«Вы должны управлять бизнесом, а не он вами»: семь практических рекомендаций, как этого добиться

Прочтёте за 4 мин.

«Важно делегировать принятие решений, а не функционал»

IT-инструменты, которые использует Стефания Дениско

  • Mobifitness
  • Trello
  • Slack

Почему одни предприниматели путешествуют по миру и при этом у них в компании всё работает как часы, а другие не могут оставить бизнес и на один день, опасаясь, что «всё рухнет»? Одна из причин – в умении делегировать. Стефания Дениско управляет тремя студиями йоги, полгода назад она с семьёй переехала на Бали, но на бизнесе негативно это не сказалось. О том, как научиться делегировать и по каким принципам это делать, Стефания рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Стефания Дениско – основательница сети студий йоги «Воздух», эксперт сообщества студийных предпринимателей «Академия Mobifitness». Живёт на Бали, управляет бизнесом дистанционно. В сеть «Воздух» входят три студии йоги в Казахстане (две в Алматы, одна в Астане), в команде проекта – порядка 80 человек.

Стефания Дениско

Делегировать можно всё 

Я начну с главной мысли в этой теме, на мой взгляд. С «бага», который часто мешает начать делегировать и превращает предпринимателя в узкое горлышко, в котором застревает развитие его собственного бизнеса. 

Я убеждена, что нельзя делегировать только то, ради чего вы создавали этот бизнес. У каждого тут будет свой пункт. Нет единого правила. 

Кому-то важно преподавать в собственной студии. Для кого-то это абсурдно – я же предприниматель. А у кого-то именно эта картинка была в мечтах: я открою свой зал, я там веду занятия, я довожу людей до результата. Оставляйте это. 

Воздух 

Простой пример: что предприниматели делегируют проще всего? В 90% случаев – бухгалтерия и уборка. Почему? Мало кто открывал свой бизнес для того, чтобы заполнять форму в налоговую, или спал и видел, как моет пол в студии. Это то, чем не хочется заниматься. 

Так почему же потом сложнее делегировать маркетинг, найм, продажи, управление, расчёт зарплат (у каждого тут свои пункты)? 

«Я сам сделаю лучше»

Обычно так мы думаем в вопросах более серьёзного порядка и это заблуждение. Наша задача – найти людей, которые это сделают эффективнее и быстрее – и довериться им. 

Это непросто. Какой логикой пользуюсь я? Да, есть вещи, в которых вас сложно заменить. Вы можете здорово продавать, доносить ценности своего бизнеса. Значит нужно искать человека, который это сделает на одну-две трети от того, как вы. Но, если со временем таких людей будет уже несколько, это будет лучше, чем один собственник. 

Стефания Дениско

В своё время мне тоже казалось, что все люди в студии идут «на меня», и как другие преподаватели вообще смогут работать? Ничего подобного. Когда есть десять тренеров, они работают эффективнее, чем один самый крутой. 

Важно делегировать принятие решений, а не функционал

Например, вы нанимаете продающего администратора. Вы учите его тому, какие абонементы есть, какие преимущества у студии, обучаете работе с базой. Но продажи – это не просто продать и получить деньги. Это и про проблемных клиентов, про возвраты, про «можно я проведу с собой сестру посмотреть». Это куча микрорешений. 

Если по всем ним постоянно идёт звонок собственнику, то всё очень буксует.

Важно делегировать принятие решений. Только в этом случае вы загружаете себя, а не приобретаете дополнительную нагрузку в виде тщательного контроля за сотрудником.

Пусть косячат

Да, когда вы делегируете принятие решений, кажется, что «вот они же сейчас ошибутся». Это тоже часть процесса. Пусть ошибаются и видят последствия своих решений. 

Важно, чтобы сотрудник «обжёгся», сделал выводы, и только тогда он ощущает владение ситуацией и может этому научить других людей. 

Главное контактное лицо не собственник

Делегирование происходит постепенно и увеличивается с ростом компании. Важно вовремя понять, какие функции нужно ещё расширять и дополнять новыми людьми. 

Как всё выглядит у нас. Есть управляющий и от него идёт коммуникация со всеми остальными сотрудниками: тренерами, администраторами, техперсоналом и т.д. С ростом эти функции расширяются. Сейчас у нас уже есть человек, который отдельно отвечает за тренеров и коммуницирует с ними, есть руководитель отдела продаж с менеджерами. 

Воздух

Очень важно вовремя нужному человеку делегировать принятие решений.

Опять же, если это не то, ради чего. 

Контроль – основа качественного делегирования

Свобода – не значит отсутствие контроля. Именно то, как он реализован, определяет качество управления. Как это устроено у нас. Во-первых, автоматизация. Мы используем решение Mobifitness – учётную систему, мобильное приложение, онлайн-оплату. Это делает бизнес прозрачнее, минимизирует человеческий фактор и недопонимания. 

Простая сверка оборота с продажами в системе уже говорит почти всё о том, как идут процессы в студии. У нас есть йога-магазин: продаём коврики, одежду, перекусы, чехлы, инвентарь. Это также сверяется через систему. 

Воздух 

Для тренеров установлены KPI, которые зависят от количества человек в группе. Зарплату рассчитывает система. В интересах тренера самому контролировать, чтобы все клиенты были учтены на занятии. 

У нас практически нет наличных оплат. Мы не отказались от этого, но по факту их использует только 1% клиентов. И это также делает процесс продаж прозрачным. 

Во-вторых, камеры наблюдения. За ними не нужно следить 24/7. Но сам факт их работы полезен. Те люди, которые приходят с не совсем честными намерениями, всегда на это обращают внимание. Мы делаем акцент на наличии камер на кассе, складе и в залах прямо во время стажировки. У таких людей обычно сразу начинает «болеть голова» и больше они не выходят на связь. 

Камеры спасают и при спорных ситуациях. У нас записи в среднем поднимаются один раз в две недели и, как правило, помогают всё урегулировать очень быстро. 

Воздух

В-третьих, нужен доверенный управленец. Это человек, который разделяет ваши ценности. И, что важно, ему должны доверять не только вы, но и сотрудники. Если управляющий – это «цербер-контролёр», который не пользуется авторитетом у команды, такой человек будет разрушать бизнес. 

Думаю, что именно поэтому у нас никогда не приживались управленцы со стороны. Я пробовала нанимать управляющего филиалами, сетью и каждый раз такой опыт был неудачным. Самые эффективные менеджеры в моём случае – это специалисты, которые росли из администраторов внутри студии. 

Управлять через ценности

Закончу, философской, но, на мой взгляд, центральной идеей счастливого предпринимательства. Создавать и управлять бизнесом нужно через свои ключевые ценности. Определитесь с ними, потратьте время на рефлексию. И это упростит вам жизнь. 

Например, моя главная ценность – это свобода. Мне важно, чтобы я чувствовала себя свободной и чтобы сотрудники тоже. Это сказывается на выборе: что внедрять в бизнес, а что нет. В том числе в вопросах делегирования и контроля. 

Если я понимаю свои ключевые ценности, мне не нужно себя ломать, даже если я слушаю на обучении, читаю в книге о том, что что-то 100% сработает. Да, это может быть эффективно, но, если противоречит моему убеждению, у меня не зайдёт.

Стефания Дениско

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен». 

15 сентября 2023

Комментарии

1
  • Анна 04.10.2023 11:33

    Спасибо за полезную статью! Абсолютна согласна с вами - управлять командой далеко не легкий процесс. Поняла это только тогда, когда сама много раз обожглась и поняла, что все самой делать не получится. Но, я нашла выход! Мы начали работать в Agile-методологии. В самый раз для моего чересчур контролируемого управления) Видно кто и как работает и можно в любой момент влиться в процесс работы.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов