В условиях санкций российскому бизнесу важно выходить на новые рынки сбыта, а также находить деловых партнёров из стран, открытых к сотрудничеству. Сейчас самое время, чтобы развивать отношения с Турцией, уверен Александр Костров, директор компании «Российско-турецкое торговое партнёрство» (РТТП). О том, в каких областях можно выстроить сотрудничество с турецкими компаниями и какие нюансы ведения бизнеса стоит учитывать, он рассказал в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Александр Костров, предприниматель из Москвы, основатель компании
«Российско-турецкое торговое партнёрство». Окончил Финансовый университет при правительстве РФ, Академию народного хозяйства при правительстве РФ, прошёл обучение в Колумбийском университете (США). Имеет степень магистра экономики и степень МBA в финансовом менеджменте. До создания собственного бизнеса в 2015 году работал на руководящих позициях в инвестиционно-банковской сфере. Является специалистом финансового рынка, обладает квалифицированными аттестатами ФСФР 1.0 и 5.0.
Россию с Турцией связывает многое, и эти страны плодотворно сотрудничали ещё до введения антироссийских санкций со стороны стран Европы и США. В современных условиях российским компаниям стоит активнее развивать деловые отношения с турецкими партнёрами по нескольким причинам.
-
Предпосылки для успешного сотрудничества заложены ранее, его не придётся выстраивать «с нуля».
-
Турция входит в топ-20 крупнейших экономик мира.
-
В 2019 году между РФ и Турцией было подписано соглашение о расчётах и платежах в национальных валютах. Мы можем покупать турецкую лиру за российские рубли на московской бирже, оплачивать лирой товары и услуги в турецких банках напрямую, не задействуя корреспондентские счета европейских и американских банков.
-
Инвестиции в развитие портовой инфраструктуры Новороссийска. Новороссийск – это крупнейший порт в России, который имеет пропускную способность более 200 млн тонн в год. Так как Турция является соседом России по морской границе, и 80% грузов направляется морем, между странами уже существует налаженная инфраструктура – дело лишь за наращиванием товарооборота.
-
Турецкие бизнесмены активно инвестируют в российскую экономику. На начало 2020 года совокупный объём прямых турецких инвестиций в промышленные проекты и девелопмент превысил 1 трлн. рублей.
-
Рост товарооборота между нашими странами: по итогам 2021 года он составил 33 миллиарда долларов (увеличился на 58% по сравнению с 2020 годом).
Турецкая продукция может закрыть потребность российского рынка в секторах, которые раньше традиционно были заняты европейскими партнёрами:
- текстиль,
- строительные материалы,
- бытовая техника,
- бытовая химия,
- предметы гигиены.
Турция входит в Таможенный союз Европейского Союза. Это значит, что производимые по нормам и требованиям турецкие товары ничуть не уступают по качеству европейским. В частности, речь идёт о промышленном оборудовании, автозапчастях, полуприцепах, одежде, бытовой химии, медикаментах и стройматериалах. С точки зрения цены они привлекательнее европейских аналогов.
Таким образом, турецкому бизнесу требуется лишь время для адаптации и налаживания новых хозяйственных связей для занятия ниш в российской экономике после ухода зарубежных компаний.
Нельзя не упомянуть и про возможности параллельного импорта. Он не нарушает нормы ВТО: после первой продажи товара в любой стране мира права интеллектуальной собственности считаются исчерпанными. Чтобы осуществлять поставки по параллельному импорту из Турции, стоит создавать компании в свободных экономических зонах, где легче «переоформить» западные изделия и сэкономить на НДС и таможенных пошлинах. Турция уже имеет богатый опыт работы по продаже санкционных товаров с Ираном.
Для российского бизнеса открываются возможности в традиционном экспорте, связанном с поставками углеводородов и агропродукции в Турцию. По итогам 2021 года наша страна заняла второе место после Китая в списке крупнейших торговых партнёров по импорту в Турцию. По некоторым товарам Россия является ключевым поставщиком: например, до 70% пшеницы Турция покупает у нас. Из-за последствий санкций расширяются возможности для экспорта минеральных удобрений, стали, золота, угля, древесины.
Самое востребованное направление сотрудничества между Россией и Турцией – это производственная кооперация. Речь идёт о налаживании производства оригинальных комплектующих для российских компаний в сфере машиностроения, по которым в условиях санкций образовался дефицит.
Также в рамках промышленной кооперации возможны поставки в Россию сельскохозяйственной, строительной и горнодобывающей техники, упаковочного оборудования, систем отопления, вентиляции и кондиционирования, лифтового, текстильного и медицинского оборудования.
Формы организации такой кооперации могут быть разными.
- Создание промышленных предприятий и закупка турецкого оборудования на средства российского инвестора. В этом случае турецкая сторона выступает поставщиком оборудования и отвечает за пусконаладку, обучение, гарантийное и сервисное обслуживание.
- Турецкая сторона выступает прямым инвестором при создании российского предприятия. Она участвует в уставном капитале проектной компании.
Ещё одним важным направлением сотрудничества является развитие инфраструктуры. Сейчас в России активно ведётся модернизация дорожно-транспортной сети, создаются современные терминалы, логистические парки, строятся объекты здравоохранения, заводы по сортировке и переработке отходов и т.д. И здесь участие турецких строительных компаний тоже может быть очень востребовано. Они давно заслужили авторитет на российском рынке. Целый ряд компаний, ведущих бизнес в России, входят в топ-300 крупнейших в мире. Среди них «Ренейссанс Констракшн», «Лимак», «Энка», «Ант Япи», «Йенигюн».
Многие российские компании, ориентирующиеся на работу с Турцией, недостаточно хорошо понимают, как вести бизнес с этой страной. Они самостоятельно ищут партнёров, в том числе и для реализации перспективных товаров на экспорт. И совершают грубейшую ошибку.
Турецкий менталитет устроен таким образом, что очень важно прийти не просто «по объявлению», а по рекомендации. Чтобы сотрудничество оказалось более надёжным, стоит установить контакты с турецкими бизнес-ассоциациями, в которые входят большинство турецких компаний. Бизнес-ассоциации могут выступать гарантом исполнения турецкой стороной своих обязательств и защитят от недобросовестности со стороны подрядчиков.
Примеры таких объединений:
- Ассамблея турецких экспортёров TIM, которая включает в себя более ста тысяч компаний-экспортеров из 27 секторов экономики;
- Ассоциация независимых промышленников и предпринимателей Турции MUSIAD;
- Совет по внешнеэкономическим связям Турции DEIK.
Кроме этого, стоит упомянуть про Ассоциацию турецких предпринимателей в России RTIB, объединяющую более 200 успешных турецких компаний. Все они имеют большой практический опыт работы в нашей стране.
Вместе с этими ассоциациями необходимо проводить совместные мероприятия – например, бизнес-миссии и B2B-встречи (как в России, так и в Турции), презентации инвестиционного потенциала российских территорий для турецкого бизнеса.
Нужно учитывать, что русский язык не является рабочим языком общения в Турции. Поэтому всем, кто рассчитывает вести бизнес с представителями этой страны на долгосрочной основе, следует, как минимум, иметь в штате сотрудника с английским языком, а ещё лучше – с турецким. Это облегчит как поиск контрагентов, так и дальнейшее взаимодействие с ними.
Успешно работающие деловые связи между Россией и Турцией уже существуют. Так, в Татарстане резидентами особой экономической зоны «Алабуга» являются шесть компаний с участием турецкого капитала:
- «Джошкуноз Алабуга» (выпуск деталей для автомобилей),
- «Аутомотив Гласс Альянс Рус» и «Тракья Гласс Рус» (производство автомобильных стёкол и зеркал),
- «Дизайн Рус» (пластиковые трубы);
- «Хаят Кимья» (санитарно-гигиеническая продукция),
- «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» (производство МДФ-панелей и деревянных напольных покрытий).
Компания «Кастамону» – самый крупный производитель ламината в России. При заводе построена своя газотурбинная электростанция на природном газе.
В новой экономической реальности деловые связи между Россией и Турцией, по моему мнению, будут только крепнуть. Наши страны имеют все возможности для достижения товарооборота в 100 млрд долларов к 2024 году.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».