Как устроена и на чём зарабатывает компания «реактивной» доставки

Прочтёте за 6 мин.

Основатели сервиса GetParcel – о том, как обеспечить быструю доставку, не имея в штате ни одного курьера

IT-инструменты, которые используются в проекте GetParcel

  • 1С:Битрикс
  • InSales
  • Сервисы Яндекса
  • Сервисы Google

Большинство клиентов российских интернет-магазинов получают свой заказ, как правило, через несколько дней после оформления покупки. Быструю доставку «день в день» заказывают редко, так как её стоимость высока, да и предлагают её далеко не все магазины. Компания GetParcel придумала технологию, которая обеспечивает быструю доставку в течение 3 часов по цене стандартной услуги. При этом в штате компании нет собственных курьеров. О том, как сервис GetParcel внедряет на рынке новые стандарты доставки, порталу Biz360.ru рассказали его основатели Владимир Заикин и Алексей Сальников.

Досье

Алексей Сальников, 34 года, совладелец сервиса быстрой доставки  GetParcel. Образование: экономический факультет МАИ. Более 15 лет занимался управлением и консалтингом; с 2013 года реализовал пять проектов в сфере логистики. Владимир Заикин, 33 года, совладелец сервиса GetParcel. Образование: бакалавр МГИМО по специальности «юрист», также получил степень магистра в английском Университете Уорвика. Долгое время проработал в «Тройка Диалог», с 2012 года занимается собственными проектами в разных сферах. Компанию GetParcel партнёры основали в 2014 году. Вложения в проект составили около полумиллиона долларов.

GetParcel

Как появилась идея сервиса «реактивной» доставки

Алексей Сальников и Владимир Заикин до создания собственной компании GetParcel работали во многих проектах, связанных с логистикой. И видели, что в России эта отрасль отстаёт от мировых трендов на 10 и более лет. Постепенно сформировалось желание реализовать совместный логистический проект в какой-либо сфере. 

Выбрали e-commerce, весьма динамично развивающуюся отрасль, а ориентиром для себя решили считать США, где сейчас среди компаний по доставке товаров развернулась настоящая война. Американские покупатели, имея возможность заказать один и тот же товар примерно по одинаковой цене в разных онлайн-магазинах, часто выбирают тот, где быстрее и дешевле доставят покупку. Поэтому в Америке улучшение качества доставки – один из важнейших приоритетов для интернет-магазинов. 

В России скорость доставки пока оставляет желать лучшего. Доставку день в день предлагает очень небольшое количество курьерских служб. И такая доставка для них является далеко не основной услугой, гораздо больше ресурсов используется на обеспечение  традиционной доставки – на следующий день или через несколько дней. 

В последние годы в Москве появилось сразу несколько агрегаторов в сфере срочной доставки, работающих в формате краудсорсинга - т.е. с использованием внештатных курьеров. Алексей и Владимир до GetParcel также имели опыт работы по модели краудсорсинга,  Для подбора исполнителей была разработана уникальная система, но вскоре стало понятно, что такая модель нуждается в доработке. 

Выделив самый перспективный сегмент – b2b, команда сосредоточилась на создании такой системы, которая смогла бы нивелировать недостатки краудсорсинговых платформ для бизнес-партнёров. Решением стала модель, в которой исполнители – это профессиональные курьеры, сотрудники множества курьерских компаний Москвы.

Как всё устроено 

GetParcel – это агрегатор услуг курьерских служб, сервис, в штате которого нет собственных курьеров. Компания заключает договоры с профессиональными курьерскими службами, которые и выполняют те заказы, которые поступают от интернет-магазинов. 

Важный момент – с курьерами компаний-партнёров GetParcel работает напрямую. У курьеров, их компании и сотрудников GetParcel установлено единое программное обеспечение. Для подбора курьера на конкретный заказ применяется уникальный алгоритм, который позволяет выбирать того курьера, который в конкретный момент времени ближе всего находится к необходимому для вывоза заказу месту. 

Система анализирует каждого курьера по требованиям к заказу: возможность оказать кассовое обслуживание или принять оплату банковской картой, его текущую загруженность, статус загруженности дорог и общественного транспорта. Таким образом, система выбирает самого подходящего исполнителя, который доставит заказ клиента в срок и выполнит поручение быстрее своих коллег.

GetParcel 

Логисты, ответственные за работу курьеров, в режиме реального времени видят в своём личном кабинете, как их подопечные идут по заказам. Логисты могут контролировать все их перемещения, видеть ситуации, когда сотрудник был рядом со складом и не взял заказ.

Если взявший заказ курьер не укладывается в график, у логиста в системе всплывает предупреждение. «Бывает, точка находится недалеко от склада. И курьер, даже опоздав на склад, всё равно доставит груз вовремя. Система, благодаря своему аналитическому движку видит критичность опозданий и показывает их логистам», - объясняет Алексей Сальников. 

Если курьер не явился на склад в течение 20 минут после заявленного времени, есть возможность заменить его на другого исполнителя. Система контроля и уведомлений позволяет доставить товар в указанный срок, даже если придётся поменять исполнителя. 

Работа над ошибками

В курьерской компании заказы принимает и распределяет оператор. Утром курьеры приезжают в офис, где им раздают список адресов, по которым они должны осуществить доставку. В течение дня операторы могут координировать их маршрут по телефону, прося по необходимости отклониться от путевого листа. В традиционном курьерском бизнесе происходит деление на кластеры и по районам. У каждого курьера есть своя территория доставки, которую он не покидает. 

Клиент при этом не знает точного времени прибытия курьера. Как правило, оператор предупреждает, что доставка будет в первой или второй половине дня, или в какой-то временной отрезок. Курьер отправляется по своему дневному маршруту, и предсказать, когда он доберётся к конкретному заказчику, сложно. Поэтому ждать доставку нередко приходится весь день. 

Обычно компании зарабатывают доставкой «на завтра», а срочная доставка у них не в приоритете, так как стоит она дороже и требуется нечасто. При таком подходе нет смысла постоянно держать на складе курьеров только для срочных заказов: может случиться так, что за день у них не будет ни одного заказа. 

В GetParcel учли все недостатки традиционных курьерских служб и построили работу так, чтобы избежать их. В службе нет операторов, благодаря чему работа с исполнителями выстраивается напрямую, без посредников. Алгоритм, а не оператор, определяет наиболее подходящего курьера.

Благодаря мобильному приложению исполнитель получает исчерпывающую информацию о том, на какой склад ему ехать, что забирать и куда доставлять, с прописанным маршрутом и кодами на всех нужных дверях.

GetParcel

Нет у компании и собственных курьеров. Сотрудники курьерских сервисов, с которыми у GetParcel заключён договор, выполняют свою основную работу. А задания от GetParcel для них – возможность дополнительного заработка для себя и собственной компании. Система сама определяет нужное количество курьеров для исполнения поступивших заказов.

«Мы всё автоматизировали - для того, чтобы было как можно меньше моментов, где можно потерять время. Поэтому в нашей системе так много автоматических уведомлений и предупреждений», - объясняет Алексей Сальников. Например, когда курьер выезжает на склад, туда уже поступила информация о необходимости подготовить для него товар. Курьер не ждёт, когда ему соберут заказ и подготовят документы: он приезжает и сразу получает заказ и документы. 

Покупатель получает SMS обо всех передвижениях курьера. Благодаря этому он чётко понимает, когда будет осуществлена доставка. 

Владимир Заикин и Алексей Сальников поняли, что территориальный принцип работы курьеров потихоньку изживает себя и отказались от него. Курьеры, которые сотрудничают с GerParcel, не привязаны к району. Они могут перемещаться в любую точку Москвы.

Как привлекают партнёров и заказчиков

GetParcel заключает договоры о сотрудничестве с курьерскими компаниями. Для последних такое сотрудничество выгодно, потому что новый партнёр предоставляет дополнительный объём заказов.   

«Предоставляя курьерским компаниям большое количество заявок на доставку, мы становимся для них, по сути, крупным клиентом. Конечно, им с нами интересно работать, и поэтому мы получаем от них скидки на доставку», - объясняет Владимир Заикин. 

Интернет-магазинам GetParcel предлагает срочную доставку «день в день» по цене доставки «на завтра». Цену в 350-450 рублей удаётся обеспечивать как раз за счёт скидок, предоставляемых курьерскими службами и партнёрскими сервисами. 

«Когда мы общаемся с интернет-магазинами, мы говорим им, что можем взять все их заказы независимо от количества. Это – наше главное преимущество. Наш умный алгоритм может привлекать столько курьеров, сколько нужно именно сейчас», - добавляет Владимир Заикин.

GetParcel предлагает интернет-магазинам автоматизированные решения. Когда на сайте магазина клиент выбирает срочную доставку, в GetParcel сразу появляется информация об адресе доставки, размерах и весе груза, расположении склада и свободных в данный момент курьерах. На этом этапе исключается оператор: никто не перезванивает клиенту и не уточняет, действительно ли ему нужен именно этот товар и именно быстрая доставка. В GetParcel считают, что если клиент сделал заказ, то он сам уже оценил, что ему требуется. В магазин сразу же поступает информация, какой курьер будет выполнять заказ и через сколько он прибудет на склад. Благодаря этому там его уже ждёт запакованный груз. Раньше были проблемы с получением в срок от магазинов документов, необходимых для доставки. Теперь GetParcel сам занимается их оформлением, предложив магазинам готовый сервис. 

Возможности для монетизации

Способов заработать у GetParcel несколько. Во-первых, за каждую осуществлённую доставку курьерские компании платят процент от заказа. Во-вторых, сервис получает вознаграждение от платёжного партнёра – когда клиент оплачивает свой заказ онлайн банковской картой. 

В ближайшем будущем GetParcel планирует экспансию в регионы – есть планы продавать  франшизу на использование уникальной технологии агрегации заказов на доставку. 

Ещё одна неочевидная возможность для монетизации – использование данных, собранных компанией. GetParcel накапливает большое количество данных, которые использует для оптимизации своих алгоритмов. Эта информация может быть предоставлена партнёру. Например, магазин сможет проанализировать не только то, как покупатель вёл себя на сайте, но и проследить его поведение вплоть до получения товара. И эти данные можно использовать для точечной настройки программ лояльности и персонализированных сервисов, тем самым повышая качество обслуживания.

Кто работает с GetParcel 

Существенную долю клиентов сервиса составляют интернет-магазины детских товаров,  ювелирных изделий, товаров для спорта и отдыха. Также весомую долю клиентов составляют магазины подарков, что объясняется просто - для них важна срочная доставка, потому что клиенты зачастую заказывают подарок в тот день, когда его уже нужно вручать. 

В самом начале основатели GetParcel не предполагали, что могут быть интересны мебельным магазинам. Понятно, что курьеры, которые передвигаются на общественном транспорте, не могут доставить мебель. Но оказалось, что часто клиентам мебельных магазинов нужны для сборки мелкие детали, которых не достаёт в комплекте – шурупы, болты, уголки и так далее. И магазин заказывает срочную доставку этих деталей своему клиенту. 

Любопытно, что пока GetParcel не может начать сотрудничество с теми интернет-магазинами, для которых быстрая доставка, казалось бы, должна быть в приоритете – магазинами автозапчастей. Если у клиента ломается машина, то он, как правило, не хочет ждать 3-4 дня, пока доставят нужные запчасти. Но магазины автозапчастей пока отказываются от сотрудничества с агрегатором курьерских служб. 

Одни из любимых клиентов – сеть спорттоваров «Траектория». Его владельцы сразу поняли преимущества быстрой доставки и согласились на глубокую интеграцию с GetParcel. При покупке на их сайте программа, разработанная GetParcel, помогает клиенту. Например, она контролирует правильное написание адреса. Когда поступает заявка, то сразу видно, из какого склада будет отгружаться товар.

Сотрудники GetParcel объясняют интернет-магазинам, что возможность срочной доставки может стать их конкурентным преимуществом. Если заказчик ищет товар в интернете, то само наличие рядом с нужным товаром кнопки «Доставка в тот же день» может выделять этот магазин из списка похожих. Один из любимых клиентов - магазин PichShop - вывесил на главной странице баннер с предложением срочной доставки, чего обычно магазины не делают. И активно работает с контекстной рекламой через призму срочной доставки. 

«Заточить» свой бизнес под срочную доставку – это очень сильное конкурентное преимущество. Думаю, пройдёт не больше года, и эта тема станет на слуху. Рынок к этому идёт. И те, кто начнёт этим заниматься сейчас, научится это делать, они будут в первых рядах», - уверен Алексей Сальников.

Сложности и нюансы

Курьерские компании, с которыми подписывается договор о сотрудничестве, нужно обучать не только работе в программе, разработанной GetParcel, но и поменять их представление о методах работы со срочными заказами. «Это сложнейший процесс, потому что компании надо заставить думать иначе: не о доставке «на завтра», а о срочной. Мы показываем им, как зарабатывают на срочной доставке, и учим работать так же», - рассказывает Владимир Заикин.

GetParcel

GetParcel работает только «вбелую». И это оказалось настоящей проблемой. «Как это ни смешно звучит, это было ноу-хау для рынка. Когда мы вышли со своими документами, показали доверенности, акты и т.д. курьерским компаниям, нам сказали: «Вы что, с ума сошли? Зачем нам столько подписывать?». Это был очень сложный момент», - признаётся Алексей Сальников.

Пока ещё не все клиенты не верят в хороший сервис. Бывает, что GetParcel привозит заказ в течение часа, а клиента нет на месте. Он говорит, что планировал быть только к вечеру, потому что не верил в срочную доставку. «Все же врут, я думал, что это просто рекламный трюк», - говорит он курьеру. 

Изначально GetParcel установил единую стоимость доставки для грузов, вес которых не превышает 10 килограммов. Но сейчас вес груза снижен вдвое – до 5 килограммов. Оказалось, что самые ответственные исполнители – это девушки. И им тяжело таскать по 10 килограммов.

Команда проекта 

Процесс разработки и подготовки к запуску проекта длился около двух лет. В этот период Владимир Заикин и Алексей Сальников рисовали на бумаге алгоритмы работы будущего интеллектуального агрегатора. «Мы не понимали, что будет происходить после поступления заказа от интернет-магазина. Обращались даже в МАИ для изучения оптимизационных моделей работы курьеров», - вспоминает Владимир Заикин.

Только после того, как на бумаге была готова схема работы, в проект пригласили третьего партнёра и совладельца - Степана Пушкарёва. Степан - владелец IT-компании, именно его команда построила систему, в которой есть личные кабинеты для магазинов и курьеров, мобильное приложение, серверная часть и т.д. 

Всего в компании GetParcel девять человек – помимо совладельцев, это также маркетологи, специалисты по работе с партнёрами, директор по операционной деятельности.

GetParcel Team 

Вложения в проект к настоящему моменту составили более полумиллиона долларов. Это были личные средства совладельцев - Владимира Заикина, Алексея Сальникова и Степана Пушкарёва. Проект пока не вышел на операционную окупаемость. 

Что дальше 

Сейчас проекту нужен стратегический инвестор. Не тот, который придёт и предложит кучу денег. А команда, у которой есть большой покупательский трафик.

«Мы расцветаем, когда есть трафик. Если к нам придёт маркет-плэйс (агрегатор магазинов), на котором, к примеру, 10 тысяч магазинов, и добавит себе опцию срочной доставки, то мы сразу начнём показывать ещё лучший результат и лучшее время доставки. В роли стратегического инвестора может также выступить крупная курьерская компания или крупный интернет-магазин», - уверен Алексей Сальников. 

GetParcel хочет открыть свои представительства в других городах. Для этого у сервиса предусмотрена лайт-модель франшизы. «Если кто-то хочет предложить срочную доставку в другом городе, мы дадим ему доступ на наш сервер. Личный кабинет при этом будет такой, же как и у нас, только относящийся к другому городу. Задачей партнёра, по сути, станет продажа курьерских услуг клиентам и интернет-магазинам. Нашим франчайзи не нужно ничего разрабатывать. Масштабирование в другие города у нас заложено, просто пока мы хотим максимально отвоевать свою часть рынка в Москве», - говорит Алексей Сальников. 

Основатели сервиса уверены, что GetParcel способен поменять рынок доставки в России. «Чем больше у нас будет клиентов и курьерских компаний, тем быстрее изменится рынок логистики, и мы к этому идём. То, что мы сейчас делаем – это тренд, который развивается и в Америке, и в Европе. Стартапы в этой сфере появляются пачками. Но технологий, позволяющих эффективно работать, мало. Вот мы и пытаемся вывести Россию в авангард логистики».

Delivery

Читайте также:

Как устроен онлайн-сервис по заказу грузового такси.
Как заработать на автомобильных пробках.
Как устроен онлайн-сервис по выбору авторемонтного центра.

02 июня 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов