Кризис-менеджмент: как управлять компанией во время финансовых катаклизмов

Прочтёте за 3 мин.

«Необходимо иметь лучший и худший сценарии во время кризиса»

IT-инструменты, которые использует Артурас Юзас

  • Slack
  • Wix
  • LinkedIn

Пошатнувшаяся от эпидемии корона-вируса экономика - это новая реальность на предстоящие недели, а возможно - и на долгие месяцы. И это новый и очень серьёзный вызов для предпринимателей, не ответив на который, можно потерять бизнес. О том, какие антикризисные меры необходимо оперативно внедрить в компании во время экономического катаклизма, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал консультант по развитию бизнеса Артурас Юзас.

Досье

Артурас Юзас, 35 лет, предприниматель из Вильнюса, управляющий партнёр компании  Juzas Consulting. Основные экспертные области: международный бизнес, экспорт, B2B-продажи, производство. Имеет 14-летний опыт работы на глобальных рынках с компаниями-производителями Литвы, Германии и США.

Артурас Юзас

Антикризисный штаб

Моя рекомендация каждой производственной, торговой или инфраструктурной компании – срочно сформировать внутреннюю антикризисную операционную группу (в случае, если у вас такой ещё нет). В эту группу нужно включить руководителей всех ключевых отделов, также возможно привлечь для этой работы наиболее опытных сотрудников.

Эта группа должна разработать и быть готовой к оперативному внедрению антикризисных мер – и сделать это очень быстро. И группа должна готовиться к различным возможным сценариям.

Персонал и непрерывность операций

Рабочая сила является ключевым моментом в управлении этим кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Следует выявить минимальный необходимый персонал для продолжения работы в каждом департаменте. По возможности разделите персонал на три группы. Постарайтесь организовать работу таким образом, чтобы представители разных групп никогда не пересекались физически – это нужно, чтобы защитить их от возможной передачи болезни друг другу.

Составьте и внедрите процедуры и план действий по снижению риска внутренней эпидемии и правила взаимодействия персонала. Также, если это возможно, рассмотрите возможность шахматных смен - с перерывами и дезинфекцией.

Подготовьте чёткие правила и протоколы сообщения о заболеваниях, процедурах замещения и ограничениях на поездки. И доведите эти документы до всех руководителей.

Кроме того, чтобы защитить сотрудников и обеспечить непрерывность производственных и прочих операций, необходимо пересмотреть и принять протокол для посетителей производственных помещений и офисов компании - чтобы минимизировать возможный риск заражения с внешней стороны.

Реагируйте быстро и, при необходимости, обновляйте свои протоколы в соответствии с изменяющейся ситуацией и новыми обстоятельствами.

Вы также должны оценить, какие бизнес-процессы в случае необходимости могут быть переданы на внешний подряд и кто может быть вашим потенциальным партнёром.

Также определитесь с тем, кто из команды является ключевыми сотрудниками, от которых зависят критические процессы, и кто мог бы при необходимости занять их позиции.

Рабочая коммуникация

Для всех сотрудников, работающих на производстве, в офисе или дома, должна быть чёткая коммуникационная политика и протоколы. Как будет осуществляться взаимодействие руководства с сотрудниками и между ними? Где можно найти всю самую свежую внутреннюю информацию и как собираются данные?

Чрезвычайно важно установить доверие к информации. Сообщите своим сотрудникам, какие действия предпринимаются для успешной работы вашего бизнеса во время кризиса. Как лидер, вы должны быть источником истины. То же самое относится и к клиентам и поставщикам. Надёжность и непротиворечивость информации - один из ключевых аспектов, который заставляет ваших сотрудников чувствовать себя в безопасности и защищёнными, а ваших клиентов и поставщиков доверять вам и сохранять лояльность.

Отдел снабжения

Необходимо провести пересмотр рабочих процессов и активов всей системы снабжения, начиная с выявления наиболее важных товаров/материалов, по которым имеются потенциальные риски задержки поставок из-за изменения ситуации в логистике или дефицита из-за проблем с непрерывностью производства и т.д.

Здесь следует попытаться заглянуть глубже, чем обычно, даже вплоть до глобального анализа ситуации с сырьём. Проанализируйте возможные задержки и при необходимости подготовьте запас. Проанализируйте возможность работы с альтернативными поставщиками, использование других вариантов. Имейте в виду, что предыдущие альтернативы могут не сработать – ситуация быстро меняется.

Финансовая служба

Кризис покажет, есть ли у вас финансовый отдел или это просто бухгалтерия. Кризис - это особое время сотрудничества между отделами финансов, коммерции и снабжения. Попросите менеджеров собрать и постоянно отслеживать информацию о ваших клиентах, постоянно обновлять прогнозы и попытаться увидеть картину следующих 10-13 недель.

Это время может стать для вашей компании неплохим периодом, так как для некоторых секторов происходящее принесёт и новые возможности. Вы должны сформировать чёткую задачу для своей финансовой команды: выявить критические и наиболее чувствительные места вашего бизнеса - на основе информации, предоставленной отделами коммерции и снабжения.

Финансовый отдел должен подготовить и постоянно обновлять сценарии воздействия на ваш бизнес в целом, и на каждую составляющую его часть - в частности. Вы должны знать лучший и худший сценарии для вашего бизнеса во время этого кризиса.

Коммерческий отдел

Коммерческий отдел во время сложных периодов должен иметь возможность не только оперативно реагировать на изменения, но и адаптироваться под ситуацию и указывать открывающиеся новые возможности.

В качестве примера можно привести опыт некоторых производителей алкоголя, которые из-за огромного спроса на дезинфекционные жидкости увидели в этом новую возможность и запустили производство нового продукта. Вы должны следить за тем, что востребовано на рынке, быть креативным и готовым к перестройке своих процессов.

P.S.

COVID-19 будет одним из основных факторов, влияющих на ваш бизнес в ближайшем будущем, но это не означает, что он будет единственным, в то время как другие угрозы исчезнут или окажутся на паузе.

И нельзя забывать, что когда кризис закончится, это не будет означать конец его влияния на ваш бизнес. Экономике потребуется определённое время для восстановления. А успех процесса восстановления будет зависеть от тех действий, которые вы предпримете сегодня.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

07 апреля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов