Бизнес с колёс: как автопутешествие по России превратить в крутой медиапроект

Прочтёте за 5 мин.

«Эта поездка стала самым мощным нетворкингом в моей жизни»

IT-инструменты, которые использует Борис Колесников

  • AmoCRM
  • МойСклад
  • Trello

Летом 2020 года четверо предпринимателей решили на машине проехать от Владивостока до Москвы, делая остановки в городах «по пути» и встречаясь в них с интересными людьми – в основном, из сферы бизнеса. Своё путешествие они превратили в медиапроект «ЭтоВсёРоссия», для реализации которого привлекли спонсоров и партнёров. О том, что эта поездка дала предпринимателям и удалось ли её монетизировать, Борис Колесников, один из участников проекта, рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Борис Колесников  32 года, предприниматель из Самары, основатель сети музыкальных магазинов  Skifmusic.ru и заведения  «Гитар Бар». Окончил факультет информатики Самарского аэрокосмического университету им. Королёва. В 2005 году основал интернет-магазин Skifmusic.ru, в 2016 году открыл «Гитар Бар». Кроме этого является совладельцем клуба «Звезда» и развивает ряд IT-проектов.

Борис Колесников

Время узнавать Россию

У меня была цель – объехать 100 стран до 30 лет. Я делал всё возможное для этого – путешествовал по полгода в году и добился своего. В основном ездил по заграницам и всегда говорил: «По России ещё успеется». Никаких планов по путешествиям на 2020 год у меня не было, я планировал много работать. 

В начале июня 2020 года я встретился с друзьями-предпринимателями Сергеем Ивошиным и Владимиром Суховым. Они из компании ER-Production – медиастудии, которая производит контент. Мы обсуждали, что путешествия за границу из-за коронавируса заблокированы на год, а возможно даже и дольше. И во время этого разговора я понял – пришло время путешествовать по России. 

В разговоре у нас возникла идея проехать через всю страну – из Владивостока в Москву. При дальнейшем обсуждении пришли к мысли снять об этой поездке сериал для YouTube. Но когда мы прикинули расходы на такое путешествие, то поняли, что денег требуется очень много. Только на бензин нужно примерно 250 000 рублей. Аренда машины – это 0,5-1 млн. рублей. Жильё – 300 тысяч, еда – 400 тысяч рублей. Мы начали всё это складывать и увидели, что даже если не шиковать, сумма всё равно получается очень внушительная.

ЭтоВсёРоссия 

Конечно, мы не бедные ребята. Но вложить несколько миллионов рублей в поездку по России даже для нас было безумием. Как бы сказали многие: «Я за эти деньги лучше бы полгода на Бали прожил». И мы подумали: раз речь идёт о YouTube-проекте, то мы можем привлечь спонсоров и партнёров. 

На листе бумаги накидали примерный план. В первую очередь мы рассматривали глобальные компании, которые работают на территории всей России – «Яндекс», Ozon, банки, ресторанные сети. Выбрали 20-30 компаний, которые, как нам казалось, могли заинтересоваться нашим проектом. 

Путешествие как стартап

Мы подошли к путешествию как к стартапу. Сергей и Владимир начали думать, как снимать наш трип, где искать команду и оборудование. Я занялся поиском спонсоров. Для начала написал пост в Facebook, мне стали отвечать какие-то люди. Параллельно я «пробивал» контакты крупных компаний. Уже через пару дней на мой запрос откликнулись люди из «Додо Пиццы». Мы созвонились по скайпу с Иваном Тихоновым, на тот момент операционным директором сети. Я рассказал о наших планах – обклеить машину рекламой спонсоров и поехать по России, заезжая в каждый город по пути. 

«Додо Пицце» эта история понравилась, они завелись буквально с полоборота. Чтобы сеть стала нашим генеральным партнёром, фактически хватило одного разговора по скайпу. Крупнейший франчайзи «Додо Пиццы» в Самаре Павел Троян был инициатором предложения приобрести новую машину и предоставить её путешественникам. Так и получилось. 

ЭтоВсёРоссия 

Партнёром по гостеприимству стала сеть Azimut Hotels. От них мы получили бесплатное проживание и частичную оплату некоторых расходов, а мы предоставили им услуги по видеосъёмке – сняли по их техзаданию короткий ролик про сеть во время путешествия. 

Мне удалось подключить к проекту видеоблогера Дениса Колесникова, основателя проекта «Кураж-Бамбей». Мы с ним знакомы довольно давно, а за год до этого ездили в США на фестиваль звука и кино SXSW. Когда мы начали проект «ЭтоВсёРоссия», то подумали – нам нужен герой, и желательно со своей площадкой распространения. Я позвонил Денису, предложил ему «отпуск по России и небольшие деньги». Весь контент предполагалось выкладывать на его YouTube-канале. Денис сразу согласился, и у нас всё сложилось: герой, основная площадка, дистрибуция, партнёры. 

Пока я общался с партнёрами, Сергей и Владимир организовали бэк-офис в Самаре. Он состоял из пяти человек: двух пресс-секретарей, двух видеомонтажёров и менеджера. Пресс-секретари связывались с местными СМИ во всех регионах, где мы проезжали, и договаривались об интервью. Менеджер искал в тех же регионах интересных людей, с которыми мы встречались и о которых рассказывали зрителям.

ЭтоВсёРоссия 

Вся подготовка уложилась в месяц. Уже 7 июля мы вылетели во Владивосток, где забрали машину, оклеенную по нашему эскизу силами «Додо Пиццы».  

Проект «ЭтоВсёРоссия» - настоящий стартап. Мы за месяц организовали маленькую компанию. Забегая вперёд, скажу, что результат её деятельности – медиапродукт в виде 20 серий. Если бы мы не были предпринимателями, то организовать всё так быстро было бы сложно и маловероятно. 

«Ты же 38 дней отдыхал!»

Именно это я слышал чаще всего по возвращении из нашего путешествия. Сначала я тоже думал, что это будет просто развлечение, но получилось всё по-другому. 

Наш распорядок дня в поездке был адом! В 8 утра мы вставали, кое-как завтракали и приводили себя в порядок. В 9 утра у нас уже была первая встреча. Дальше встречи шли через каждые один-два часа. Бизнесмены, дизайнеры, архитекторы, рестораторы, депутаты, просто интересные ребята – кого только не было. Примерно в 5 часов вечера мы успевали пообедать. Потом садились в машину и долго ехали. Всё-таки за 38 дней нам нужно было проехать 12 000 км. Ночью заселялись в отель. А с часу или с двух часов ночи у нас было два-три часа, чтобы поработать, сделать какие-то свои дела. В 3-4 часа ночи мы ложились спать – на сон оставалось не более четырёх-пяти часов.

 

Примерно через две с половиной недели мы окончательно сдулись. Остановились в Красноярске на пять дней, так как поняли, что работать в таком темпе больше не сможем. Нам же нужно снимать контент, улыбаться в камеру, быть классными и хорошо выглядеть. А мы уже были «убитые» – синяки под глазами и постоянно хотелось спать. Бывали моменты, когда в дороге никто не хотел вести машину – не было сил. Тогда мы просто останавливались и засыпали в своих креслах. Час спали и ехали дальше. 

Кто все эти люди

Большинство наших собеседников во всех городах – предприниматели. Нам было интересно, как и чём живет бизнес в этих местах. Мы старались выбирать истории, заметные в масштабах города. Например, кофейня в Благовещенске, которая стала №1 в городе в 2019 году. 

Города мы узнавали во время экскурсий со своими героями, они были для нас гидами. Мы провели около 200 встреч с разными людьми, и это не считая встреч с журналистами. Одним из первых наших героев стал Илья Сухих из Владивостока. Это известный ресторатор, он открывал в городе топовый ресторан Zuma. Я не особо люблю дорогие рестораны, но там я был максимально впечатлён: крабы, омары, трепанги.

ЭтоВсёРоссия 

Видимо, в своём чате рестораторов Илья написал: «Ребята едут по всей стране, кто хочет – может их встретить». И после этого во многих городах с нами начали связываться все топовые рестораны. Они хотели покормить нас и рассказать о своём бизнесе для проекта «ЭтоВсёРоссия». 

Чего мы в итоге добились

Главный итог путешествия – мы сделали мощный медиапродукт с классной картинкой. Это получилось благодаря людям, с которыми мы встречались. Они – главные герои этой истории. 

Мы сняли 20 серий проекта «ЭтоВсёРоссия», примерно по 30 минут каждая. Плюс сделали «фильм о фильме» длиной 1 час 50 минут, где рассказали о впечатлениях от поездки. Кстати, он каким-то образом попал на кинофестиваль Travel Film Festival и выиграл там премию!

 

Мы думали, что канал «Кураж-Бамбей» на YouTube будет для нас центральной площадкой по распространению контента, но всё получилось по-другому. У «Додо Пиццы» очень мощное сообщество «ВКонтакте». Плюс у каждого их ресторана, а прошлым летом их было около 600 штук, есть своя страница в этой соцсети. «Додо Пицца» стали заливать ролики в свою группу, а оттуда пушить их по всех городам присутствия в своих группах. В итоге каждое наше видео, опубликованное в «ВКонтакте», собирало по 250-350 тысяч просмотров. По трафику YouTube-канал «Кураж-Бамбей» с этими цифрами и рядом не стоял. 

У нас была ещё одна площадка для распространения контента: онлайн-кинотеатр Wink предложил бесплатно для зрителей выкладывать наш сериал. Понятно, что мы на этой дистрибуции ничего не заработали, но это и не было целью. Суммарно на трёх площадках наши ролики посмотрели в общей сложности около 6 миллионов человек. Когда мы только отправлялись в путешествие, то на такие показатели даже не рассчитывали. 

В региональных СМИ о нас и проекте «ЭтоВсёРоссия» вышло около сотни публикаций. Помимо этого были интервью на радиостанциях и ТВ. В регионах жизнь более размеренная, чем в столицах, и новостей там не так много. А тут мы со своим путешествием, которое стало хорошим инфоповодом. Особенно в то время, когда на повестке дня был только ковид. Также нас цитировали в блогах, выкладывали сторис и посты в Instagram. Подсчитать все упоминания своего проекта мы даже не смогли.

ЭтоВсёРоссия  

У проекта «ЭтоВсёРоссия» получилось неожиданное продолжение. Мы связались с Сергеем Баклыковым, создателем YouTube-канала Real Russia. Это самый крупный англоязычный российский канал, который вещает на Запад – у него 145 000 подписчиков. Сергей делает каждый день по два-три стрима – ходит с камерой по городам России. Большинство его аудитории из США, Канады, Германии. Мы договорились о том, что будем выкладывать наш сериал на этот канал в озвучке Сергея Баклыкова. Он презентовал это так – «Мои друзья съездили в путешествие, а я решил вам его показать». Уже вышло две серии. 

Экономика проекта

Общая сумма вложений в это путешествие составила примерно 5-6 млн. рублей. Примерно 2,5 млн. рублей стоила машина – эти расходы, а также траты на бензин и продакшен профинансировала «Додо Пицца». Часть денег пришлось вложить из личных средств – в основном на еду, страховки, камеры, запчасти, работу бэк-офиса. 

Сейчас тратим деньги на маркетинг. Недавно запустили свой TikTok. Выкладываем туда небольшие нарезки видео, которые набирают по 60-70 тысяч просмотров. Какие-то сумасшедшие цифры, если честно. Продвигаем проект в Google, настраиваем интеграции и коллаборации, чтобы получить больше охватов и просмотров. 

Личные итоги

Мне наше путешествие дало невероятный опыт продюсирования достаточно крупного проекта. Получилось общение с крупными компаниями, в результате которого мы создали реальный медиапродукт. 

Наверное, эта поездка стала самым мощным нетворкингом в моей жизни. С некоторыми людьми мы сдружились, с кем-то я уже встретился повторно. Пока конкретных результатов этого нетворкинга в виде новых бизнес-проектов нет. Но я убеждён – в какой-то момент кто-то где-то увидит мой пост, вспомнит, что мы общались, и сможет чем-то помочь. Я уверен, что эти знакомства ещё себя покажут.

ЭтоВсёРоссия 

Во время путешествия каждый из нас продолжал управлять своим бизнесом. Для меня ничего нового в удалённой работе не было. Я и раньше подолгу путешествовал и вёл бизнес удалённо. Но за время поездки я понял, что на своё дело нельзя тратить меньше времени. Если хочешь, чтобы оно росло и развивалось, нужно уделять ему много времени и концентрации. И если не развивать бизнес, он пойдет вниз.

Я ещё раз убедился, что бизнес – это история про постоянную работу. Это не значит, что нужно работать круглосуточно. Но, как говорил Стив Джобс, «работать нужно не 24 часа, а головой». 

Что дальше

Сейчас у нас новая идея – большое путешествие по воде из Сочи в Санкт-Петербург. Мы его рассматриваем как медиапродукт для компании-спонсора. Я уже веду активные переговоры с компаниями, которым это может быть интересно. 

Яхту пока ищем. Один только фрахт стоит примерно 15 млн. рублей. Плюс нужен хороший капитан. Путешествие длинное – 4500 км, предстоит пройти 40 шлюзов. Далеко не у каждого капитана есть необходимая сертификация для такого пути.

ЭтоВсёРоссия 

Сейчас мы запускаем краудфандинг на площадке Planeta. Пока у меня нет опыта краудфандинга, поэтому чтобы создать кампанию, пришлось самому во всём разбираться. Мне это интересно как всё новое. 

Стартовать планируем в мае. Нашим партнёрам мы будем фактически делать внутренний продакшн для их нужд. Уже в прошлом году у нас получился настоящий медиапродукт из милой истории про путешествия. Сейчас мы уже понимаем, как это работает, и знаем все подводные камни. 

На втором проекте заработать тоже вряд ли получится. Пока для меня это опыт и нетворкинг. Надеюсь, что, начиная с третьего путешествия, такие проекты станут прибыльными. Но для этого нужно сделать себе имя и портфолио. 

Сейчас я инвестирую мои труд, умения, знания, деньги и время, чтобы получилась классная идея. Если люди будут смотреть наш медиаконтент, всегда найдутся компании, готовые поддержать нас и стать спонсорами.

Борис Колесников

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

16 апреля 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов