Искусственный интеллект становится всё более распространённым инструментом в различных сферах деятельности. Одна из них – школьное образование, где использование ИИ может не только повысить эффективность обучения, но и стать серьёзным драйвером развития бизнеса. О том, как искусственный интеллект используется в сфере частного образования, порталу Biz360.ru рассказал Максим Натапов, основатель сети ONE! International School.
Максим Натапов – основатель сети частных школ и детских садов ONE! International School. Образование: Московский институт электроники и математики (факультет прикладной математики), прошёл МВА бизнес-школы «Сколково». Более 10 лет занимается развитием дошкольного и школьного образования в России и за рубежом. Сегодня сеть ONE! International School – это 6 кампусов в Москве и Саудовской Аравии, авторские образовательные проекты и стандарты управления образовательными учреждениями. В 2024 году сеть запустила франшизу на российском рынке, в 2025 запланирован выход с франшизой школ на базе программы STEAM за рубеж.
Развитие предпринимательства в сфере частного школьного образования в России во многом основывается на стратегии переманивания клиентов из государственных школ. Поэтому бизнес должен предлагать рынку «продвинутые» школы, которые существенно отличались бы от государственных.
Только такой подход превращает инвестпроект в сфере частного образования в уникальное предложение, которое в итоге приводит к тому, что бизнес начинает существовать за счёт сарафанного радио – клиенты приводят клиентов.
Сегодня важнейшим способом достичь качественного отличия от государственной школы становится использование самых современных цифровых инструментов с элементами искусственного интеллекта. По сути, при основании частной школы инвестиции в цифровую инфраструктуру, софт и ИИ становятся столь же обязательны, как при учреждении финансового или производственного бизнеса.
Кроме прочего, достоинство этих инструментов заключается в том, что их хорошо сбалансированный и отработанный набор – или, как говорят, профессионалы «стек» – хорошо масштабируется, и на его основе можно создавать сети школ, более того, его можно покупать в готовом виде, как составную часть франшизы существующих образовательных сетей.
Давайте разберёмся, в какие же именно цифровые инструменты имеет смысл инвестировать предпринимателю в сфере частного образования.
Прежде всего стоит отметить, что инвестиции в искусственный интеллект в сфере образования – это мировой тренд. Согласно данным международной консалтинговой компании Global Market Insights, объём рынка искусственного интеллекта в образовании достиг 4 млрд. долларов в 2022 году и в течение следующих 10 лет будет увеличиваться на 10% в год.
В 2022 году ЮНЕСКО опубликовала доклад «Технологии искусственного интеллекта в образовании: перспективы и последствия», главная мысль которого заключается в том, что ИИ призван помочь решить проблему доступности и непрерывности образования. Как заявил генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле, искусственный интеллект серьёзно изменит всю сферу образования, а методы преподавания, способы обучения, доступ к знаниям и подготовка учителей претерпят революционные изменения.
Российская государственная школа конечно, консервативна, но со временем ситуация изменится. Согласно данным, озвученным на последнем Петербургском международном экономическом форуме компанией «Перфоманс Лаб», с 2021-го по 2024 годы более 60 тысяч школьников прошли проектное обучение основам работы с искусственным интеллектом.
Поэтому частному бизнесу надо спешить, чтобы в конкуренции с обладающим большими потенциальными ресурсами государством получить фору в сфере цифровизации.
В образовательных инвестиционных проектах цифровые приложения с элементами искусственного интеллекта играют прежде всего роль инструментов менеджмента, особенно – в сфере управления качеством образовательного продукта. Например, ИИ может помогать собирать данные об успехах и интересах школьника и разрабатывать для него индивидуальную образовательную траекторию.
Мы тестируем решения, которые повышают эффективность освоения учащимися программы. Рабочая гипотеза звучит так: до 50% времени, проводимого учеником в школе, можно высвободить за счёт повышения качества освоения программы, а это более 5000 часов за 11 лет обучения. Это время можно потратить на что-то важное и ценное.
Ещё одной важной задачей для предиктивного модуля будет выработка идей для следующих ступеней на основании собранных за годы учёбы знаний об ученике, касающихся профориентации и выбора вузов.
Приложения, использующие ИИ, могут эффективно выполнять роль подсказчика и организатора процессов – как для команд, так и для разных индивидуальных участников процесса обучения: школьников, учителей, родителей, напоминая, что и когда делать.
Для предпринимателя важно, что одним из результатов внедрения цифровых инструментов может быть экономия фонда заработной платы – особенно, если в школе практикуется почасовая оплата труда педагогов. Вступая в интерактивный диалог с учеником, искусственный интеллект может выполнять роль виртуального академического наставника, отрабатывая отдельные навыки, предлагая адаптивные «тренажёры» к отработке и оценивая результат.
Примеров использования искусственного интеллекта российскими образовательными учреждениями уже довольно много. Если взглянуть на эти разработки с точки зрения бизнеса, то можно увидеть что в перспективе мы видим и ценную маркетинговую идею (т.е. то, что привлекает клиентов), и улучшение качества продукта, и потенциальную экономию на персонале.
Так, в «Московской электронной школе» используют предсказательную аналитику, которая собирает данные о том, сколько времени ученики тратят на выполнение разных заданий в классе и дома, что позволяет педагогам более эффективно планировать уроки.
В разработанном в Сколково проекте «01Математика» на ИИ возложена аналитика качества учебных материалов. ИИ считает скорость и успешность выполнения различных заданий, после чего составляет рекомендации методистам.
Корпорация «Росэлектроника» создала интерфейс ИМРУИ, который отслеживает эмоциональное состояние учащихся. А облачная платформа ALP от Kidaptive способна создать психометрический профиль каждого учащегося и подстроить учебный процесс под эти данные. Также платформа способна прогнозировать успеваемость студентов.
В школах нашей сети ONE! International School используется система аналитики, с помощью технологий ИИ и компьютерного зрения анализирующая видео- и аудиопотоки, эмоциональное состояние участников в аудитории, эффективность обучения. Задача этой системы – максимально повысить продуктивность занятий, оценить вовлечённость, понять, какие методические приёмы работают лучше всего, насколько эффективно используется время, как развивается дискуссия и каков её уровень.
Нам постепенно удаётся исключить ненужные паузы, когда ученики не работают, а только готовятся к работе, пытаются понять, чего от них хочет учитель, и так далее. Аналитика видеопотоков помогает отследить эмоциональное состояние педагогов и учеников на уроках. Если школьник чувствует скуку или страх, это недоработка школы или учителя и, значит, нужно что-то корректировать. Если бы эту задачу мы пытались выполнить с помощью людей-методистов, это было бы и безумно дорого, да и технически невозможно.
Вообще, технологии ИИ хорошо работают с массивами данных, обработка которых радикальным образом меняет и рационализирует всю систему управления бизнес-проектом, в том числе и в сфере образования. Все действия педагогов, все успехи учеников теперь оставляют цифровой след, который становится предметом анализа.
Для оценки качества работы школы разработан чек-лист из 2000 позиций, разделённый на 14 разных функциональных направлений, которые было бы невозможно анализировать, если бы не фиксация информации в цифровом виде и не автоматизация её обработки.
Более того: ИИ способствует расширению нашей сети, т.е. экспансии бизнеса. До появления цифровых инструментов контроля качества сервисов с элементами искусственного интеллекта мы не были готовы к масштабированию. Но цифровые инструменты контроля позволяют обеспечить необходимый уровень качества и делиться с рынком и партнёрами нашей технологией организации процесса управления школами и детскими садами под брендом ONE! по модели франшизы. Ранее такое было невозможно.
Всё перечисленное выше позволяет предположить, что распространение ИИ в сфере образования не только повысит качество обучения, но и – если говорить о России – будет способствовать развитию частного бизнеса. Частные школы в России сегодня охватывают лишь около 1% всех детей, спрос на частное образование огромен, и ИИ будет, конечно, не единственным, но важным инструментом преодоления этого разрыва между спросом и предложением.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».