Александр Платонов учился на факультете психологии МГУ. В начале 90-х, когда надо было кормить семью, освоил профессию сантехника. После переезда в поместье начал искать возможность альтернативного заработка, и заготовка иван-чая стала одним из вариантов. Дария Платонова закончила психологический факультет МГУ. После учебы открыла собственный бизнес, связанный с ранним развитием детей (после переезда в Тульскую область дело закрыла). Сейчас работает педагогом раннего развития в детском клубе в Москве, приезжая в столицу на 2-3 дня в неделю, и дает частные уроки. Все остальное время проводит в родовом поселении. В теплое время года Александр, Дария и трое их сыновей занимаются сбором и производством иван-чая
Как возникла идея семейного бизнеса
Семья Платоновых начала осваивать землю в Тульской области в 2003 году, и в 2006-м переехала в родовое поместье на постоянное жительство. Питаться решили по возможности полезными, здоровыми продуктами. Узнав о целебных свойствах иван -чая, Дария и Александр как-то его попробовали . «Сначала он нас никак не впечатлил: трава травой. Но, как выяснилось, вопрос был в том, как его готовить. Как-то раз, когда мы были в гостях, нас угостили иван-чаем. И нас поразило до глубины души, насколько это было вкусно и необычно», - вспоминает Дария Платонова.
Дария и Александр заинтересовались иван-чаем. Оказалось, что у этого напитка есть множество полезных свойств, например, укрепление иммунитета и волос, устранение болевого синдрома при мигренях, понижение температуры тела и другие . Это и стало одной из причин, по которым супруги начали собирать и готовить иван-чай для своей семьи.
Несколько лет ушло на сбор информации об этом напитке, поиск старинных рецептов и раскрытие вкуса травяного чая. Дария изучала специальную литературу, находила информацию в интернете, записывала рецепты чаев, которые привозили знакомые паломники из путешествий по монастырям. «Мы собирали нужную информацию по крупицам», - вспоминает она.
«Если бы не было такой мощной позитивной реакции на наш чай от родственников и друзей, мы бы не стали заниматься этим «на продажу»
Платоновы собирали чай для себя, а также угощали им своих знакомых и родственников. Результаты порадовали всех, в том числе знатоков этого напитка. Даже те, кто так же занимался сбором чая «для себя», восхищались их продуктом и рекомендовали «расширяться». «Если бы не было такой мощной позитивной реакции на наш чай от родственников и друзей, мы бы не стали заниматься этим «на продажу», - говорит Дария.
Продавать иван-чай Дария и Александр стали в 2012 году. Первыми клиентами были друзья и их знакомые, которые просили продать им тот или иной сбор растений.
Тогда же Платоновы стали изучать напитки из иван-чая от конкурентов, чтобы понять, соответствует ли их собственная продукция аналогичным товарам на рынке. Выводы, которые сделали после закупок у различных производителей, оказались неоднозначными. «Одни производители делают хороший качественный продукт, они возрождают старинные рецепты. Но в то же время на рынке появилось множество поставщиков, качество чая которых не выдерживает никакой критики. Их «работу» можно назвать дискредитацией продукта и обесцениванием самой идеи здорового питания», - говорит Дария. Она с семьей делает ставку на полезный и качественный чай, собранный и переработанный вручную.
Как производят иван-чай
Изготовление иван-чая – это довольно сложный технологический процесс. Чай, приготовленный семьей Платоновых, проходит от шести до восьми этапов обработки.
Первый этап – это непосредственно сбор. Платоновы собирают дикорастущие растения недалеко от родового поселения, на границе Тульской и Московской областей рядом с Приокско-Террасным заповедником. Это экологически чистое место, в котором иван-чай растет в природных условиях, а не специально высажен человеком. Там он соседствует с другими растениями, что очень важно для вкуса готового продукта. Сбор происходит в строго определенные сроки – во время цветения (июнь-июль). Это довольно короткий период, около месяца. В это время очень много работы, и трудиться приходиться по 16-18 часов в сутки. Если позволяет погода, то на сбор Платоновы выходят рано утром, как только сходит роса – в 3-4 часа.
Собранные листья затем подвяливают, чтоб из них ушла излишняя влага. После идет переборка, в результате которой будущий чай вручную освобождается от посторонних растений и насекомых, которые тоже очень любят иван-чай. «Процесс тщательной ручной переборки очень трудоемкий и долгий, но без него никак не получить качественный напиток», - говорит Дария Платонова.
«Знатоки говорят, что у нашего чая потрясающая энергетика. Конечно, это результат ручной работы и любви, с которой мы делаем чай. Машина никогда не даст такого результата. Будет тоже вкусно, но это совсем другое»
Далее растения мнутся (тоже руками), и укладываются на ферментацию. После чего лист режется, сушится и просеивается на разные фракции. Готовый чай купажируется (добавляются цветки или другие растения) и закладывается на дозревание. Одна партия чая проходит все эти стадии около недели. Упаковывают иван-чай непосредственно перед продажей.
У Платоновых вся работа ручная, они не используют какое-либо промышленное оборудование. Хотя оно существует и способно облегчить процесс производства. Из-за своей стоимости оборудование пока недоступно семье, чей бизнес находится только в стадии становления и является сезонным. К примеру, машина для скручивания чайного листа стоит от 200 тысяч рублей.
«Знатоки говорят, что у нашего чая потрясающая энергетика. Конечно, это результат ручной работы и любви, с которой мы делаем чай. Машина никогда не даст такого результата. Будет тоже вкусно, но это совсем другое. Ручная работа есть ручная работа. Многие поймут, о чем я говорю».
Семья планирует приобрести машину для скручивания листа для увеличения объема производства, но в ассортименте обязательно останется чай ручной работы.
Экономика проекта
Когда Платоновы стали производить чай для продажи, то на открытие собственного дела они потратили около 100 тысяч рублей, часть из которых были заемными. Только сертификация продукции обошлась примерно в 30 тысяч рублей. Зато теперь весь чай от Платоновых имеет сертификат соответствия. Остальные деньги пошли на изготовление сушильного шкафа, поддонов для подвяливания листа, фирменной упаковки и этикеток.
Рисунок на этикетку Платоновым подарила знакомая художница. Приехала к ним в гости и, попробовав напиток, нарисовала эскиз. Сейчас этот рисунок – на всех натуральных бумажных пакетах, в которые расфасован чай. «Любую упаковку при покупке у нас можно открыть, посмотреть, понюхать – словом, ощутить продукт всеми органами чувств, чтобы понять, что вы покупаете. Для магазинов наша упаковка, может быть, не самый удачный вариант. Но мы готовы в этом отношении меняться, искать что-то новое», - поясняет Дария.
Вес одной упаковки – 60 или 100 граммов. Поскольку чай от Платоновых – ручной скрутки, в высушенном виде он занимает много места. Поэтому в одну упаковку больше 100 грамм не помещается. Если чай утрамбовывать в пакет, то продукт может лишиться части своих свойств: листья раскрошатся или помнутся. Стоимость упаковки – 400-500 рублей в зависимости от сорта.
Всего в ассортименте Платоновых восемь разных вариантов чая. В этом году по просьбам клиентов появились новинки. Это смеси иван-чая с другими растениями: таволгой, которая придает миндальный аромат, смородиновым листом, вишней или мятой. Есть как нежные, так и более терпкие фруктовые вкусы. «Разнообразие ассортимента – невероятно важный момент. Мы постоянно открыты для новых рецептов, идей и экспериментов. Но с другой стороны, если людям нравится тот или иной вкус, они часто просят в следующий раз именно его. Поэтому очень важно «выдерживать» определенные сорта, т.е. производить их от партии к партии одинаковыми по вкусу», - замечает Дария.
Свою продукцию Платоновы поставляют в два московских ресторана, а также в первый российский ресторан, работающий исключительно на местных продуктах - «Марк и Лев» в Тульской области. «Очень любим этот ресторан. Ребята молодцы! Великолепная идея и великолепное исполнение».
Платоновы активно участвуют в ярмарках и фестивалях, которые сейчас являются основным каналом продвижения. Там они помимо продажи устраивают дегустации своих чаев. Еще Платоновы сотрудничают с организаторами этно-фестивалей и мероприятий, посвященных здоровому образу жизни.
Планы и перспективы
Стационарного магазина у семьи нет, т.к. нет больших объемов продаж. «К сожалению, увеличить объем до «магазинного» без потери качества продукта просто невозможно, это мы уже поняли. Может быть, это максимализм, но я не знаю других путей, чтобы сделать продукт вкусным и качественным. Мы способны производить, в лучшем случае, за сезон несколько сотен килограмм чая. Это для Москвы не объем», - говорит Дария.
«Сейчас наша задача – это сотрудничество еще с несколькими ресторанами Москвы или области. Думаю, ресторан с действительно качественной едой обязательно должен иметь в чайной карте традиционный русский иван-чай. К тому же наш чай можно заваривать несколько раз - для клиентов ресторана это тоже плюс. Наши объемы производства позволяют работать под заказ для нескольких ресторанов: когда есть предзаказ от ресторана по объему и ассортименту, значительно проще планировать производство. В будущем году мы планируем нанимать людей на сбор, но готовить чай будем сами», - делятся планами на будущее Платоновы.
Также своей задачей семья Платоновых видит создание интернет-магазина, через который можно будет заказать иван-чай. «Но проблема в том, что мы далеки от интернет-технологий, и для нас это довольно сложная цель», - признается Дария. Ее дети, более уверенные пользователи компьютера, сейчас работают над созданием собственного сайта и страничек в соцсетях.
Бизнес-мечта семьи Платоновых – поставить свой продукт на столы всех любителей здорового и вкусного питания. «Наш чай по сравнению с магазинным – это как клубника с огорода против клубники из торговых сетей. Мы всей семьей и наши друзья уже перешли на собственный иван-чай и не пьем ничего другого», - говорит Дария.