Многие предприниматели из разных сфер бизнеса – от ритейла до сферы услуг – задумываются о создании собственного производства. Плюсов у такого решения немало: контроль за качеством, гибкость в производственных процессах, уменьшение себестоимости продукции. Однако есть и другая сторона медали: такой шаг требует значительных инвестиций, а также может повлечь за собой дополнительные риски. О преимуществах и недостатках собственного производства порталу Biz360.ru рассказал CEO компании Portobello Владимир Мазур.
Владимир Мазур – CEO производственной компании Portobello. Окончил РЭА им. Плеханова по специальности «Управление производственным предприятием». В Portobello свыше 25 лет – прошёл путь от менеджера по продажам до генерального директора и совладельца. Компания специализируется на корпоративных подарках и мерче, имеет собственное производство и более 1800 дилеров по всей России.
Давайте сначала разберёмся, что производственный бизнес может вам дать, какие преимущества и перспективы он откроет перед вами.
Во-первых, своё производство даст вам отличную возможность самостоятельно заняться тем, что вам действительно нравится и в чём вы разбираетесь. Вы опытный строитель и любите создавать дома? Можете открыть завод по производству теплоблоков или других строительных материалов. Вы разбираетесь в химической промышленности и знаете, как создавать «химические» продукты? Почему бы не запустить химическое предприятие.
Заметим, что речь идёт не обязательно о крупных заводах, производственное предприятие вполне может быть небольшим. А его масштаб ограничен лишь вашими способностями и ресурсами, у вас нет потолка, ограничивающего ваш рост.
Во-вторых, производство означает потенциально более высокий доход. Одно дело, когда вы торгуете, например, ежедневниками – в таком формате вы покупаете их у производителя, продаёте своим клиентам, а разница между деньгами, полученными от потребителя и отданными производителю и есть ваша основа прибыли.
И совсем другое дело, когда вы торгуете ежедневниками, которые произвели сами. Ваши затраты включают не только зарплату, налоги и расходы на офис – теперь вы также должны покупать сырьё и оплачивать само производство. Но, в тоже время, у вас отпадает необходимость отдавать деньги производителю, так как вы и есть тот самый производитель.
Третий фактор – престиж и авторитет. Создание собственного дела, его организация, разработка производственной стратегии и руководство подчинёнными вам людьми – задачи непростые. Вполне естественно, что успешный производственный бизнес вызывает в предпринимательской среде и в обществе уважение и укрепляет ваш авторитет.
Четвёртый фактор – поддержка государства. Сейчас в нашей стране созданы неплохие условия для развития и реализации своего бизнеса. Это касается и мер государственной поддержки для некоторых отраслей производства, и налоговых льгот, и ряда других преференций. Такие меры связаны с разными факторами политико-экономического характера, однако, они могут дать хороший толчок для развития вашего предприятия.
Пятый фактор – уверенность в завтрашнем дне. Собственное производство помогает чувствовать себя более уверенно – например, если ваш основной бизнес по каким-то причинам забуксует, у вас всегда будет возможность пережить сложный период за счёт другого направления. Ведь вы можете не только выпускать собственную продукцию, но и выполнять сторонние заказы.
Давайте попробуем рассмотреть, какие контраргументы могут ждать вас, если вы рассматриваете возможность открыть своё производство.
Во-первых, организация производства – капиталоёмкий процесс, и не у каждой компании найдутся свободные средства или кредитные возможности для инвестиций такого рода.
Во-вторых, успех вашего производства напрямую зависит от общего уровня экономического развития вашего и близлежащих регионов. Увы, мы имеем множество примеров закрытия производственных предприятий, которые не смогли работать в условиях низкой покупательской способности населения, чьи доходы не позволяют приобретать у вас произведённые товары.
В-третьих, существуют несколько стадий развития производства, которые будут вносить некоторые коррективы в ваши планы. К примеру, в момент организации и старта производства, когда о вашем продукте потребители ещё не знают, а маркетинговые кампании ещё не запущены или пока не принесли результата, ваш доход будет в разы ниже, чем при полностью функционирующем производстве с налаженными каналами поставок, известностью в кругу потребителей и т.д.
В-четвёртых, велика зависимость бизнеса от государственной регуляторной политики. Законодательство, которое контролирует стандарты и трудовую сторону производства, ставит вас в определённые рамки, которые вы не имеете права нарушать, так как они являются частью законов страны. Налоговая политика и большое влияние не работу предприятия государства в целом являются фактором, который предприниматель не имеет права недооценивать.
В пятых, для полноценной организации производства вы должны нанять и настроить работу трудового коллектива в ранее незнакомой вам сфере. Создание регламентов работы, правильное распределение задач, подбор кадров под выполнение конкретных операций, оперативное руководство новым бизнесом – это сложное дело, которое потребует от вас полной концентрации и очень редко прощает ошибки.
Как показывает практика, «полное» собственное производство – это не всегда выгодно, поэтому многие компании отдают часть производственных процессов на аутсорсинг. В частности, одним из эффективных решений может стать частичный аутсорсинг при сохранении общего производства.
Например, вы производите товар А, который состоит из комплектующих В и С. И если продукцию В вы производите быстро и так же легко, как и собираете оба комплектующих в единую систему, но при этом производство второго комплектующего С у вас налажено плохо – вы можете отдать эту часть работы на аутсорсинг.
В заключение хотелось бы отметить очевидный, но не всегда принимаемый во внимание фактор: организация собственного производства требует не только серьёзных финансовых инвестиций, но также будет отнимать много вашего времени, нервов и других ресурсов. Поэтому важно ещё до активной фазы проекта тщательно взвесить все «за» и «против» – и вместе с командой ключевых сотрудников принять решение, «потянете» ли вы такую задачу, чтобы ваш основной бизнес не пострадал.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».