Бывают ситуации, когда крупнейший в мире видеохостинг YouTube удаляет видео, казалось бы, без всяких очевидных причин и веских оснований. Для бизнеса это может стать очень неприятным сюрпризом: компания лишается канала привлечения клиентов и теряет весь «залитый» видеоконтент. О том, как действовать в подобных случаях предпринимателю и реально ли добиться восстановления аккаунта, основатель сети музыкальных магазинов Skifmusic Борис Колесников рассказал порталу Biz360.ru.
Борис Колесников – 34 года, серийный предприниматель, основатель сети музыкальных магазинов Skifmusic. Окончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королёва (факультет информатики). В 2005 году основал интернет-магазин Skifmusic.ru, в 2016 году открыл в Самаре заведение «Гитар Бар». Также является совладельцем клуба «Звезда» и развивает ряд IT-проектов, один из которых – сервис покупок за границей Shopozz.
У Skifmusic два канала на YouTube. Первый канал – Skifmusic – мы завели ещё в 2010 году. Сегодня у него почти 75 000 подписчиков. Мы развиваем его уже 13 лет, но только в 2022 году он очень хорошо «выстрелил». За полгода мы набрали более 50 000 подписчиков. Это получилось в основном благодаря новым современным форматам – таким, как вертикальное видео, shorts (короткие ролики) и т.д.
Одна из наших фирменных «фишек» – мы организовываем трансляции с известными музыкантами: приглашаем их в гости, общаемся с ними, они показывают приёмы игры на гитаре и других музыкальных инструментах.
Второй канал – Skifmusic Live – появился у нас в 2020 году. По названию понятно, что это более «живой» канал. Там мы выкладываем быстро сделанные обзоры, снятые буквально на телефон. Они нужны, чтобы размещать их в карточках товаров на нашем сайте и на других ресурсах, где мы продаём свою продукцию.
Любой человек при покупке в интернете хочет более подробно изучить товар. Если речь идёт о музыкальных инструментах – в идеале их нужно покупать офлайн и слушать живьём. У онлайн-покупателя такой возможности нет, и видео в какой-то степени предоставляет им эту возможность.
На канале Skifmusic Live более 400 роликов, которые сильно помогают нам в продажах. Они позволяют лучше конвертировать потенциальных клиентов в покупателей.
В начале марта 2023 года канал Skifmusic Live был удалён. Мне пришло письмо от администрации видеосервиса: «Оповещаем вас, что ваш аккаунт удалён из YouTube вместе со всем контентом. Вы нарушили наши правила. Вы можете подать апелляцию, и мы её рассмотрим».
Я ознакомился с правилами YouTube и понял, что никаких нарушений у нас быть не должно. Сначала я перешёл по ссылке в письме и написал апелляцию. «Мы – обычный канал с обзорами музыкальных товаров. Никаких правил мы нарушить не могли». Через 8 минут я получил ответ: «Ваша апелляция не принята. Вы можете снова обратиться с апелляцией через две недели».
Самое обидное, что у нас не было никакой возможности вернуть контент с удалённого канала. В эти ролики мы вложили много времени и денег. Мы не делали бэкап-канала, так как и представить не могли, что его кто-то удалит. Конечно, мы рассматривали возможность полной блокировки YouTube в нашей стране, но это бы никак не помешало нам пользоваться собственным контентом.
Я посоветовался со знакомыми, которые ведут на YouTube блоги и каналы. Некоторые из них порекомендовали осветить ситуацию в соцсетях. Я написал посты в Telegram, Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), Twitter – на русском и английском. В каждом из них отметил и затегал YouTube как площадку.
Знакомые скинули мне ссылку, по которой якобы можно было связаться с техподдержкой YouTube. Был выходной, поэтому работала только англоязычная служба. Я написал письмо, в котором объяснил суть проблемы. В понедельник утром мне пришёл ответ: «Вы не привели никаких доводов».
Я пошёл по той же самой ссылке в службу поддержки, выбрал опцию «связаться на русском языке». Пообщался в чате с менеджером и объяснил ему ситуацию. Он долго задавал непонятные вопросы и в конце концов пообещал, что пришлёт ответ по электронной почте.
Спустя пару дней мне пришло два одинаковых сообщения от YouTube на русском и английском. Компания признала, что совершила ошибку – и восстановила канал. Позже я получил письмо на русском от менеджера, с которым общался в чате. Он объяснил причину блокировки.
Когда на Skifmusic Live выходит ролик, мы закрепляем под ним комментарий: «Более подробная информация об этой гитаре – на сайте skifmusic.ru». И здесь ошибся наш менеджер-стажёр. Он начал от имени канала Skifmusic оставлять комментарии под нашими видео на Skifmusic Live. То есть один канал оставлял комменты на другом канале. Так делать нельзя. Администратор YouTube-канала может оставлять и закреплять комментарии только на своём канале. И пусть оба наших канала ведутся с одного аккаунта – для YouTube это не имеет никакого значения.
Таких комментариев от лица другого канала наш менеджер оставил довольно много. Алгоритм YouTube посчитал, что идёт «спам-атака». Канал автоматически удалили без предупреждения и без возможности разобраться в ситуации. В идеале площадка сначала должна прислать уведомление, что мы что-то делаем неправильно, и только потом применять санкции. Но всё получилось так, как получилось.
Сейчас мы работаем в YouTube, как и раньше – только не повторяем совершённых ошибок с комментариями.
-
Внимательно ознакомиться с правилами и вникнуть в их суть. Прежде чем заводить канал на YouTube – внимательно прочитайте правила площадки. Даже если на первый взгляд «всё понятно» многие нюансы при невнимательном просмотре могут остаться незамеченными. А затем будут случайные нарушения, за которые предусмотрены санкции.
-
Искать проблему самим. В сообщениях от YouTube не содержится никаких конкретных причин блокировки. «Вы нарушили правила» – и на этом всё. И здесь руководствуйтесь принципом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Никто ничего не объясняет, поэтому докапываться до сути проблемы придётся самостоятельно.
-
Не сдаваться и активно отстаивать свою позицию. Пишите письма в службу поддержки YouTube на русском и на английском. Объясняйте, что вы честный предприниматель и не нарушаете никаких правил. Это может занять время, но других путей решения проблемы просто нет.
-
Дублировать контент. После этого случая мы сразу поставили задачу дублировать контент канала Skifmusic Live на альтернативных площадках. В первую очередь будем заливать наши видео во «Вконтакте» и в Telegram. планируем использовать и RuTube, хоть он сейчас работает далеко не идеально.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».