Слушай сюда: как предпринимателю запустить и развивать подкаст

Прочтёте за 5 мин.

«Примерно 80% усилий тратится на продвижение проекта»

IT-инструменты, которые использует Юлия Недоля

  • Podster.fm
  • Яндекс.Музыка
  • Telegram
  • Zoom

Рынок подкастов в России последние три-четыре года активно развивается. Растёт аудитория и количество рекламодателей, всё больше людей и компаний запускают собственные подкасты. В числе авторов подкастов довольно много предпринимателей. В своих аудиошоу они рассказывают о ведении бизнеса, дают рекомендации и лайфхаки, приглашают на запись коллег по цеху. О том, как предпринимателю создать подкаст и где искать аудиторию для него, порталу Biz360.ru рассказала продюсер и автор подкастов Юлия Недоля.  

Досье

Юлия Недоля – продюсер подкастов, автор и ведущая проекта «ПодкаСТ.105» и подкаста про сексуальное просвещение «Как не стыдно». Работала ведущей и редактором, развивала отдел подкастов в издательстве «Клопс» в Калининграде. «ПодкаСТ.105» стал топ-I Apple Podcast в категории TrueCrime в 2021 году. Спикер онлайн-фестиваля о подкастах «СЛЫШ». Живёт в Санкт-Петербурге.

Юлия Недоля

Что такое подкаст

Подкаст – это аудиопередача или аудиошоу разных форматов: монолог, интервью, художественный, разговорный, нарратив (повествование, рассказ). Подкасты выкладывают на платформы «Яндекс.Музыка», Apple.Podcast, VK и многие другие, где их можно прослушивать в любое удобное время.

Одно из важных преимуществ подкастов – люди могут слушать их, занимаясь при этом другими делами (во время прогулки или посещения спортзала, по дороге на работу, во время домашних дел и т.д.).

Рынок подкастов в России растёт год от года. За последние пять лет в поиске «Яндекса» этой темой стали интересоваться в четыре раза больше пользователей. Аудитория аудиошоу исчисляется десятками миллионов слушателей. Такой интерес аудитории подстёгивает и рост количества подкастов. Сегодня их выпускают специалисты из самых разных сфер. И аудиошоу про бизнес входят в число наиболее популярных тем.

Яндекс Подкасты

Мне по работе приходится слушать довольно много подкастов, чтобы понимать, что происходит на этом рынке. Я заметила, что предприниматели всё чаще стали делать свои проекты. В них они делятся с аудиторией своими знаниями и опытом о том, как вести бизнес. Рассказывают про собственный путь в предпринимательстве, ошибки и лайфхаки, дают рекомендации – например, о том, как общаться с подрядчиками.

Некоторые приглашают к себе других предпринимателей, и вместе они обсуждают нюансы различных рынков или разбирают примеры работы отдельных компаний. Уже созданы нишевые подкасты, которые посвящены отдельным направлениям в бизнесе: коучинг, инфобизнес, психология и так далее.

Зачем предпринимателю подкаст

Предприниматели создают собственные аудиошоу не только для того, чтобы поделиться информацией с аудиторией. Подкаст позволяет им решить ряд важных задач.

Продажа собственных товаров и услуг. Подкасты – очень вовлекающий контент, который активно слушает целевая аудитория. В шапке подкастов стоит размещать ссылки на сайт компании или личные страницы в соцсетях. Это позволит привлечь к вашим интернет-площадкам новую аудиторию.

Нетворкинг. Приглашая к себе на запись гостей, предприниматель знакомится с коллегами по цеху и обрастает связями в бизнес-сообществе. Люди реально получают удовольствие от того, что знакомятся друг с другом. При этом подкаст – это свежая история, многим интересно поучаствовать в нём в качестве гостя. Даже если пригласить блогера-миллионника в подкаст, у которого 2000 прослушиваний на эпизод – скорее всего, он придёт.

Дополнительный источник дохода за счёт продажи рекламы. Даже если у подкаста мало прослушиваний, в него можно привлечь рекламодателей. Многие компании, в том числе и крупные, сейчас заходят в подкасты как спонсоры сезона или с собственной рекламой.

Реклама может звучать в начале эпизода и быть призывом к действию, выполнять роль нативной вставки, а может выступать в качестве отдельной истории на протяжении сезона. Например, в «ПодкаСТ.105» мы продали интеграцию автомобильный компании Cherry Tiggo и сделали так, что герой нашего подкаста передвигался на этой машине. Он рассказывал, как удобно ездить на ней в поисках улик преступлений. По ссылке в описании подкаста можно было записаться на бесплатный тест-драйв, что позволило проверить метрики рекламы.

Повышение собственной узнаваемости. С помощью подкастов о предпринимателе и его бизнесе узнаёт новая аудитория. Если у предпринимателя есть свои соцсети, то, как правило, у них становится больше подписчиков за счёт аудитории подкаста. Люди хотят получать информацию от понравившегося спикера чаще, чем появляются новые эпизоды подкаста.

Как сделать свой подкаст

Существует мнение, что производство подкаста – это дорого, сложно и долго. Нет. Если ваша идея – авторский подкаст, то для его записи достаточно иметь микрофон, ноутбук и закрытое помещение, в которое не попадают посторонние шумы. Им может стать, например, рабочий кабинет или спальня.

Если предприниматель не знает, как ему технически сделать подкаст, то можно привлечь внешнего продюсера. Он знает все нюансы, и у него есть база нужных специалистов: монтажёры, сценаристы, звукорежиссёры, дизайнеры и т.д.

Но техническая часть – далеко не самое главное в производстве подкаста. Важно понимать, зачем вам нужно аудиошоу, какие задачи оно решает. От этого зависит тематика, выбор гостей, тайминг и сценарий каждого эпизода.

Даже если вы – мегаэксперт в вопросах бизнеса и умеете интересно и понятно излагать свои мысли, к записи каждого эпизода необходимо готовиться. В разговорных подкастах не нужно прописывать в сценарии все реплики, но основа разговора должна быть. Что сказать в самом начале, как затем развить свою мысль, что не упустить из виду и чем закончить разговор.

Если в подкасте будет гость, то следует заранее составить список вопросов и тем для обсуждения. Ведь это не просто интервью, а общение, в результате которого слушатели узнают что-то новое и интересное.

В сценарии нужно прописывать хотя бы приблизительный тайминг. Например, пять минут – знакомство с гостем, десять минут – его рассказ о своём бизнесе в общих чертах и т.д. Это позволит собеседникам не отвлекаться на посторонние темы. Плюс для записи подкастов, как правило, бронируется студия на определённое время. Допустим, она арендована всего на час. И нужно за этот час успеть обсудить все вопросы, которые планировались.

Подкаст – это отдельный медиапродукт. И к его производству стоит подходить серьёзно. От качества аудиошоу напрямую зависит количество привлечённой аудитории.

Цена вопроса

Можно купить микрофон и записывать подкаст дома. Это будет, по сути, бесплатно – за вычетом стоимости микрофона, шнура и звуковой карты. Необходимое оборудование можно купить примерно за 20 000 рублей. Если писать звук в студии, то час аренды стоит от 3000 рублей. Монтаж эпизода – от 2000 рублей, в зависимости от сложности.

Если вы хотите привлечь к работе сценариста, монтажёра и других специалистов, соответственно, нужно запланировать в бюджете расходы на их услуги.

Например, я два сезона делала криминальный «ПодкаСТ.105». Сезон обходился нам в сумму чуть больше, чем 200 000 рублей. Но мы ездили в следственный комитет, ФСИН, тюрьмы. Это был долгий процесс, в который было вовлечено много специалистов: я как продюсер, звукорежиссёр, сценарист, актёр озвучки, редактор.

Подкаст нуждается в оформлении: необходимы обложка, джинглы, перебивки. Их создание стоит порядка 15 000 рублей. Аудиоматериалы и обложку можно сделать один раз, а дальше вставлять в готовый продукт.

Размещение и продвижение подкастов

Готовый подкаст хранится на хостинге, например, на Mave или Podster.fm. В первый раз эпизод нужно самостоятельно выложить на все площадки: «Яндекс.Музыка», Apple.Podcast, Castbox и т.д. Затем хостинг сам выгружает его на все эти ресурсы. В первый раз процесс выкладки осуществляется примерно в пять кликов, в нём нет ничего сложного. И на помощь придёт множество статей из интернета на тему «Как выгрузить подкаст».

Когда у подкаста появится какая-то аудитория, обратитесь с запросами о промо в «Яндекс.Музыку», Apple, Castbox. В «Яндексе» это возможно, когда вы наберёте 100 подписок, а в Apple и Castbox уже после первого эпизода. В ответ площадки добавляют на главную страницу информацию, что появился такой-то новый подкаст. Это рабочая история, которая позволяет получить дополнительную аудиторию.

Но в первое время нужно продвигать свой подкаст самостоятельно. И это в производстве и развитии аудиошоу, на мой взгляд, самое сложное. На продвижение тратится примерно 80% всех усилий.

Предприниматель должен рассказывать о своём проекте как можно чаще, писать о нём в своих соцсетях, причём с цепляющими заголовками. В сообщении обязательно должен быть призыв к подписке.

Если в подкасте бывают гости, то не стесняйтесь просить их сделать репост эпизода с собственным участием. Договаривайтесь о коллаборациях с другими подкастами, на начальных этапах производства это необходимо. Потом подкаст начнут активнее продвигать сами площадки, но на старте стоит уделить продвижению особое внимание.

Пять заслуживающих внимания бизнес-подкастов

В качестве примера достойных, на мой взгляд, подкастов о бизнесе могу привести следующие проекты:

Основные ошибки новичков

Некачественный звук. Если в подкасте плохой звук, то вряд ли много людей будут слушать его. Сейчас аудитория уже приучена к хорошему качеству, поэтому не экономьте на покупке микрофона, если записываетесь не в студии. Использовать для записи смартфон, надевая на него носки для поглощения шума, в принципе можно. Но не рекомендуется: звук будет «плоским» и с возможным браком.

Нестабильный график выхода эпизодов. Если вы анонсируете, что будете выкладывать эпизоды раз в неделю, то их надо непременно делать раз в неделю. Аудитория привыкнет к регулярным выходам подкаста и будет ждать появления каждого эпизода. Если выгружать подкасты редко или нерегулярно, то люди успеют забыть, что было в предыдущем эпизоде. В этом случае получить постоянную аудиторию крайне сложно.

Думать, что «все темы уже заняты». Несмотря на большое количество подкастов, для России это всё ещё новый формат медиа. Сейчас какую тему ни возьми, о ней будут слушать, если интересно преподнести информацию. Можно сказать, что все ниши в подкастах ещё остаются относительно свободными. Поэтому при желании можно найти свою аудиторию.

Юлия Недоля

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Дзене».

19 сентября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов