Социальный контракт: что это такое и как с его помощью запустить бизнес

Прочтёте за 4 мин.

Как швея из Ижевска открыла ателье с использованием господдержки

IT-инструменты, которые использует Антон Гуреев

  • МойСклад
  • AmoCRM
  • SMMplanner
  • Trello

В 2022 году уход иностранных брендов из России снизил конкуренцию в нише производства одежды. Предприниматель Антон Гуреев, который в швейном бизнесе уже семь лет, считает, что сейчас хорошее время для развития своего дела в этой сфере. Открыть ателье или швейную мастерскую можно, в том числе, с финансовой помощью от государства. О том, как для этих целей получить социальный контракт и как работать, чтобы не пришлось возвращать выделенные средства, Антон Гуреев рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Антон Гуреев – эксперт в области швейного производства, основатель клуба для предпринимателей из сферы производства одежды «Человек, который шьёт». Занимается предпринимательством более 10 лет, в швейный бизнес пришёл в 2015 году. Был оптовым продавцом женской спортивной одежды, совладельцем двух швейных производств. Сейчас – поставщик трикотажных полотен российского производства «Футер.com», владелец торговой марки Last week на Wildberries и независимый консультант в сфере швейного бизнеса. Спикер и организатор отраслевых конференций.

Антон Гуреев

Социальный контракт: в чём его суть и кому он нужен

Социальный контракт – это единовременная выплата для малоимущих граждан, которые хотят стать предпринимателями. С 1 июля 2022 года её размер увеличен с 250 до 350 тысяч рублей. Эти деньги можно использовать на запуск своего дела: закупку оборудования и всех необходимых материалов. Хорошая возможность начать свой бизнес для тех, кто занимается индивидуальным пошивом или хочет открыть ателье. 

Чтобы стало понятнее, как это работает, разберём пример швейного бизнеса, открытого с помощью соцконтракта. Анна Литвякова живёт в Ижевске. Во втором декрете она задумалась о смене деятельности. Два высших образования и должность маркетолога не радовали так, как любимое хобби – шитьё. Шторы, постельное бельё, пледы – из-под её машинки выходят красивые вещи, которые создают уют в доме. 

Анна отшивала текстиль у себя дома, но в какой-то момент поняла, что работать так дальше неудобно. Тесно, и требовались помощники, чтобы справляться со всеми заказами. Нужно было снимать помещение для ателье. Но свободных денег для расширения не было. Анна услышала о том, что можно воспользоваться соцконтрактом. 

Летом 2021 года она пришла с документами для его оформления в районное отделение соцзащиты, но получила отказ. Не сдалась – и повторила свою попытку в октябре. Уже 25 ноября она подписала договор социального контракта и через два месяца въехала в свою мастерскую-ателье AnnaBelle, где уже стояли новые машинки и другое оборудование.

Анна Литвякова 

Теперь Анна Литвякова работает с двумя помощницами, в их арсенале три швейные машинки и два оверлока. На большом раскройном столе девушки готовят заказы к пошиву, а стеллажи заполняют тканями. В ателье оборудован уголок для приёма клиентов, рядом с которым стоят рейлы с образцами продукции. Недавно в цехе появилась кровать – выставочный образец, на котором можно расстелить постельное бельё, оценить сочетаемость тканей и подобрать расцветку. 

На открытие ателье Анна потратила 250 тысяч рублей, полученных в рамках соцконтракта, и 50 тысяч своих сбережений. 

Кто может получить деньги на открытие бизнеса

Правила оформления соцконтракта отличаются по регионам. Но существуют общие положения, единые для всех. 

Чтобы заключить социальный контракт, нужно: 

  • Быть гражданином РФ;

  • Иметь постоянную прописку в том регионе, в котором обращаетесь за помощью. Если прописка временная, то потребуется справка, что по месту постоянной регистрации вы не заключали соцконтракт;

  • Подтвердить недостаточный уровень дохода. Эта мера поддержки распространяется только на малоимущих граждан, то есть доход на человека не должен превышать прожиточного минимума. Учитываются финансы всех членов семьи, в том числе пенсии, стипендии и пособия на детей. 

Помимо доходов при принятии решения о заключении соцконтракта учитывается и имущество претендентов. Если доход низкий, но в собственности, например, две машины, то в соцконтракте могут отказать. 

Как заключить соцконтракт

Процедура заключения соцконтракта включает в себя несколько стадий. 

Подача документов

С полным списком документов и их копиями нужно прийти в районный отдел соцзащиты. В каждом регионе свои требования, поэтому уточняйте список заранее. К пакету документов нужно приложить бизнес-план, в котором вы укажете, на что планируете потратить выделенные деньги, и расскажете, как будете работать и развивать своё дело. Бизнес-план можно написать самостоятельно, взяв за основу образец из интернета или шаблон в центре соцзащиты. 

Чтобы ателье начало работу, нужно закупить оборудование. На этой стадии вам потребуются бытовые машины со множеством функций или несколько промышленных позиций. Модели и ценовой сегмент вы выбираете сами. 

В бизнес-плане напишите списком всё необходимое оборудование, указывая его стоимость: швейные машины, оверлоки, раскройное оборудование, парогенераторы, стеллажи и так далее. Наполнение и количество будет зависеть от направления работы. 

Можно также указать расходные материалы: иголки, нитки, ткани, замки и прочие нужные для работы вещи. Но не в каждом регионе предусмотрены расходы на эту статью бизнес-плана. Также не во всех регионах соцконтракт покрывает аренду помещения. 

Защита проекта 

После рассмотрения документов назначается дата защиты проекта. Как правило, через месяц. Членам комиссии нужно объяснить, почему именно ваш проект достоин государственных денег.

Будьте готовы к вопросам, с помощью которых чиновники решат проверить ваши знания и твёрдость намерений. Их, как правило, не интересуют цифры из бизнес-плана. Куда важнее для них следующее: 

  • Зачем вам нужно ателье;

  • Где будете его открывать;

  • Какое помещение присмотрели;

  • Сколько стоит аренда;

  • Планируете ли нанимать сотрудников;

  • Как будете привлекать клиентов;

  • Умеете ли вы шить или будете проходить обучение;

  • Зачем открывать ателье, если столько магазинов с готовым текстилем. 

Как видите, круг вопросов довольно широкий. Нужно не просто написать бизнес-план, но погрузиться в тему и попытаться понять швейный бизнес изнутри. 

Если бы Анна Литвякова из Ижевска пришла с бизнес-планом, но без опыта работы, то она вряд ли смогла развёрнуто ответить на все вопросы. Так как у неё за плечами 1,5 года работы на дому и практические знания в швейном бизнесе, то она прошла проверку комиссии. 

Но это не значит, что новичкам пусть закрыт. Можно заранее узнать о тонкостях швейного дела, поговорив с уже действующими предпринимателями или пройдя обучающий курс. Их предлагают разные школы и коучи, например, я сам являюсь автором курса «Швейное производство с нуля». 

Отчётность и обязательства

После защиты проектов комиссия выбирает участников, которые подписывают договор на получение помощи. Начинающим предпринимателям выплачивают средства на развитие, но взамен они должны выполнить обязательные пункты соцконтракта. 

Какие требования были в договоре у Анны Литвяковой: 

  • в течение месяца со дня одобрения заявки открыть ИП и предоставить копии документов;

  • в течение двух месяцев предоставить чеки о потраченных средствах;

  • в течение трёх месяцев предъявить договор аренды нежилого помещения;

  • в течение года работать в выбранном направлении. 

Следующие девять месяцев после подписания договора нужно отчитываться о результатах своей деятельности. Многие опасаются обращаться за субсидиями и другими формами поддержки бизнеса из-за сложной отчётности. Без чеков и проверок не обойтись, но на самом деле это не так страшно, как может показаться. 

Biz360.ru

Анна Литвякова отчиталась за потраченные деньги с помощью описи покупок и чеков. Проверка в следующие девять месяцев проходила в устной форме: каждый месяц звонил сотрудник из соцзащиты и интересовался финансовым положением предпринимательницы. Анна приглашала в гости, хотела показать мастерскую, но с проверкой лично никто не приходил. 

А вот девушки из других регионов, которые тоже заключили соцконтракт, рассказывали о более серьёзных проверках. Сотрудники соцзащиты приезжали к ним не только в мастерскую, но и домой, чтобы проверить благосостояние семьи. 

После реализации средств по соцконтракту их получатель должен вести свою деятельность как ИП не менее трёх лет. Если в течение первого года предприниматель закрывает свой проект или меняет место жительства, то деньги, выделенные ему на открытие дела, нужно вернуть. Если бизнес нормально работает, то деньги обратно не потребуют. Соцконтракт – это не кредит на открытие своего дела, а финансовая помощь тем, кто в ней нуждается. 

P.S.

Социальный контракт – это государственная мера поддержка малого бизнеса. Изучайте условия получения выплат в вашем регионе, стучитесь во все двери и не сдавайтесь после первой попытки.

Антон Гуреев

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

23 августа 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов