Рубрики:

Нашествие фуд-траков

Прочтёте за 3 мин.

Как развивается в Нижнем Новгороде формат мобильных кафе 

В Нижнем Новгороде набирают популярность фуд-траки — передвижные автокафе. Одними из первых в городе появились недорогие легковые автомобили с установленными в кузове кофе-машинами, владельцы которых по вечерам продавали кофе на улице Большой Покровской и набережных под «аккомпанемент» шумного бензогенератора. Но сравнительно недавно в Нижнем стали появляться и необычные фуд-траки на базе отреставрированных ретро-автомобилей. О том, чем такой бизнес привлекает предпринимателей, рассказал портал dk.ru.  

«Кофемашина»

Фуд Трак 1.jpg

Свой фургон — 50-летний «Баркас» — Дмитрий Безверхий и Илья Потапов отыскали в Москве, у бывшего военного. Устройство в нем передвижной кофейни заняло 8 месяцев. 

«Красота этой истории в том, что этот автомобиль раньше работал в ГДР на маленькую кофейню, прежний владелец приобрел его у немца и вывез в Россию. Последние лет семь он просто стоял в гараже, поэтому нам с радостью продали его под кофейню, со словами – «Ребята, это ваша машина». Эта модель создавалась для нужд армии, поэтому кузов даже спустя время остался достаточно крепким. Мы заменили или доработали всю «начинку» автомобиля, начиная с внутренней отделки кузова, заканчивая подвеской. Нарастили крышу, чтобы бариста мог работать в полный рост. Коробка передач осталась родная, ее скрестили с двигателем от «девятки». Нам был нужен надежный мотор, ведь если мы встанем где-то в городе, это будут не просто технические проблемы, а ущерб для репутации бизнеса», — рассказывает Дмитрий.

Вложения в создание «Кофемашины» составили более миллиона рублей. В эту сумму вошли расходы на сам автомобиль (около 150 тысяч рублей, покупка запчастей и восстановление авто, приобретение мебели, оборудования (в том числе кофе-машины Nuova Simonelli — по словам рестораторов, одна из лучших в Нижнем Новгороде), а также накладные расходы: поездки в Москву, открытие ООО и т.д. На подключение к электросети есть договоренность с одним из стационарных кафе. По расчетам владельцев, окупиться машина должна через 10 месяцев, при условии, что работает почти без выходных (всё лето и осень, и даже зимой). 

«Главное, чего мы хотели – радовать народ. Чтобы туристы увозили из Нижнего не только фотографии и магнитики, но и впечатления – «У них на улице стоит красненькая машинка и продает кофе!»

«Считается, что автомобиль – это неоправданный объект для вложения денег. Коллекционеры и реставраторы ретро-автомобилей, наоборот, говорят, что все деньги окупятся. Все машины дешевеют, а раритеты – дорожают! И что мы будем не просто зарабатывать на кофе, но выращивать свой капитал. И если придется продавать автомобиль, то уже как готовый бизнес», — говорят его владельцы. 

«Главное, чего мы хотели – радовать народ. Были амбициозные планы сделать проект, который будет символизировать наш город. Чтобы туристы увозили из Нижнего не только фотографии и магнитики, но и впечатления – «У них на улице стоит красненькая машинка и продает кофе!». Чтобы прохожие делали селфи и выкладывали в соцсети. С нами постоянно фотографируются иностранцы, однажды даже подошел немец, который узнал своего «земляка». Но круче всего то, что хмурые люди, завидев нас, начинают улыбаться», — говорит Дмитрий Безверхий. 

«Я постепенно влюблялся в эту машину. Поначалу видел в ней просто бизнес. Но когда сам прикладываешь руку к его созданию — закручиваешь винтики, вешаешь занавесочки — то к машине начинаешь относиться по-другому… Как к любимой женщине», — добавляет Илья Потапов. 

«Салют Бургер»

Фуд Трак 2.jpg 

Еще один восстановленный фуд-трак работает в Нижнем как «бургерная на колёсах». Отличие его от «Кофемашины» в том, что это проект, «сопровождающий» стационарную бургерную «Салют». Когда-то это был старый эстонский хлебовоз «ТА 3761». Задачей дизайнера стала переделка фургона «во что-то брутально-мясное, полувоенное, со своим стальным характером». Впрочем, как рассказал один из основателей бургерной Сергей Уханов, цели сделать такую «суровую» машину изначально не было. О том, что было бы интересно привезти и в наш город такой фуд-трак, Сергей подумал, посетив фестиваль фуд-траков в Москве. В результате проект воплотился в бургерную на колесах, с помощью которой можно на выезде повторить ассортимент бургерной «Салют». 

По словам Сергея Уханова, фургон был подвергнут серьезной переработке: был полностью переделан кузов, стойки были заново приварены и обшиты, появились окна для выдачи заказов и люки в крыше. Автомобиль был также «наращен» в высоту, в результате над кабиной разместился внушительный козырек, который скрывает баки с водой. Довершала брутальный образ покраска в темно-зеленый цвет. «Мобильная бургерная» дебютировала на фестивале AlfaFuturePeolpe, участвовала в августовском «Ресторанном дне». 

«2х2»

Фуд Трак 3.jpg 

Возвращенный к жизни фургон, на котором красуется надпись «Первый фуд-трак», держит и сэндвичная «Sandwich club 2х2». Это фургон Avia чешского производства, 1985 года выпуска. После покупки в Перми он добрался в Нижний Новгород своим ходом, так как был в хорошем состоянии. Стоимость автомобиля его владелец назвать отказался: по его словам, ремонт, отделка, установка оборудования были выполнен своими руками, поэтому в целом проект оказался сравнительно недорогим. Профиль данной машины — доставка блюд, «рекламная» поддержка кафе, выездная работа на городских мероприятиях. 

«Именно этот автомобиль был первым фуд-траком в городе. Мы делаем большие, вкусные и недорогие сэндвичи, поэтому у нас самые длинные очереди, метров на пятнадцать. На фестивале «Русские горки» за два дня обслужили около тысячи человек. Пока фуд-трак — только фестивальный вариант торговли. Но иногда мы принимаем участие в мероприятиях на Нижневолжской набережной, или просто приезжаем туда в выходные. Там большая прогулочная зона, и на километр в обе стороны от катера «Герой» негде купить еды», — рассказал владелец фургона Шаир Риахи. 

Пробелы в законе 

По словам Дмитрия Безверхого, подобные проекты теперь весьма популярны в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске: «Их там десятки. Уже есть тенденция: открывается кафе – «подкрепляется» фуд-траком. Не ошибусь, если скажу, что только в Питере их больше пятидесяти. И все разные». Появляются фирмы, которые ставят производство фуд-траков на коммерческую основу. Впрочем, даже в столице фуд-траки работают «на птичьих правах». 

Есть много вопросов, которые пока не решает действующее законодательство: со стороны надзорных органов нет четкого понимания, как осуществлять контроль за работой мобильных кафе в отношении качества продуктов и соблюдения санитарных норм, зато есть опасения, что передвижные точки могут нарушать правила парковки, мешать пешеходам или стационарным заведениям. Регулярно звучат заявления властей Москвы о том, что легализация данного рынка, который в последнее время развивается стремительно, произойдет с введением лицензий на мобильную торговлю, а также с определением точек продажи (последнее категорически не устраивает владельцев передвижных кафе). Сообщалось также, что поправки в федеральный закон о торговле, упрощающие нестационарную торговлю, готовил Минпромторг.

«Пока везде, куда мы приезжаем, мы стараемся вставать максимально скромно, чтобы никому не мешать, чтобы людям не приходилось нас обходить — и если что, можно было бы сразу уехать»

Проблема в том, что законодательные механизмы не способны оперативно отреагировать на потребности нового бизнеса. «У нас есть все документы, зарегистрировано ООО, мы платим налоги. Мы хотим работать честно: выходили на администрацию с простым вопросом – что нам нужно, чтобы легально стоять на Покровке? Нам ответили, что для нас нет подходящего законодательства. Предложили встать на аукцион на определенное место. Но такой вариант нам не подходит, поскольку хочется периодически торговать в разных местах пешеходной улицы. Не говоря уже о работе в других точках города и области. А иначе, с привязкой к определенной точке, весь смысл такого бизнеса теряется, мы же передвижная кофейня. Пока везде, куда мы приезжаем, мы стараемся вставать максимально скромно, чтобы никому не мешать, чтобы людям не приходилось нас обходить — и если что, можно было бы сразу уехать», — рассуждает Дмитрий Безверхий. 
«Насколько я знаю, закона, регламентирующего именно такую торговлю, пока нет. Пока наш проект существует на правах авто-доставки продукции из кафе, в основном мы работаем по заказам на выездное обслуживание», - говорит Шаир Риахи.
16 сентября 2015

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов