Mission possible: что такое миссия компании и чем она может быть полезна бизнесу

Прочтёте за 4 мин.

Взгляд Татьяны Рогачёвой

IT-инструменты, которые использует Татьяна Рогачёва

  • Trello
  • Youtube
  • Telegram

Для многих предпринимателей их бизнес – не просто инструмент зарабатывания денег, а нечто большее. Это значит, что они уже преодолели ту черту, за которой владелец компании начинает задумываться о том, ради чего он посвящает жизнь своему делу. То есть – о миссии своей компании. О том, что такое миссия, как её сформулировать и чем она может быть полезна бизнесу, порталу Biz360.ru рассказала сооснователь студии Sales Video Production Татьяна Рогачёва.

Досье

Татьяна Рогачёва – сооснователь и генеральный продюсер видеостудии Sales Video ProductionУчилась в Санкт-Петербургском государственном университете культуры на специалиста музейно-образовательных программ, работала экскурсоводом. Закончила Высшую школу режиссёров и сценаристов. Студия Sales Video Production специализируется на производстве рекламных фильмов и роликов.

Татьяна Рогачёва
 
Что такое миссия и зачем она нужна

Если коротко, то миссия компании – это то, зачем и ради чего бизнес существует; его смысл и высокая цель. Приведём примеры: 

  • компания занимается производством и доставкой ланч-боксов, её миссия – беречь время своих клиентов;

  • компания выпускает шампуни во флаконах из полностью переработанного пластика, её миссия – забота об экологии.

  • фармацевтическая фирма внедряет инновации в разработку лекарственных препаратов, её миссия – забота о здоровье людей. 

У каждого бизнеса своя миссия. Объединяет их одно – хотя бы небольшая, но польза обществу, людям, экологии, планете. 

Причём, то, ради чего бизнес создавался, далеко не всегда совпадает с тем, ради чего существует сейчас. Дело в том, что когда предприниматель только начинает дело, он вряд ли задумывается о грандиозной пользе своего предприятия для всех. Изначальная цель – заработать деньги и удовлетворить базовые потребности: в еде и безопасности. 

По теории американского психолога Абрахама Маслоу, человек стремится постоянно расти и развиваться – достигнув одной вершины, ставит новые цели и идёт к ним. Поэтому построив бизнес, заработав на безбедную жизнь и обеспечив себя и свою семью, предприниматель может задавать себе вопросы: 

  • Какой смысл того, что я делаю?

  • Какую пользу я приношу людям?

  • Как то, что я делаю, меняет мир к лучшему? 

Это значит, что вместе с бизнесом выросли и потребности самого предпринимателя. 

Как потребности человека отражаются на бизнесе

Если рассмотреть пирамиду потребностей Маслоу, то станет ясно – её можно применить и к отдельному человеку, и к целому бизнесу. Опустим два базовых сегмента и рассмотрим, что значат для бизнеса верхние пять. 

Пирамида потребностей человека Абрахама Маслоу

Maslowsneeds
Источник: «Википедия» 

  • Потребность в принадлежности. После того, как базовые потребности были удовлетворены, закономерно появится желание быть сопричастным к чему-то значимому и важному, чтобы компания приносила не только прибыль, но и пользу людям.

  • Потребность в уважении. Эта ступень стимулирует предпринимателя повышать качество продукции, товаров и услуг, тем самым завоёвывая репутацию.

  • Познавательная потребность. Эта потребность может реализоваться в желании проводить исследования той сферы, в которой компания работает. Либо подключать к производству инновации, стремиться к новым современным разработкам.

  • Эстетические потребности могут выражаться в брендировании, более красивом оформлении сайта, качественном сервисе и т.д.

  • Самоактуализация или самовыражение. Сюда относится всё, что связано с развитием компании, её расширением, воплощением в жизнь потенциала бизнеса. Кроме того, на вершине пирамиды находится и поиск истинных ценностей. Когда владелец понимает, зачем и для чего его компания существует, проводником каких ценностей является. 

Где и как найти миссию

Искать специально миссию не нужно, придумать искусственную масштабную задачу тоже не получится. Если предприниматель поставит задачу своим копирайтерам или маркетологам сочинить для предприятия великое и важное предназначение, они это сделают, но вряд ли это будет соответствовать действительности. 

Настоящая миссия открывается сама по мере роста компании, и не где-нибудь, а исключительно в голове её владельца. И эту миссию необходимо осознать, «вытащить на свет» и донести, прежде всего, до сотрудников. Потому что зачастую, даже если руководитель знает и понимает значение и смысл своего дела, члены его команды могут и не подозревать, какие ценности несут в массы своим трудом. 

Люди, пришедшие в компанию работать, точно так же поначалу желают закрыть базовые потребности. Но как только основные жизненные вопросы (пропитание, крыша над головой и т.д.) закрыты, человек может задаться вопросом – зачем я здесь работаю, какой в этом смысл, какую пользу я приношу обществу? И если ответов он так и не найдёт, не увидит никакого прогресса, то вполне может уйти в другую компанию. 

Удержать ценные кадры поможет миссия. Она даёт возможность почувствовать, что человек работает в компании не просто за материальное вознаграждение, а приносит пользу людям, природе, экологии, является проводником значимой идеи. Таким образом, более высокие потребности по пирамиде Маслоу начинают закрываться. 

Что такое миссия на практике

Миссия объединяет компанию, сотрудников и клиентов. Последним тоже немаловажно поддерживать ту организацию, ценности которой им импонируют. Приобретая тот же шампунь, упаковка которого сделана из полностью переработанного пластика, поневоле почувствуешь себя причастным к большому и важному делу – сохранению экологии. 

Миссии бывают разные. Пример из жизни: владелец ресторана оплачивает официантам курсы актёрского мастерства, чтобы те умели общаться с гостями открыто и дружелюбно, создавая при этом радушную и тёплую атмосферу. Миссия такого бизнеса – новый подход к коммуникациям между заведением и командой, а также между сотрудниками и клиентами. В результате довольны сотрудники – они не обычные официанты, они постоянно развиваются; довольны посетители – им рады и по отношению к ним проявили гостеприимство; доволен владелец – он сделал мир чуточку лучше (ну и, конечно, получил лояльных клиентов, которые придут к нему ещё не раз). 

А какая миссия может быть у компании, которая занимается съёмками видеорекламы? Разумеется, продакшен продакшену рознь, но, по моему мнению, в таком деле нужно стремиться к тому, чтобы показать миру миссии и ценности других российских компаний. 

Бывает, что фирма хороша и полезна, но о ней знать никто не знает, тем более за рубежом. Максимум, имеется небольшой презентационный ролик с «неживыми» цифрами и статистикой, либо сухая информация в интернете. Предназначение видеопродакшена (опять же, по моему мнению) – продемонстрировать всё то положительное, что есть в компании, сделать её узнаваемой, создать интересную, вызывающую живые эмоции видеорекламу, которая раскроет истинные ценности компании. 

Как и где транслировать миссию

Миссия не должна оставаться в голове руководителя, её необходимо растиражировать во всех возможных и доступных форматах, чтобы о ней знали сотрудники, клиенты и партнёры. Это могут быть: 

  • публикации на собственном сайте и блогах, статьи в интернет-СМИ и печатных изданиях;

  • короткие видеоролики на сайте компании и в социальных сетях;

  • видео-интервью с владельцем бизнеса;

  • презентационный фильм;

  • документальный фильм;

  • HR-фильм;

  • имиджевый фильм. 

Презентационный, документальный и имиджевый фильмы должны быть на сайте компании, видеохостингах, в социальных сетях, их демонстрируют на презентациях и выставках. Интервью с руководителем также обычно помещают на сайт, но, как правило, на узкоспециализированном онлайн-сервисе аудитория невелика. Чтобы заинтересовать больше людей, можно прибегнуть к такому лайфхаку: «нарезать» длинное интервью на короткие ролики – шортсы, и разместить в социальных сетях. 

Корпоративный HR-фильм тоже может стать полезным форматом для демонстрации миссии. В таком видеоролике интервью дают сотрудники предприятия, отвечая на главный вопрос – что их держит в компании помимо зарплаты. 

Для популяризации глобальной миссии видео играет большое значение, поскольку способно захватить сразу несколько каналов восприятия: визуальный, аудиальный, эмоциональный. Оно же способно действовать и на бессознательное с помощью образов.

Mission

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

28 февраля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов