Глаза в глаза: пять причин для малого бизнеса участвовать в офлайн-маркетах

Прочтёте за 5 мин.

«Маркет – это отложенные продажи плюс знакомства, на привлечение которых тратится минимум денег»

IT-инструменты, которые использует Дарья Булгакова

  • Trello
  • Capcut
  • Telegram

Рост количества покупателей и продаж на маркетплейсах говорит о том, что онлайн-покупки становятся для людей всё более удобным форматом шопинга. Но вместе с тем офлайн-маркеты – специальные культурно-коммерческие шопинг-ивенты, на которых представлены разные бренды и производители – тоже привлекают посетителей. О том, почему этот формат востребован бизнесом, порталу Biz360.ru рассказала Дарья Булгакова, основатель маркета «Душа».

Досье

Дарья Булгакова – предприниматель из Сочи, организатор маркета «Душа». На протяжении девяти лет организовывает фестивали и события. В сотрудничестве с творческим объединением «Курортный Городок» руководит набором участников на MARKET KURORT. Маркет «ДУША» проводит в центре Сочи с весны 2023 года.

Дарья Булгакова

Причина № 1: знакомство с продуктом в офлайне  крепче  

Часто в маркетах участвуют собственники компаний, особенно, если это малый бизнес. Для них маркет – это уникальная возможность рассказать о бренде от первого лица, влюбить потенциальных покупателей в себя и в созданный продукт. Ограниченное пространство маркетов, в котором люди будто бы невольно начинают общаться, определённо привлекает участников и посетителей. 

Маркеты это всегда про доверие. Здесь нет места подходу «‎лишь бы продать». Посетитель может задать любые вопросы, уточнить всё, что непонятно и увидеть искреннюю заинтересованность продавца и желание помочь. Плюс, когда мы рассматриваем товар вживую, трогаем, примеряем ощущения совершенно другие. Не такие, как при онлайн-шопинге. 

Именно поэтому с маркетами хорошо работает и отложенный спрос. Даже если человек не совершит покупку сразу, то всё равно проникнется доверием к компании. У меня часто интересуются, спустя время: «‎А напомните, что за бренд стоял вон там».

Душа 

В зависимости от концепции и локации аудиторией маркета могут быть туристы или местные жители. Если есть хотя бы небольшой турпоток, то часто покупают вещи на память, чтобы увезти домой. Банальные сувениры больше никому не нужны: турецкие и китайские однотипные изделия с надписью «‎Сочи» не удивляют ни дарителя, ни принимающего подарок. А вот на маркетах мастера показывают уникальный товар, штучный, который часто нельзя повторить точь-в-точь. 

Здесь же можно познакомиться с авторами, живущими в городе а это действительно ценится. Так появляется сильная бизнес-сцепка. Товары разъезжаются по стране, но люди продолжают соприкасаться с брендом: подписываются на соцсети, выкладывают фото и рекомендации, делают заказы онлайн. 

Причина 2: затраты на маркетинг и рекламу бренда ниже 

Для любого магазина или предпринимателя офлайн-маркет это возможность при минимальных затратах получить продажи, подписчиков и настоящих амбассадоров бренда. Основные расходы всегда несёт организатор: на рекламу, оформление, программу. 

Чаще всего в маркетах принимают участие либо стартапы, либо мастера, которые реализуют свои товары, например, через соцсети. Маркет для них это отложенные продажи плюс знакомства, на привлечение которых они потратят минимум денег.

Душа 

Для бизнеса, который может позволить себе поставить продавца и брендированно оформить локацию, участие в маркете опять же обходится намного дешевле, чем классическая реклама. И тоже в дальнейшем окупается. 

Причина 3: маркет дешевле, чем полноценный ивент

Ивенты очень эффективный инструмент маркетинга и продаж. Инфоповод, на который обратят внимание очень много людей. Но не всякий бизнес может финансово вложиться в организацию полноценного мероприятия или фестиваля. 

А вот маркет вполне можно провести с минимальными затратами. При этом эффект будет сопоставим с ивентом, особенно если речь идёт о локальном масштабе. Да и процесс организации схож: та же коммуникация с участниками, тайминги, монтаж локации. 

Душа

Чтобы маркет действительно выстрелил, важно продумать программу. Это крючок, который будет привлекать аудиторию помимо самого факта проведения. 

Причина 4: легче знакомиться и договариваться о коллаборациях

Стоит заранее подготовиться к нетворкингу, чтобы уйти с кучей полезных контактов, которые затем с большой долей вероятности перерастут в партнёрства. 

  • Позаботьтесь о привлекательном внешнем виде. Наденьте фирменный мерч или одежду собственного производства, которую представляете на маркете, выделяйтесь.

  • Чтобы произошел первый контакт, нужны взгляд и улыбка это самые рабочие инструменты. Разговор дальше завяжется. Но если вы смотрите в телефон и не видите, кто ходит рядом мимо вас, это снижает продажи и вероятность завести полезные знакомства.

  • Сделайте визитки или QR-коды, чтобы вас быстро могли найти в соцсетях и прямо на месте подписаться.

  • Подготовьте самопрезентацию. Постарайтесь расслабиться и получить энергию других участников, которые более опытны.

  • После мероприятия сделайте фоллоу-ап просмотрите полученные контакты, напишите сообщения с благодарностью и пригласите самых интересных людей встретиться. 

Причина 5: контент для своих соцсетей

Пост-материалы с маркета позволяют расширить присутствие брендов в соцсетях и повысить узнаваемость. Ниже - инструменты можно использовать для этой цели. Что важно: какие-то из них можно сделать самостоятельно, а что-то предоставляют организаторы маркета. 

Рилсы 

Это сейчас самый рабочий формат, они хорошо помогают продвигаться. На первых порах мы, как организаторы маркета, представляли всех участников в формате рилсов, и это заходило на ура. Так люди заранее понимали, что они хотят купить. 

Ещё мы делаем ролики в конце каждого дня. Для этого используем короткие видео с ключевыми моментами: покупка товаров, мастер-классы, общение, артисты. В финальный день выпускаем итоговый рилс. 

А уже после маркета можно выпустить ролик с фотоотчётом на какой-нибудь трендовый трек естественно, он получит хорошие охваты. 

Посты-карусели и фотографии в сторис 

Стандартный и простой инструмент, для которого не нужны специальные навыки, но от этого не менее эффективный. 

Выберите самые яркие и эмоциональные фотографии: люди на них должны улыбаться или смеяться, обниматься, активно общаться. В описании к фото добавьте свои эмоции, а не просто сухие факты. Закиньте крючок: что было такого классного, от чего все были в восторге? Попробуйте передать атмосферу и уникальность какой опыт и возможности получили посетители? Не забудьте побудить к действию пригласите на следующее мероприятие с вашим участием,предложите подписаться на свой аккаунт и следить за анонсами.

Душа 

Репостите чужой контент к себе 

Это покажет остальным, что маркетом, в котором вы участвовали, восхищаетесь не только вы, но и другие люди – гости или участники. 

Весь отснятый контент будет работать на бренд в будущем. Фотоотчёты с вашими клиентами или гостями могут распространять люди, отмеченные в постах, в своих соцсетях. А дизайнеры бренда получат материал для эффектных креативов и рекламных макетов. 

Что стоит учесть организаторам маркетов

Локация

Необходимо найти место с хорошей проходимостью. Это позволит относительно легко привлечь и участников (бренды и компании), и посетителей. 

Атмосфера и удобство

Помимо продажи своих товаров участники хотят хорошо провести время, находиться в комфортной обстановке, знакомиться с интересными людьми. Поэтому продумайте детали, которые создадут ту самую атмосферу, ради которой захочется прийти: 

  • удобное расположение и оборудованное розетками/светом место для каждого мастера или продавца;

  • информационная поддержка до и после мероприятия, чтобы участник чётко знал, во сколько ему приходить, где разместить товары, к кому обращаться с вопросами;

  • по возможностиеда, напитки и зона отдыха;

  • качественные фотографии товаров;

  • маркетинговые активности, которые привлекут больше посетителей. 

Даже если место не очень проходное, а маркет вы проводите впервые, важно качественно упаковать свою идею и уметь о ней рассказать. Это особенно необходимо, если хотите привлечь опытных участников, которые понимают всю специфику. 

Оформление

Выбирайте изначально красивую и необычную локацию тогда достаточно будет добавить бюджетные детали для атмосферы и немного брендированных элементов. 

Если площадка пустая привлеките декоратора и других нужных специалистов по бартеру, а на самом мероприятии дайте им возможность презентовать себя и свои услуги.

Душа 

Используйте для декора материалы, которые обойдутся вам почти даром (потребуются только затраты на логистику): ветки, камни, камыши и т.д. Можно найти недорогой декор на «Авито» или у друзей, нарвать полевых цветов и расставить в баночки, развесить ленты так вы создадите приятную атмосферную картинку. 

Реклама

Впишите идею маркета в культурный код местности, в которой вы его проводите. Тогда появятся возможности для работы с медиа: локальные паблики, СМИ, блогеры, инфлюенсеры и сами участники будут готовы на бартерной основе поддержать мероприятие. 

В моем случае на первом маркете не было даже брендинга, потому что для участников это было новое событие с невысокой стоимостью входа и «гаражный» формат, за который не возьмешь много денег. Мы не вложили ни копейки, стартанули и были во всех топовых пабликах, местных СМИ и у друзей с аудиторией в соцсетях. Это был настоящий инфобум. Но чтобы добиться такого эффекта, очень важно позаботиться о контенте написать вовлекающие тексты, сделать много классных фото и видео, делать посты в момент проведения маркета, отмечать местные паблики и аккаунты, работать с отзывами, привлекать блогеров. 

P.S.

Офлайн-маркеты выгодны и участникам, и организаторам. Для предпринимателей и брендов – это отличная возможность показать свои товары и заявить о себе на новую аудиторию. Маркеты дают им пространство для демонстрации и продажи товаров. Также можно получить быструю обратную связь от покупателей и улучшить свой продукт. 

Организаторы даже с небольшими начальными затратами могут получить прибыль: от предоставления мест в аренду и сбора комиссии с продаж участников.

Дарья Булгакова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 октября 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов