Рубрики:

Нестандартный бизнес: изготовление фотолокаций из картона

Прочтёте за 4 мин.

В команде проекта «Фотокартон» - всего четыре человека, но клиенты у него более чем солидные – «МЕГА», Сбербанк и «Детский мир»

IT-инструменты, которые использует Любовь Клепикова

  • Keynote
  • VSCOcam
  • Pinterest
Мечтой Любови Клепиковой было совместить творчество и бизнес. И ей это удалось с проектом «Фотокартон». Предпринимательница со своей командой занимается изготовлением картонных декораций для фотозон различных мероприятий. Всего за несколько месяцев в списке ее клиентов появились такие крупные компании, как «МЕГА», «Детский мир», Сбербанк, Nutrilon, HeadHunter и другие. Уникальные картонные фотолокации стали составляющей самых разных event-мероприятий. «Мне нравится, что то, чем я занимаюсь — осязаемый продукт», - признается создатель проекта.
Досье

Любовь Клепикова, предприниматель, основатель и директор проекта «Фотокартон». Родилась в 1988 году в Потсдаме (ГДР) в семье военного и учительницы. Окончила физико-математический факультет МГОСГИ (Коломна). До запуска собственного бизнеса работала в цветочном магазине, организовывала мероприятия в кафе-кондитерской, занималась распространением печатной прессы, была экскурсоводом, играла на аккордеоне в «группе выходного дня «Жимолость».   

388068.jpg
Любовь Клепикова
Как возникла идея «Фотокартона»

После окончания института Любовь запустила проект «Чудо вдруг», но идея организации сюрпризов в условиях небольшого подмосковного города монетизировалась плохо. Хотя этот проект, безусловно, получил резонанс в Коломне. Наряду с коммерческими заказами «Чудо вдруг» радовало хороших людей просто так, как в добром одноименном мультфильме. Так, однажды они подарили настоящие праздники коломенскому городовому, полюбившейся молодым мамам Коломны акушерке, известному своей приветливостью кондуктору. К последней, Галине Мещеряковой, например, на каждой остановке в трамвай заходили люди, каждый из которых со словами: «Это вам. Просто за то, что вы есть!», дарил ей по живому цветку. А на конечной изумленного до слез кондуктора ждали 15 человек с серпантином, бенгальскими огнями, гирляндой «Спасибо за доброту!», цветами и коробочкой имбирных пряников.

Тем не менее, Любовь Клепикова понимала, что с точки зрения прибыльности это дело не является золотой жилой, и постоянно искала альтернативные варианты. Однажды в рамках проекта «Чудо вдруг» ее попросили сделать имитацию настоящего лондонского паба для парня, который мечтал учиться в Англии.

- Я долго думала, какие материалы использовать. Печатать картинки из интернета? Бездушно. Драпировать тканью? Дорого. В итоге я нашла картонные коробки от холодильника, купила страшно дорогую акриловую краску — мне казалось, если использовать дорогую краску, то все непременно получится на высшем уровне — и позвонила подруге Алисе. Мы нарисовали декорации на картоне.

«Мне всегда хотелось повозюкать кисточкой, была у меня такая детская мечта. И я рада, что в итоге получилось такое рукотворное «чудо вдруг» — только для меня одной».

Получилось удачно, и когда Любови предложили заняться организацией интерактивного павильона на фестивале «Мир автобусов», она уже смело предложила оформить мероприятие в новом стиле. Фотокартонные декорации на цирковую тему имели успех. Хотя, как признается Любовь, этот проект был экономически не слишком удачным: из 15 000 рублей гонорара примерно 7 000 пришлось потратить на материалы, потому что, как поняла позже, «купила всё не то». Сейчас на материалы уходит около 10% бюджета заказа, тогда как в самом начале эта статья расходов забирала до 50% средств.

Фестивальный маркетинг

388080.jpg

Созданную цирковую фотолокацию хотелось использовать повторно, и Любовь обратила свое внимание на московские фестивали, так как понимала, что работать только в Коломне — совершенно нерентабельно.

- Видимо, удача была на нашей стороне, потому что мне сразу попался на глаза фестиваль «Цирк в Саду Эрмитажа», - смеется Любовь. - Мы участвовали в нем бесплатно, но на нашей площадке всегда были люди. А напротив стояли ребята с пластиковой декорацией, в которую можно было бы просунуть голову и сфотографироваться. Они грустили, потому что у них фактически не было посетителей, тогда как нас не отпускали до конца фестиваля. Люди чувствуют, что сделано с душой, а что — просто инструмент для изъятия денег.

Фестивали стали для команды «Фотокартона» удобной маркетинговой площадкой. С помощью сарафанного радио и бесплатного участия в московских фестивалях буквально за пару месяцев проект собрал приличную клиентскую базу.

- Я никому не советовала бы на первых порах обращаться к профессиональным маркетологам, - комментирует Любовь Клепикова. - Это кажется таким соблазнительным: прийти к тем, кто все понимает, получить совет у мудрого гуру. Но на самом деле результат вовсе не гарантирован. Искренность и креативность дают лучшие результаты, особенно в самом начале. Лучше сесть с близкими людьми и обсудить политику продвижения с ними. Получится экономнее и эффективнее!

Уникальность услуги, с одной стороны, означает отсутствие конкурентов, а с другой, необходимость продумывать все с нуля. Сравнить с чужим опытом, проконсультироваться, перенять чьи-то наработки невозможно. Но фотокартонцев подобное отсутствие ориентиров, скорее, вдохновляет. Вместо борьбы с конкурентами они заводят друзей-партнеров, например, из «Мастерской Картония», с которыми даже передают друг другу наиболее подходящие заказы.

«Мне очень нравится, что в моем деле все очень прозрачно. Нельзя подменить картон или, скажем, использовать плохие краски. Можем либо сделать, либо не сделать — сжульничать просто невозможно». 

Для поиска новых клиентов Любовь сделала настроенческую презентацию и разослала ее компаниям, с которыми ей было бы интересно работать. И ни один адресат не оставил это послание без ответа. Таким образом «Фотокартон» начал сотрудничать с «Детским миром», открывавшим магазин на Лубянке (кстати, интервью для канала LifeNews с директором «Детского мира» снимали именно в созданной коломенцами фотозоне). Затем был цикл работ для ТРЦ «МЕГА», ТРЦ «Ереван-Плаза», компании «Город», что означало работу на износ, ночные монтажи и большую ответственность. В преддверии новогодних заказов Любовь уходила в мастерскую в 7 утра, а приходила домой в 2 ночи. Иногда и вовсе не уходила. «Если бы не понимание и поддержка моего мужа, ничего бы не получилось, - говорит Клепикова. - Он очень мудрый человек и я страшно ему благодарна!».

На данный момент «Фотокартон» выполнил более 200 различных заказов. Бизнес  прибылен, впрочем, проект изначально существовал в плюсе (первые материалы были закуплены в рамках заказов «Чудо вдруг»), никаких глобальных вложений не потребовалось.

«В картон надо играть!»

388067.jpg

- По образованию я физик и не получила никакого профессионального художественного образования, - рассказывает автор проекта «Фотокартон». - Но мне всегда хотелось повозюкать кисточкой, была у меня такая детская мечта. И я рада, что в итоге получилось такое рукотворное «чудо вдруг» — только для меня одной.

Сейчас в команде рисовальщиков три девушки — Арина, Алена и Алиса, причем ни у одной тоже нет классического художественного образования. За полтора года существования проекта Любовь Клепикова сотрудничала с самыми разными командами, в том числе и состоящими из профессиональных художников. Но, как выяснилось, багаж в виде академического образования, скорее, мешает делу. «Художники подходят к поставленным задачам слишком серьезно, как к профессиональной живописи, - комментирует Клепикова. - А здесь главное - кураж и удовольствие. В картон надо играть!»

Увлеченность, перфекционизм, уникальность — три кита, на которых, по мнению Любови Клепиковой, держится ее бизнес. Несмотря на то, что один из самых крупных реализованных проектов имел бюджет 1,7 млн. рублей, фотокартонцы не отказываются и от мелких заказов, стоимостью в 1000 рублей. Это дает возможность отработать новую цветовую палитру, манеру исполнения и т.д. Кроме того, неизвестно, что и где может «выстрелить». Например, самый крупный на данный момент клиент «Фотокартона» узнал о компании благодаря тому, что его жена заказала пиратские корабли для детской вечеринки.

-​ 1 апреля мне позвонили и пригласили в Москву, обсудить возможность работы в Сочи. Я сначала подумала, что это розыгрыш и какой-то мой друг просто хочет увидеться за чашкой кофе. Но неожиданно выяснилось, что звонил директор Московского музея ретро-автомобилей Дмитрий Октябрьский, и он был абсолютно серьезен. Нам предложили оформить фестиваль советского автопрома в Олимпийском парке города Сочи. Времени было катастрофически мало, но мы справились с задачей. И осознали, что масштабы фотолокаций могут быть совершенно разными.

Планы и перспективы

388075.jpg

Картон — результат вторичной переработки и подлежит дальнейшей утилизации. Это экологически чистый и полностью перерабатываемый продукт. Краски, используемые для отрисовки заказов, подходят даже для детских учреждений, поэтому создатели спокойны за здоровье клиентов. Были случаи, когда на детском празднике маленькие гости пробовали картонные пирожные и конфеты на зуб. Ничего страшного (кроме слез от обиды!) не случилось — красивые яркие сладости оказались совершенно невкусными, зато безопасными.

- Раньше я очень переживала, когда видела, что кто-то копирует наши работы, - рассказывает Клепикова. - Но потом поняла, что надо посмотреть на это по-другому: у людей появился повод что-то сделать руками, покреативить. Почему нет? Не хочется, конечно, чтобы доходило до абсурда и полного наглежа, поэтому я регистрирую товарный знак и в случае чего намерена отстаивать собственные права в суде. Но для того, чтобы быть первыми, надо все время двигаться дальше и основное мое внимание направлено на развитие. Хочется сделать кинетические фотозоны, использовать различные механизмы, поиграть с подсветкой и цветом. Постепенно мы выходим в другие регионы: в ближайшее время повезем большую фотозону — 5 метров в длину, 2 метра в высоту — в Челябинск.

Мне очень нравится, что в моем деле все очень прозрачно. Нельзя подменить картон или, скажем, использовать плохие краски. Можем либо сделать, либо не сделать — сжульничать просто невозможно. 
31 августа 2015

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов