Как заработать на рукоделии и народных куклах

Прочтёте за 3 мин.
15 декабря 2015

Кукольных дел мастерица из Дзержинска превратила хобби в успешный бизнес

IT-инструменты, которые использует Анна Устинова

  • 1С:Управление небольшой фирмой
  • Пакет Adobe
  • Вконтакте

Анна Устинова позиционирует своё небольшое хэнд-мэйд-предприятие «Моя морковь» как «мастерскую волшебного дела». Для неё создание так называемых народных кукол и есть чистое волшебство; и таким отношением к делу она пытается заразить и своих клиентов-гостей. «Моя морковь» – это удачный симбиоз магазина сувениров ручной работы и «кружка по интересам» для детей и взрослых. О том, как удалось детское хобби превратить в бизнес, приносящий доход и удовольствие, Анна рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Анна Устинова, 26 лет, живет в г. Дзержинске Нижегородской области. Окончила Нижегородский государственный технический университет (специальность «Связи с общественностью») и Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (бакалавриат «Государственное и муниципальное управление»). В течение двух лет работала педагогом в Центре художественных ремесел, после чего в 2013 году открыла собственную творческую мастерскую «Моя морковь». В 2014 году была признана «Предпринимателем года» в Нижегородской области (номинация молодежный бизнес-проект).

Анна Устинова I.jpg

Step by step

Анна с детства занималась в Центре художественных ремесел, освоила несколько видов рукоделия - вышивание, лоскутное шитье, изготовление тряпичных кукол и т.д. Ездила на различные конкурсы и выставки, занимала призовые места. Однако после школы поступила в дзержинский филиал НГТУ - на модную специальность «Связи с общественностью». Забегая вперёд, отметим, что компетенции, полученные в стенах альма-матер, а также коммуникабельность и открытость пригодились в бизнесе.

Началась учёба и Анна на время забыла о любимом ремесле. Однако университет же и вернул её на творческий путь. На одном из семинаров студенты-первокурсники рассказывали о себе и своих увлечениях. Аня, естественно, описала своих тряпичных кукол. Студенты и преподаватели заинтересовались народным творчеством и предложили провести мастер-класс. На первый «урок» собрались педагоги, на второй пришли студенты. Прознав про студентку-мастерицу, преподаватели из главного корпуса НГТУ пригласили ее к себе.

Дальше были ярмарки и выставки в Нижнем Новгороде, знакомые и незнакомые просили о мастер-классах, начали поступать первые заказы на эксклюзивные сувениры. Одновременно с этим в университете Анна взялась за проект по обережной кукле, вместе с командой единомышленников ездила в «экспедиции» по деревням в поисках лоскутных оберегов, записывала обряды и инструкции, собирала архивные данные, изучала теорию вопроса. Например, обнаружила, что среди огромного множества разнообразных тряпичных кукол нет местной, растяпинской (Растяпино – поселок, на месте которого в 1929 году был основан город Дзержинск) или хотя бы нижегородской.

Моя морковь I.jpg

Гранты на старт и на развитие

В какой-то момент Анне пришла в голову идея создать мастерскую. В 2013 году ее проект «Семь вечеров с русской тряпичной куклой» получил грант Нижегородской области - 300 тысяч рублей. Также был получен грант от московского центра «Православная инициатива» на организацию серии мастер-классов. Мастерица приобрела швейные машины, ткани, нитки, прочее оборудование и расходные материалы, и объявила набор на курсы.

Рассчитывала обучить одну группу, но желающих набралось на пять. С каждым новым занятием или заказом приходила уверенность, что Анна нашла себя и что начатое дело нужно продолжать.

В нужный момент помог дзержинский бизнес-инкубатор. Сразу несколько человек посоветовали Анне участвовать в конкурсе бизнес-проектов начинающих предпринимателей. И она рискнула. Пришла, поделилась своими идеями и планами, показала, на что способна. 

Поначалу жюри бизнес-конкурса отнеслось к идее мастерской скептически, что неудивительно - в городе химиков предпочтение отдается техническим проектам. Однако Анне Устиновой рекомендовали составить бизнес-план, зарегистрироваться в качестве ИП и все-таки подать заявку на конкурс поддержки молодых предпринимателей.

Детальная проработка бизнес-проекта и создание своего ИП – это те барьеры, страх перед которыми мешает многим инициативным и творческим молодым людям открывать своё дело. Составить план работы и развития на три года вперёд, предусмотреть риски, сформировать смету расходов, продумать источники дохода, изучить ситуацию в нужном сегменте рынка, подготовить кучу документов…

По словам Анны, на деле все это не так страшно и трудно. Конечно, пришлось углубиться в экономику, вникнуть во всё, посоветоваться с опытными специалистами. Но результат того стоил: Анна зарегистрировала ИП и написала бизнес-проект, который единогласно приняли все члены конкурсной комиссии бизнес-инкубатора.

Хождения «в народ» как маркетинговый инструмент

«На момент регистрации ИП у меня не было конкурентов в городе. Это был абсолютно новый для Дзержинска проект, и это сыграло определенную роль, - говорит Анна Устинова. – Кроме того, я зарегистрировала сразу два вида деятельности: производство игр и игрушек, и розничную продажу сувениров народных промыслов. Это был важнейший аргумент в получении гранта и места в бизнес-инкубаторе – так как проект простой торговли не может участвовать в подобных конкурсах.»

Бизнес-инкубатор предоставил помещение на условиях льготной аренды, Анна дала объявление о наборе групп в соцсетях. Здесь как раз и пригодились знания по пиару. Одновременно она открыла отдел в Центральном универмаге, где продавались мягкие игрушки ручной работы, куклы-обереги, украшения, сувенирное мыло, магниты. Сарафанное радио – лучшая реклама: всем покупателям и мастерицам Аня вручала свои визитки и приглашала в мастерскую новых участниц.

Анна Устинова III.jpg

Анну стали приглашать с мастер-классами в детские сады и школы. Так появились постоянные клиенты в Володарске, где Аня с учениками начальной школы готовит подарки родителям на Новый год, День матери, 8 марта, 23 февраля, День Победы... В Дзержинске школа №22 приглашает Анну в жюри творческих конкурсов, заказывает эксклюзивные призы, дарит мастер-классы самым активным классам и победителям больших школьных соревнований. Постоянные клиенты приглашают мастерицу на детские дни рождения как альтернативу аниматорам: именинник и гости заняты и уходят с праздника с сувениром.

Сейчас мастерская волшебного дела «Моя морковь» – постоянный участник ярмарок на «Рождественской стороне» в Нижнем Новгороде, на «Дзержинском Арбате», ее приглашают на Дни города в райцентры Нижегородской области.

В самостоятельном плаваньи

Первые «морковные» мастер-классы проходили в помещении бизнес-инкубатора, на его базе велись занятия два года. Потом Анна приняла решение покинуть его стены (хотя льготная аренда предоставлялась на три года) - чтобы не зависеть от внешних факторов и расписания работы муниципального учреждения.

В 2015 году мастерская перебралась в просторное и удобное помещение в центре города (двухкомнатная квартира, которую хозяйка превратила в девичью «светёлку»: в одной комнате – большой стол для групповых занятий, в соседней – Анина мастерская), сейчас здесь занимаются несколько взрослых и детских групп. Приходят мамы с детьми и бабушки с внуками, молодежь, школьники и дошкольники.

Моя морковь V.jpg

Одно занятие для взрослых стоит 150-200 рублей, для детей – 50-100 рублей, месячный курс – 500 рублей. Сувенирные магниты продаются по 50-100 рублей, мягкие игрушки – от 150, куклы, сшитые по индивидуальному заказу, - от 500. Занимаются вышиванием, декупажем, валянием из шерсти, куклами-оберегами, шьют тильд и мягкие игрушки, готовят сувениры к праздникам, елочные игрушки, магниты, украшения. Одно из последних направлений – циклы занятий по созданию мягких игрушек ручной работы: мастерицы шьют их несколько занятий, потом рисуют лица, одевают.

Хозяйка мастерской непрерывно занимается саморазвитием: каждые полгода осваивает новые техники, чтобы было чему обучить своих мастериц, покупает новые интересные материалы, оборудование.

Анне помогает ее мама - готовит выкройки, режет заготовки для оберегов, сама проводит мастер-классы – по точечной живописи, акварели, рисованию кукольных лиц. А сестра проводит мастер-классы по лепке из глины. Одна из фишек «морковных» мастер-классов – непременное чаепитие после вечера рукоделия. На радость детям в мастерской живет кролик.

Под «колпаком» потенциальных конкурентов

Таких мастерских в городе больше нет. Однако в соцсетях то и дело появляются предложение о наборе групп на те или иные платные мастер-классы, несколько раз инициативные рукодельницы инкогнито приходили «на разведку». Впрочем, на данный момент этот нелегальный бизнес не мешает «Моркови».

«Изначально вообще не было цели что-то заработать, это был культурно-социальный проект, который, развиваясь, превратился в самоокупаемый бизнес, идейный центр с постоянным развитием и путешествиями. Именно благодаря этому получилось оставить основную работу, дополнительные заработки и полностью окунуться в атмосферу творчества»

Анна намерена и дальше развивать оба направления своей деятельности: стационарные и выездные мастер-классы и магазин-ателье. Диверсификация и синергия делают бизнес самоокупаемым и рентабельным.

Анна рада, что доходов хватает на саморазвитие, новое оборудование, аренду, расходные материалы. Учитывая экономический кризис в стране и, в частности, рост безработицы в Дзержинске, в сентябре Анна снизила цены на свои изделия и услуги: оргвзнос за участие в мастер-классах сейчас стоит меньше, чем год назад, цены снизились на 50-100 рублей. И люди идут. А люди – это главная составляющая Аниной «Моркови» и жизни.

Анна Устинова II.jpg

Читайте также:

Как заработать на сувенирах из отходов.
Как заработать на кошельках с принтами.
Как заработать на школе плотников для детей и взрослых.




Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы