Чужой среди своих: как распознать предателя в команде и защитить свой бизнес

Прочтёте за 3 мин.

«Если бизнес начинается с воровства клиентской базы, он нежизнеспособен»

IT-инструменты, которые использует Марина Шалимо

  • 1С:Бухгалтерия
  • BePaid
  • Instagram
  • Facebook

Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с тем, что обученный и получивший уникальный опыт специалист объявляет об уходе из компании и запуске своего бизнеса. В одних случаях расставание проходит уважительно, в других – с конфликтами, в третьих в «разводе» вообще присутствует криминальный аспект, например, если уходящий ворует базу клиентов или важные разработки. О том, как защитить свой бизнес от сотрудника-агрессора, рассказала основатель обувной компании Studio Sutoria Марина Шалимо.

Досье

Марина Шалимо, предприниматель из Минска, основатель компании  Studio Sutoria, специализирующейся на производстве обуви ручной работы. Продукция бренда продаётся как в розницу, так и шьётся на заказ для статусных клиентов. Ещё одно направление работы – пошив для киноиндустрии: в обуви от Sutoria снимались актёры фильмов «Стиляги», «Легенда №17», «Солнечный удар», «Брестская крепость» и др.

Марина Шалимо

Вместо предисловия

Маленькие бизнесы, особенно легко копируемые, часто сталкиваются с тем, что сотрудник уходит, «окучив» до этого самых ценных клиентов и скопировав контакты на личный телефон.

Кражу клиентской базы и базы поставщиков доказать крайне сложно. Но иногда ведь и этим не ограничивается: в коллектив заранее и намеренно вносят смуту, а в учётные документы - неразбериху, чтобы затем, под шумок, присвоить материалы, технологии и т.д. У нашего предприятия, к сожалению, в этом есть большой опыт, который позволяет сказать: каждый раз сценарий - абсолютно одинаковый.

Почему вору ничего не светит в бизнесе

Я постараюсь привести несколько довольно убедительных, на мой взгляд, доводов, почему не стоит бояться воровства в компании:

1. Бизнес начинается с идеи. Если идея в том, чтобы создать крутой продукт и принести пользу человечеству, то это подход предпринимательский. Созидание окрыляет и позволяет пережить трудности, с которыми сталкивается каждый предприниматель, повести за собой команду. Если идея ограничивается мечтой заработать кучу денег, то, как правило, затея обречена на провал. Она вряд ли способна вдохновить наёмных сотрудников, да и деньги в найме заработать можно без самопожертвования.

2. Если бизнес начинается с воровства клиентской базы, базы поставщиков, технологий и идей, переманивания сотрудников, то он, по моему глубокому убеждению, нежизнеспособен. У вора своих идей нет: он продолжает эксплуатировать чужие маркетинговые подходы, чужие данные, что во времена скоротечных изменений смерти подобно. Именно предприниматель, который придумал идею с нуля, повёл за собой сотрудников, привлёк клиентов, зачастую продолжает создавать новые продукты, совершенствовать их, придумывать новые пути продвижения, технологии и т.д.

3. Мои наблюдения показывают, что основным приёмом продвижения воров становится демпинг. А это вообще путь в никуда, который не позволяет развиваться: маленький бизнес, как правило, не выдерживает ценовой конкуренции. 

Что делать с разрушителем бизнеса

Разрушитель бизнеса вряд ли осмелится действовать открыто, чаще всего он находит управляемого сотрудника и действует через него. Если вы уверены в том, что делаете на предприятии - продукте, стратегии, управлении, учёте и т.д., но постоянно наталкиваетесь на сопротивление, саботирование и критику, обратите внимание на эти тревожные факторы:

  1. Атмосфера на предприятии накаляется: сотрудники замолкают при вашем появлении, постоянно на ровном месте возникают конфликтные ситуации.

  2. Производительность труда падает.

  3. Сотрудник переводит отношения с клиентами из деловой плоскости в личную.

Это повод задуматься: в негативной среде, хаосе и обесценивании действий руководителя легко готовить почву к разрушению предприятия с целью создать собственное.

Не поднимайте такому сотруднику заработную плату - у него другая цель. Что делать? На мой взгляд, увольнять немедленно и на законных основаниях, каким бы хорошим специалистом он ни был! Более того, если такие действия исходят от ведущего специалиста, то ущерб будет гораздо более серьёзным, чем польза.

Как не допустить предательства

Работать необходимо только в правовой зоне:

1. Подготовить юридическую документацию с учётом специфики деятельности предприятия. Не формально взять из интернета, а разработать под собственный бизнес.

Постараться предусмотреть все негативные последствия и создать барьеры в виде соглашений, договоров, контрактов. Например, при найме - это полный пакет документов: договор (контракт), соглашение о коммерческой тайне, договор о правах на интеллектуальную собственность, договор о материальной ответственности, полные и чёткие должностные инструкции и т.д. При этом необходимо создать своё положение о коммерческой тайне, которое может отличаться для разных категорий сотрудников, как и уровень допуска к информации.

При найме нужно ознакомить работника со всеми внутренними документами под подпись: положение о коммерческой тайне, положение о премировании, положение о качестве, положение о внутреннем распорядке на предприятии, положение о повышении квалификации, обучении, присвоении разрядов и т.д. И естественно, включить штрафные санкции в случае нарушения, предусмотреть доказательную базу: это может быть видеофиксация, контроль за показателями, выборочный контроль за клиентскими договорами, составление актов по каждому нарушению.

2. Ограничить доступ к информации. При этом чем конкретнее составлены документы, тем меньше проблем будет в будущем. Например, ограничить допуск сотрудников к базе поставщиков: в накладных на внутреннее перемещение материалов не указывать поставщика, продукцию обозначать внутренними кодами; запретить использование личных телефонов в общении с клиентами, установить видеонаблюдение. На каждом предприятии свои особенности, и только собственник знает ценность информации и может разработать инструкцию по её сохранности.

Злоумышленники будут находить лазейки: они пробивают брешь, ты устраняешь, принимаешь меры. Но зачастую предприниматель  не  может придумать инструменты противодействия, пока преступление не совершится.

3. Правильно нанимать. Иногда достаточно прислушаться к собственной интуиции. Если сомневаетесь хоть на секунду - не берите. Составьте портрет кандидата, создайте анкеты. Если нет своего отдела HR, собственнику обучаться найму и управлению нужно на постоянной основе. И постараться дорасти до найма грамотного HR-менеджера.

4. Не создавать своим сотрудникам личные бренды. Предприятие должно ассоциироваться только с одним именем - именем создателя. Хочет сотрудник личный бренд - пожалуйста, только не за счёт созданного вами продукта. Пусть рассказывает о своих увлечениях, хобби, семье - о чём угодно. Это, кстати, тоже должно быть в соглашении о сохранении коммерческой тайны. Иначе потребитель не увидит разницы между вашим предприятием и компанией, созданной вашим сотрудником. Обозначьте, что, уволившись, сотрудник не имеет права публично связывать своё имя с именем вашего предприятия. Никто не должен пиариться за ваш счёт.

Источник: Probusiness.

Biz360.ru


Читайте также: 

«Жёсткий менеджмент»: как убить в себе жалость к сотрудникам.
Сам себе офис: как организовать работу удаленной команды.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых. 

24 января 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов