обращаются к нам, когда  хотят крионировать своих родственников, которые неизлечимо больны. В этих случаях они надеются, что крионика даст этому человеку еще один шанс». 

КриоРус 3.jpg
Манекен, с помощью которого на выставках демонстрируется процесс перфузии.

Ксли среди представителей старшего поколения эта тема может вызывать отторжение, то среди молодых людей, по словам директора, наблюдается совсем иное отношение к крионике. «Среди тех, кто уже подписал с нами контракт на будущее криосохранение, гораздо больше молодых людей,- рассказывает Валерия. Мы ожидаем, что в следующем поколении будет бум клиентов. Да и сейчас уже многие фантастические фильмы начинаются с положительного примера крионики. Например, «Аватар». 

Новые направления - животные и  ДНК умерших людей 

Помимо крионирования человека компания предоставляет услуги по крионированию животных и сохранению ДНК умерших людей. Стоимость сохранения животного зависит от его размеров. Например, крионирование кошки обойдется в районе $10 тысяч, а если речь о крупной собаке, то сумма может достигать и $36 тысяч. 

Как утверждают руководители «КриоРус», в 2015 году услуга по крионированию животных пользуется особой популярностью. «В этом году в процентном соотношении доля животных у нас выросла и стала больше, чем в крионических компаниях США, рассказывает Валерия Прайд. - С начала года мы сохранили уже семь животных».

Сейчас в криохранилище компании находится более 20 животных; среди них несколько собак, кошек, есть шиншилла и даже три птицы

«Так как у нас нет запрета на эвтаназию животных, то владельцы, чтобы облегчить участь животного, нередко принимают решение о его усыплении. А значит к крионированию животного мы можем подготовится заранее, поэтому они у нас крионируются идеально», - отмечает Прайд. 

Еще одна услуга - сохранение ДНК умершего человека - обойдется клиенту в 36 тысяч рублей. Это новое направление в компании, себестоимость хранения ДНК низкая, и владельцы расчитывают вывести услугу на более-менее массовый рынок.

Планы и перспективы 

Несмотря на то, что крионирование - услуга не из дешевых, назвать это сверхприбыльным бизнесом довольно сложно. У компании «КриоРус» на текущий момент имеется операционная прибыль, но дивиденды учредителям не выплачиваются, а все средства, согласно первоначальным договоренностям, вкладываются в развитие. «Нам нужно содержать нашу лабораторию и центр научной разработки, нам нужны исследования для будущего, ну и конечно, нам надо расти и расширятся, - объясняет Прайд. В целом мы сейчас можем самоподдерживаться и без вложений. Но средства необходимы для развития крионики». 

По словам Валерии, очень перспективное для компании направление – услуга по сохранению ДНК, она может заинтересовать тех, кто пока еще не понимает крионики. Для ее продвижения руководители компании уже начали переговоры о сотрудничестве с представителями ритуального бизнеса.

«Реализовать сбор ДНК для ритуальной компании, чтобы передать образцы нам, не представляет никого труда, им это интересно, и мы планируем запустить данную услугу массово, как только будет отработан механизм взаимодействия»,- говорит Валерия Прайд. 

КриоРус 2.jpg
В таких биксах хранятся нейропациенты.

Помимо этого в научном центре «КриоРус» ведутся экспериментальные работы по обратимой разморозке органов. Идея может стать прорывной в случае получения положительного результата. 

«Дело в том, что сами по себе органы могут сохранять жизнестойкость достаточно ограниченное время - от 6 до 18 часов, по истечении этого времени они могут не прижиться после пересадки, - объясняет Валерия. При этом органы можно идеально заморозить, но технологии, которая могла бы разморозить их для дальнейшей пересадки, пока нет. Если бы мы смогли в рамках нашей лаборатории найти ответ, то это спасло бы миллионы жизней».

Владельцы не исключают, что в будущем могут заняться продажей франшизы на создание криохранилищ. «К нам периодически поступают запросы из других стран о том, как открыть криохранилище, - рассказывает директор. Думаю, когда мы сможем формализовать наш опыт, мы сможем сделать его полезным для других».





Комментарии

1
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Василий Петров 23.10.2015 02:37

    Циничный бизнес на смерти

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы