Этим летом пряник с крылатой фразой «Денег нет, но вы держитесь!» на несколько дней сделал знаменитой небольшую компанию из Улан-Удэ «Байкальский пряник». О ней написали местные, федеральные и даже несколько иностранных СМИ; в соцсетях информация о прянике активно перепощивалась и сопровождалась шутками почти целую неделю. О том, как сейчас работает компания и удалось ли ей монетизировать неожиданную популярность, порталу Biz360.ru рассказал основатель «Байкальского пряника» Евгений Оськов.
Евгений Оськов, 37 лет, предприниматель из Улан-Удэ, основатель компании
«Байкальский пряник». По образованию - технолог общественного питания. До запуска собственного бизнеса возглавлял в Забайкальском крае хлебобулочный завод. «Байкальский пряник» был запущен в январе 2016 года. В проекте активно участвует супруга предпринимателя Елена.
В Улан-Удэ Евгений Оськов перебрался из Читы, где до 2016 года руководил хлебобулочным заводом. Но мечтал уйти с наёмной работы и открыть своё дело. С собственным проектом была только одна проблема – определиться с тем, что же производить.
Накануне Нового года Евгений с супругой решили попробовать приготовить для себя печатный пряник. Перебрали в интернете несколько разных рецептов, взяли из наиболее удачных различные ингредиенты - и выпекли свой собственный пряник на основе натурального мёда. Пряник и самим понравился, и друзьям-знакомым пришёлся по вкусу.
Решили посмотреть, продаётся ли что-то подобное в Улан-Удэ. Оказалось, что печатных пряников в городе не производится. А ближайшая подобная продукция выпускается только в Чите. Обнаружив свободную нишу, Евгений решил её занять.
Расчёт был на то, что такие сладости будут покупать как местные жители, так и туристы, особенно если сделать пряники с «бурятским» колоритом.
Компания «Байкальский пряник» создавалась на деньги семьи Евгения Оськова и средства его друзей – всего на запуск было потрачено около 250 тысяч рублей. Долг перед друзьями постепенно погашается, но ещё не закрыт.
На привлечённые средства Евгений купил подержанное оборудование: печь, машинку для упаковки пряников и принтер для печати съедобных изображений. В новое оборудование было решено не вкладываться - чтобы не рисковать. Предприниматель арендовал помещение бывшей закусочной с уже имеющимся оборудованием. Именно тут сейчас и находится производство.
Для сертификации пряников были изготовлены лабораторные образцы, которые отправили в Центр сертификации. Это стандартная процедура, которая заняла одну неделю.
Пряники решили делать с двумя начинками – из яблочного повидла и с варёной сгущенкой. Сладости выпускаются различной формы. Украшаются они вручную: на них глазурью наносятся изображения или надписи.
Есть надписи на бурятском и русском языках, с портретами известных людей, знаковыми достопримечательностями, видами природы и озера Байкал. Также можно изготовить пряник на заказ – любой формы, с любой надписью или изображением.
Рабочий день в семье Оськовых начинается в восемь утра – Евгений и Елена начинают замешивать тесто. На это у них уходит около двух-трёх часов. Затем из теста формируют пряники. Этот процесс получается самым трудоёмким и длительным. После этого пряники выпекают, дают им остыть, и затем украшают. Готовые пряники появляются только около 19 часов.
Ежедневно супруги Оськовы выпекают около 140 штук своих изделий – примерно такое количество удаётся продать за день.
Планируя продажи, Евгений делал ставку на сотрудничество с розничными магазинами и на страницу «Байкальского пряника» в социальной сети «Вконтакте». Предполагалось через неё принимать заказы на подарочные пряники (на их изготовление уходит один-два дня) и выставлять фотографии тех изделий, которые можно купить сразу.
Но несколько месяцев назад Евгений арендовал небольшой киоск в центре Улан-Удэ. К этому подтолкнула несговорчивость владельцев местных магазинов. Они либо не хотели брать для реализации продукцию «Байкальского пряника», либо вообще всячески затягивали деловые переговоры. А довольствоваться только продажами через интернет было экономически нецелесообразно. Сейчас в киоске в качестве продавца работает Елена, и ей помогает наёмный сотрудник.
В июне этого года в компанию поступил частный заказ – выпечь семь пряников с получившей всенародную известность фразой «Денег нет, но вы держитесь!».
По желанию заказчика выполнили пряник круглой формы с цитатой. В назначенный день, как уверяет Евгений, заказчик не явился. Чтобы пряники не пропадали, их выставили на продажу в киоске.Там-то их и заметил местный журналист Аркадий Зарубин. Он сфотографировал пряник и выложил снимок в Facebook. Эту фотографию увидели федеральные СМИ и выдали новость о том, что в Бурятии наладили производство пряников с крылатой фразой.
Из-за возникшего ажиотажа по поводу «мем-пряников» выпустили ещё несколько партий таких же.
Один из этих пряников даже стал лотом благотворительного аукциона фонда «Созидание» - купленный в киоске Евгения и Елены за 200 рублей, он был продан за 10 тысяч! Эти средства были направлены на финансирование программ фонда «Созидание».
Кстати, по словам Евгения, наряду с шумихой в прессе, его бизнесу в этот момент помог не только мем-пряник, но и бартер с «Русским радио». По просьбе радиостанции выпекли большой пряник с логотипом «Русского радио». А за это в эфире несколько дней крутилась реклама «Байкальского пряника». Благодаря ей о компании узнало много жителей Улан-Удэ, что отразилось на количестве заказов через интернет и продажах в рознице.
После того, как о «Байкальском прянике» написали и рассказали в своих эфирах многие СМИ, Евгению Оськову предложили продавать его продукцию в аэропорту Улан-Удэ - владелец торговой точки захотел брать их на реализацию. Пряники с видами Байкала и фразами на бурятском языке - хороший сувенир для туристов, которые возвращаются из Бурятии. И они их охотно покупают.
Евгений говорит, что в дальнейшем необходимо расширяться. А для этого нужно открывать новые точки продаж, поисками которых он будет плотно заниматься в ближайшее время.
А в скором времени планируется расширить линейку начинок, и у съедобных сувениров Евгения Оськова появятся новые вкусы – будут выпущены пряники с орехами и дикорастущими ягодами.история с мем-пряниками
- Выросли корпоративные продажи брендированных пряников
(конкретные цифры предприниматель назвать отказался); - Пряники стали продаваться в аэропорту Улан-Удэ;
- Существенно выросла известность бренда в регионе.
Десять лайфхаков для небольшого фуд-бизнеса.
Как заработать на снэках из мяса.
Как в эпоху санкций развивать проект по продаже импортного сыра.