Расти вширь и вглубь: как студия ландшафтного дизайна развивается в кризис

Прочтёте за 6 мин.

«В тяжёлые времена людям нужен сад»

IT-инструменты, которые использует Антонина Болотина

  • 1С:Бухгалтерия
  • AmoCRM
  • AutoCAD

Ландшафтный дизайн – это не просто «газончик постелить, деревца посадить – и чтобы усё было красиво». Всё гораздо сложнее и серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Создание ландшафта  это сложная работа, лучшие ландшафтные студии берут за свою работу от миллиона рублей за «сотку», и клиенты охотно платят такие деньги. О том, как создавать ландшафтный дизайн, отражающий характер его хозяина, порталу Biz360.ru рассказала основатель компании Landterritory Антонина Болотина.

Досье

Антонина Болотина – 35 лет, предприниматель из Москвы, основатель и главный ландшафтный архитектор студии Landterritory. Окончила Московский государственный университет леса по специальности «Ландшафтная архитектура». Два года работала в найме, а в 2011 году основала собственную компанию.

Антонина Болотина

Быть ближе к природе

Антонина Болотина с детства знала, чем будет заниматься в жизни. Её семья была связана с лесом и природными ресурсами, и ей хотелось двигаться в том же направлении. Она поступила на факультет ландшафтной архитектуры и окончила вуз с красным дипломом. 

После учёбы полгода отработала помощником ландшафтного архитектора в довольно крупной компании. Затем перешла в небольшую фирму на должность ландшафтного архитектора. Там она занималась абсолютно всем, что касается ландшафта: составляла сметы, встречалась с заказчиками, рисовала эскизы и реализовывала проекты. 

В компании Антонина была единственным ландшафтным архитектором – здесь обратиться за помощью было не к кому. Поэтому она сама искала нужную информацию, спрашивала совета у знакомых, изучала опыт других ландшафтных бюро и студий. Но результатами своей работы оставалась довольна далеко не всегда.

Land Territory 

«Я старалась делать всё как можно лучше, но с моим небольшим опытом это было не всегда возможно. Люди платили деньги, но получали не очень качественный продукт. А работодателя не интересовало ничего, кроме денег: платят – ну и ладно. Я так работать не могу. Для меня важно делать качественный продукт, чтобы мне за него не было стыдно. Появилась усталость, результаты не радовали. Я поняла: надо что-то менять», – вспоминает Антонина Болотина. 

Создавать «места силы» для клиентов

В 2011 году Антонина зарегистрировала собственную ландшафтную студию Landterritory. Она хотела создать ландшафтный бутик высокого уровня, контролировать каждый этап работ, создавать максимально качественный продукт. По её мнению, рынку не хватало такого серьёзного подхода. Большинство компаний действовало так же, как её бывший работодатель. 

«Изначальная идея компании – мы окружаем клиента заботой, оберегаем от всех неудобств, работаем максимально качественно. Создаём для каждого человека сад как место его силы, чтобы он мог там набираться энергии», – говорит Антонина. 

Первые заказчики приходили из интернета. На очень небольшие начальные средства основательница Landterritory заказала сайт и направила на него рекламу из поисковиков и соцсетей. Конкуренция среди рекламодателей тогда была не такая высокая, как сейчас. Поэтому привлечение клиентов стоило, по нынешним меркам, недорого.

Антонина Болотина 

На запуск и поиск первых заказчиков понадобилось примерно два-три месяца. Сначала поступали небольшие заказы от частных клиентов. Но вскоре в студию обратилось Министерство туризма и спорта, которое занимает старинную усадьбу в центре Москвы. Его представители заказали цветники и остались довольны качеством работ. 

Как выстраивается работа

Каждый проект начинается с того, что Антонина Болотина изучает потребности заказчика. Здесь главное – понять, зачем клиенту нужен сад, и каким он хочет его видеть. 

Например, человек вырос в лесах Сибири, и ему важно видеть в ландшафте напоминание о детстве: мелкое цветение незабудок, сосны, валуны со мхом, берёзки. Кто-то хочет сделать сад для объединения семьи, чтобы туда приезжали дети и внуки. Для этого нужно создать тусовочные места, чтобы людям было, где собираться. А когда клиент хочет, чтобы его сад был «самый-самый», этого можно добиться с помощью стриженных деревьев и кустарников. 

Land Territory 

«Каждый участок – это не просто полёт фантазии ландшафтного архитектора. Мы делаем сад в соответствии с характером клиента, стилем дома и окружающей средой», – объясняет Антонина.

На составление и утверждение проекта уходит от одного месяца до полугода. Чтобы клиент лучше представлял, как будет выглядеть его сад, архитекторы создают 3D-визуализации. Если заказчик вдруг решил изменить уже утверждённый проект, его переделывают согласно новым «вводным». По словам Антонины, такая тщательная предварительная работа – важнейший шаг к успеху всего проекта. Она помогает найти общий язык даже с самыми требовательными заказчиками. 

«Мы приступаем к реализации только тогда, когда клиент говорит: «Это именно то, о чём я всю жизнь мечтал!» Я даже не могу вспомнить, чтобы кто-то был недоволен нашей работой. Что-то может пойти не так на стадии проектирования, если мы не сразу «попали в идею». Но когда проект утверждён, идёт реализация и уход – никаких проблем уже не возникает. Людям просто нравится, когда о них заботятся», – отмечает Антонина.

Land Territory 

Бывает, что желание клиента невозможно реализовать (например, выбранные им растения не выживут в условиях Московской области). Тогда его убеждают выбрать другие, более подходящие варианты. Например, клиент любит Италию и хочет видеть в саду стриженые самшиты. Ему объясняют, что самшит замерзнёт в первую же зиму, и предлагают похожий на него кизильник. Из этого растения тоже можно создавать стриженые формы. 

«Иногда мы видим, что предложенная клиентом идея будет плохо выглядеть с эстетической точки зрения именно на его участке. В таких случаях мы не отговариваем его «прямо». Если даже переубедим, он потом будет об этом сожалеть. Вместо этого говорим: «Давайте сделаем так, как вы хотите, но чуть-чуть по-другому». Тогда и мечта клиента осуществится, и смотреться будет намного лучше», – говорит Антонина. 

Уход и забота

Многие ландшафтные дизайнеры отдают реализацию проектов на аутсорсинг – нанимают подрядчиков. Landterritory создаёт сады собственными силами. По мнению Антонины, только так можно добиться высокого качества. Если же привлекаются сторонние компании, их работу тщательно контролируют. 

Создать сад – это лишь половина работы, ведь за ним необходимо ухаживать. Каждый свой сад компания сопровождает в течение двух лет. Частота посещений клиента зависит от сложности работы с садом. Если с растениями всё нормально, и они хорошо приживаются – достаточно четырёх визитов за сезон. Если растения нуждаются в более тщательном уходе – к клиенту приезжают чаще, в некоторых случаях чуть ли не каждую неделю.

 

«Заказчик вообще не должен думать о каких-то садовых работах. Сад нужен, чтобы там отдыхать, набираться сил и энергии. Мы делаем проект, реализуем его, а потом ухаживаем за садом. Это как система «одного окна». Нашему клиенту не приходится искать исполнителей на каждый этап работ – всё это делаем мы», – подчёркивает Антонина. 

Без «иностранцев» пока никак

Для российских садов нередко используются иностранные саженцы. Лидеры европейского рынка в производстве растений – Германия, Польша, Бельгия, Голландия. Как утверждает Антонина Болотина, у европейских растений сформирована и надземная часть, и корневая система. Такой посадочный материал очень хорошо приживается. При его использовании можно не волноваться за результат. 

После февраля 2022 года импорт растений из Европы сильно сократился, цена их перевозки выросла в два раза. Российские производители на данный момент не могут заменить их в полном объёме. По мнению Антонины, у отечественных саженцев слабая корневая система, из-за этого они хуже приживаются и требуют больше внимания.

Land Territory 

В этом сезоне предпринимательница закупала в основном российский материал, несмотря на все его недостатки. Чтобы растения прижились и не погибли, нужно было прилагать очень большие усилия. К клиентам приходилось выезжать в четыре-пять раз чаще, чем раньше. Только так можно было «вытянуть» растения до европейского уровня. 

Но материалы из Европы студия по-прежнему использует: спрос на них есть. Чтобы ввезти зарубежные саженцы и деревья, на них оформляют турецкие или казахстанские документы.  

Цена вопроса

Средняя цена разработки ландшафтного проекта у студии Landterritory – примерно 7000 рублей за «сотку», а стоимость реализации ландшафтных работ и озеленения – в среднем 700 000 рублей за «сотку». Это относится к проектам «без излишеств», не требующим слишком сложных работ или супердорогих растений. В зависимости от размера участка стоимость может варьироваться от 500 000 до 1 500 000 рублей за сотку. Чем больше площадь, тем цена за сотку ниже. Двухлетнее обслуживание сада тоже включено в стоимость. 

«Если клиенты приходят по рекомендации – вопросов по цене, как правило, у них нет. Все понимают: мы делаем намного больше, чем другие компании, у которых дешевле», - уверяет Антонина. 

На старте в компании помимо Антонины работали один ландшафтный архитектор, два агронома, один прораб и пять рабочих. По мере роста постепенно появлялись новые сотрудники, сейчас их 37. Кроме архитекторов, инженеров, прорабов и агрономов, это собственные ландшафтные бригады. К подбору команды предпринимательница относится очень щепетильно и нанимает только тех людей, которые разделяют её видение работы. 


«Найти сотрудников с нужными компетенциями очень сложно. Это довольно узкая область, к тому же очень непростая и сезонная. Но мы всё равно находим людей, некоторых растим под себя. Берём молодых специалистов, воспитываем их, прививаем наши ценности. У нас нет таких людей, которые «могут копать, а могут и не копать». Мои сотрудники понимают: на первом месте качество, а деньги приложатся», – рассказывает Антонина Болотина. 

«В тяжёлые времена людям нужен сад»

В пандемию у Landterritory стало больше заказов, чем обычно. Многие люди «самоизолировались» на своих участках и задумались о том, чтобы привести их в порядок. 

А вот весной 2022 года многие заказы пришлось отменить. По оценке Антонины, примерно 15% её клиентов продавали или «консервировали» свои дома и уезжали за границу. Несмотря на это, её бизнес не просто сохранил позиции, но даже несколько улучшил показатели по сравнению с прошлым годом. 

«Тотальной отмены заказов в этом году не было. В тяжёлые времена людям всё равно нужен сад – место, где они могут отвлечься от текущей повестки и набраться сил. План, составленный в прошлом году, мы даже перевыполнили. Растём примерно на 30% в год, и этот год – не исключение», – констатирует Антонина.

Land Territory  

Искать клиентов уже почти не приходится. Большинство из них приходит по совету действующих и бывших заказчиков. Иногда клиентов «приводят» строительные компании, с которыми Landterritory работала на каких-то объектах. Также услуги студии рекомендуют дизайнеры интерьеров и даже другие ландшафтные компании. 

«Например, студии из Питера делают проекты для заказчиков в Подмосковье, но реализовать их не могут. Тогда эти студии рекомендуют своим клиентам обратиться к нам. Они знают: их проект будет в надёжных руках, мы сохраним идею, реализуем её качественно, бережно и без проблем для клиента», – приводит пример Антонина. 

Среди заказчиков есть и госструктуры, которые приглашают студию для благоустройства городских пространств. По словам Антонины, работать с ними не намного сложнее, чем с частными клиентами. Иногда «частники» даже требуют больше документов, чем государство.

Landterritory

В создании общественных пространств есть свои особенности. Там нужно сажать устойчивые растения, которые могут выжить в городской среде. Одна из недавних работ компании – парк площадью 50 «соток» в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы. 

«На этом месте раньше работал продуктовый рынок. Когда мы туда пришли, это была, по сути, помойка. А нам на все работы отвели всего месяц. Мы вывезли оттуда огромное количество мусора, демонтировали весь асфальт. И сделали там очень классный сквер для жителей района. Когда мы его открыли, и наши рабочие доделывали «последние штрихи», местные жители их искренне благодарили. В этом районе парков практически нет, поэтому жителям он пришёлся как нельзя кстати», – говорит Антонина. 

Что дальше

В ноябре у ландшафтных компаний начинается межсезонье. Но это не значит, что сотрудникам Landterritory в этот период нечего делать. Зимние месяцы уходят на создание проектов, расчёты смет, согласование, закупку материалов. Как правило, растения дорожают в марте на 10-15%, поэтому их лучше всего закупать в январе-феврале. 

Один из планов «на перспективу» –самим выращивать посадочный материал. Но это связано с очень большими вложениями, которые окупятся в лучшем случае через пять лет. Растение не может вырасти «по приказу» – для этого требуется время. Если речь идёт о деревьях и кустарниках, оно может измеряться годами. 

Даже с учётом всех сложностей Антонина оценивает рыночную ситуацию как благоприятную. «Возможно, в нашей сфере «полопались» компании-однодневки, но это только к лучшему. Хочется, чтобы на рынке работало больше студий, которые хотят создать качественный продукт, а не «поднять денег на зиму». Люди готовы платить больше, чтобы получить качественно выполненную работу», – говорит Антонина Болотина.

Антонина Болотина

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

17 ноября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов