Запускать нельзя тестировать: как разработать минимально жизнеспособный продукт

Прочтёте за 4 мин.

Что такое MVP и зачем он нужен стартапу

IT-инструменты, которые использует Айнур Минибаев

  • Re:plain
  • SimilarWeb
  • App Annie
  • Behance

Перед выпуском на рынок нового товара или услуги предприниматель может снизить риски возможного провала. Для этого ему необходимо создать не «полноценный», а минимально жизнеспособный продукт - и с помощью тестирования и анализа обратной связи понять, будет ли идея востребована рынком и будут ли за неё платить пользователи. О том, что такое MVP и как его разработать, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель агентства продуктовой разработки «Технаксис» Айнур Минибаев.

Досье

Айнур Минибаев, предприниматель из Казани, основатель агентства продуктовой разработки  «Технаксис». Окончил Казанский федеральный университет, с которым затем некоторое время сотрудничал - руководил JBLab, где студентов обучали web-разработке. Агентство «Технаксис» запустил в 2016 году, среди клиентов компании - СК «Ак Барс Мед», «Ак Барс Банк», «Сбербанк», Leroy Merlin, Invitro и другие известные бренды.

Айнур Минибаев

В чём суть и миссия MVP

В первую очередь, минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product или MVP) включает в себя формулирование гипотез, их тестирование, проведение исследования рынка и анализ конкурентов. Всё это позволяет в сжатые сроки понять, будет ли востребован продукт на рынке, а главное - готовы ли за него платить пользователи.

Например, важной метрикой подтверждения гипотезы может стать количество заполненных заявок на покупку вашего продукта. А чтобы собрать такие заявки, можно создать лендинг на Tilda, и получить быструю обратную связь от пользователей. Если первоначальная модель продукта оказалась невостребованной, то возможно трансформировать бизнес-идею.

Помните историю Dropbox? На первом этапе MVP представлял собой только видео, в котором фаундеры описали все функции будущего продукта. А когда они выявили потенциальный спрос, то приступили к разработке сервиса. Интересна и история создания сервиса Airbnb. Его основатели во время крупной конференции выявили проблему: не все желающие посетить конференцию смогли забронировать места в отелях. Они выложили фотографию собственной квартиры на сайт аренды жилья – и вскоре её забронировали три человека. То есть MVP подтвердил жизнеспособность концепции.

Как MVP позволяет проверить, какие именно функции продукта будут востребованы? Успешный пример приложения Snapchat: не было такой социальной сети, которая бы позволяла выкладывать видео с таймером истечения срока просмотра. Первой версией продукта было приложение для iOS под названием Picaboo. После проверки MVP и оценки потребностей рынка основатели представили новые функции: геопозиции, воспоминания и фильтры для лица. 

Конечно, сам факт разработки минимального жизнеспособного продукта не гарантирует успех стартапа. Но MVP поможет снизить риски, сэкономить время в долгосрочной перспективе и понять, будет ли у вашего продукта спрос на рынке. Ведь по статистике  CB Insights, в 42% случаев отсутствие спроса на продукт - главная причина провала стартапов.

Biz360.ru

Например, однажды мы проводили исследование рынка Австралии для запуска аналога агрегатора скидок «Едадил». Аналитика по рынку показала, что предпосылок к запуску такого приложения на рынке страны пока нет. Исследование помогло отказаться от запуска продукта, у которого не будет спроса среди пользователей.

Ещё один важный момент: если у стартапа есть MVP, то у него больше шансов, что его заметят инвесторы. Например, российский венчурный фонд Starta Capital определяет наличие MVP и конкурентоспособность продукта как главные критерии подачи заявки на участие в акселераторе.

Алгоритм для разработки MVP

1. Проведите исследование рынка и конкурентов 

Начните с подробного исследования ниши, в которой вы планируете запускать стартап. Если решите самостоятельно разработать MVP, то используйте Wordstat и Google Trends для анализа статистики. В частности, целесообразно проанализировать количество запросов на ваш продукт.

Часто фаундеры игнорируют этап анализа конкурентов, потому что уверены - их решение или идея уникальны. Но ошибочно думать, что для запуска успешного стартапа достаточно только идеи. Изучите источники трафика и рейтинги конкурентов с помощью специальных сервисов. Например,  Similar Web и App Annie позволяют бесплатно провести анализ сайта любого продукта. 

2. Определите целевую аудиторию

Ответьте на вопросы:

  • Какие категории потребителей будут использовать продукт?

  • Каковы их потребности?

  • Как отличаются модели их поведения?

Необходимо выделить реальные потребности пользователей и то, как они решаются сейчас, без вашего продукта. Проводите процесс разработки с конкретным определением основных потребностей целевой аудитории. Думайте о том, какую проблему будет решать конечный продукт.

Например, недавно у нас появился запрос на создание сервиса для тренировки японского языка. Для того, чтобы выявить потребность  аудитории, мы провели исследование популярности изучения японского языка в США, Канаде, Европе, России и Южной Корее, а также выделили основных конкурентов в каждой стране. Мы подготовили описание целевой аудитории для каждого рынка, поскольку в каждой стране свои цели изучения языка. Так, например, в Южной Корее японский язык изучается для дальнейшего переезда в Японию, чтобы учиться там или работать. А в США изучают японский язык для туристических целей.

3. Сформулируйте гипотезы и протестируйте их

Сначала выбирайте для проверки гипотезы, которые содержат наибольшие риски.  Сравнивайте их по следующим параметрам: 

  • Будет ли работать сервис без этого решения;

  • Каковы KPI результата;

  • Сколько нужно будет затратить ресурсов.

Ключевой принцип: тестировать нужно как можно больше гипотез, ведь большинство из них будут ошибочными. Это один из самых сложных этапов - вы определяете вектор развития, подтверждающего или опровергающего гипотезы. Выделив главные фичи продукта и предложив их целевой аудитории, фаундеры понимают, как отреагирует рынок на появление стартапа. Ранжировать гипотезы необходимо всей командой.

Часто стартапы не проводят CustDev (тестирование идеи на будущих пользователях) - самостоятельно из-за психологических факторов, а также из-за недостатка времени. Для того, чтобы проинтервьюировать 100 человек, потребуется около месяца - при том, что интервьюирование каждого займёт от 30 минут. Однако пренебрегать этим этапом нельзя: в результате вы получите быструю обратную связь от пользователей и выявите проблемы ещё до начала работ по масштабированию. 

Чек-лист для разработки  MVP

  • Сформулируйте гипотезы и ключевые метрики продукта.

  • Соберите как можно больше обратной связи от пользователей с помощью CustDev, а также статистику об их поведении. 

  • Проведите анализ выбранной ниши и конкурентов.

  • Определите, как можно решить проблемы, которые возникли у пользователей, необходимо ли трансформировать идею вашего  продукта/

  • Выберите минимальный набор функций продукта.

P.S.

Важно понимать: MVP - это не синоним сырого, незавершённого или примитивного продукта, а инструмент, с помощью которого вы сможете понять потребности и ожидания целевой аудитории, подобрать лучшие способы выхода на новые рынки или прийти к выводу, что вашу идею ещё нельзя превратить в  бизнес-модель.

MVP

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

26 февраля 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов