Мария Ширяева оставила за плечами банковскую карьеру ради собственного камерного проекта Ribbons&Love. Девушка придумала окрашивать декоративные ленты натуральными красителями, а после стала расширять ассортимент. За пять лет это стало востребованной продукцией в популярном стиле «эко». Но больше всего ей нравится небольшой и неспешный формат её бизнеса. О том, как заработать на лентах с пигментами капусты и кожуры авокадо, Мария Ширяева рассказала порталу Biz360.ru.
Мария Ширяева – 36 лет, предприниматель из Ростова-на-Дону, основатель мастерской
Ribbons&Love. Окончила Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» по специальности «бухучёт, анализ и аудит» и Международную школу дизайна. Собственную мастерскую по ручному окрашиванию тканей запустила в 2016 году.

Семь лет я проработала в банке. Была на хорошей должности, но пришла к тому, что у меня исчезли силы и возможности развиваться там дальше. Я накопила денег, уволилась и выучилась на дизайнера интерьеров.
Планировала дальше развиваться в этом направлении, но не сложилось. В Ростове много дизайнеров, поэтому когда я в 30-летнем возрасте пришла в профессию, мне было сложно найти место работы, а самой искать клиентов, не имея базы, оказалось тоже непросто.
Поэтому, чтобы начать зарабатывать, я пошла во флористику (пока я работала в банке, ради развлечения прошла профильные курсы). В формате домашней мини-студии я занялась декором мероприятий и торжеств. Так прошло несколько лет.
Потом у меня родился первый ребенок, была зима и я планировала следующий свадебный сезон. И тут в интернете на глаза попался букет, перевязанный какими-то принципиально новыми лентами – таких в России ещё не было.
Оказалось, что это шёлковые ленты, которые красят вручную. Тогда, правда, речь ещё не шла об окрашивании при помощи растений. Это были обычные порошковые красители. Я попробовала сделать такие ленты сама, и у меня получилось. Рассказала об этом своим подругам, знакомым флористам. И у меня стали покупать первые изделия.
Я начала с маленьких партий. Всё было планомерно, не спеша. Поэтому – совершенно не затратно: то, что я зарабатывала на флористике, я вкладывала в другое направление.
На старт мне понадобилось около 15 тысяч рублей: это закупка шёлка, заказ деревянных катушек для намотки лент, упаковка и стикеры. На «Алиэкспресс» катушки были только плохого качества, а те, что в российской рознице, тоже не подходили. В итоге я сама разработала чертежи для катушек, и один ростовский мастер до сих пор делает их для меня из дерева.
Я подумала: почему не завести страницу в Instagram, чтобы делать это для всех. Тем более, что в России конкуренция была практически нулевой.
Так что я ушла из флористики и сосредоточилась на лентах. Стала углубляться в информацию по окрашиванию и выяснила, что существует натуральное окрашивание растениями. В российском интернет-пространстве информации на эту тему почти не было, так что я читала зарубежные ресурсы. Пришла к тому, что тоже хочу попробовать такой метод: это было что-то новое и уникальное для нашей страны.
Процесс окрашивания очень трудоёмкий и занимает от часа до нескольких дней в зависимости от техники. В целом он состоит из следующих этапов:
-
Готовим так называемый красильный раствор (или красильную ванну). Это происходит путём томления сырья в воде.
-
После того, как сырьё отдало красящий пигмент воде, мы погружаем в неё ткань и томим, не доводя до кипения, от 20 минут до нескольких часов.
-
Далее остужаем красильный раствор, выниманием ткань, полощем ее и утюжим. Всё! Материя может быть использована для пошива или по другому назначению.
Похожий процесс происходит, когда мы красим луковой шелухой яйца на Пасху. Но окрашивать может не только луковая шелуха, а почти все растения. Кожура авокадо, например, даёт приятный розовый цвет, краснокочанная капуста – фиолетовый и синий, кора дуба окрасит ткань в насыщенные коричневые оттенки.
Таким образом происходит ровное окрашивание, но самые впечатляющие результаты даёт работа в технике эко-принт, когда на ткани остаются отпечатки настоящих растений. Здесь важно подобрать правильные листья, которые имеют способность оставить отпечаток.
Работаю я на даче или на лоджии и всем советую окрашивать ткани на открытом воздухе. Это связано с тем, что есть очень аллергичные растения – например, полынь, эвкалипт. Поэтому проветривание важно. В последнее время я стала задумываться над поисками мастерской, но с этим есть сложности. Не все арендодатели готовы сдать помещение под такую деятельность.
Когда я начинала работать, то многое делала интуитивно. Спустя какое-то время стала целенаправленно учиться. Моим первым учителем стала девушка из Франции с небольшим мастер-классом. Потом я отучилась у мастера из Беларуси. Но, на мой взгляд, личный опыт даёт гораздо больше, чем любой учитель. Важно изучать каждое растение, чтобы понять, как оно реагирует на те или иные условия и способы работы.
Сырье для окрашивания – травы, корни, настои, овощи – найти нетрудно. Всё есть рядом: в супермаркетах, на сайтах, где продают разные травы, а также в аптеках. Самый ходовой краситель – это, например, корни марены красильной, которые окрашивают полотно в оттенок от бордового до красного. Ими красили одежду ещё в Средневековье – и она до сих пор сохраняет свой оттенок.
Окрашенные ткани требуют особого режима стирки, но не из-за метода изготовления, а потому, что они сами по себе натуральные: я работаю в основном с шёлком, а также хлопком и льном.
Поначалу я ничего не делала для продвижения: люди сами подписывались десятками в день, и примерно до четырёх тысяч подписчиков аккаунт в Instagram рос именно таким органическим образом. Продажи тоже быстро пошли.
Потом в аккаунте наступил период застоя, и за три года я набрала всего лишь две тысячи подписчиков – было непонятно, как продвигаться. Но в прошлом году пришло озарение: я стала участвовать в рукодельных марафонах и там рассказывать о себе. Этот метод показал себя эффективным, и за последние 1,5 года число подписчиков в моём аккаунте выросло до 14 тысяч.
Сегодня продажи идут через сайт. В дальнейшем, конечно, думала о том, чтобы выходить на маркетплейсы. Это предмет моего активного размышления сегодня. Проблема в том, что у меня не массовая продукция и ручная работа, что затрудняет позиционирование на массовых торговых онлайн-площадках. Поэтому пока думаю.
Сайт помог меня разгрузить: разбирать личные сообщения в Instagram в какой-то момент стало слишком долго. Но продвигаю я пока именно инста-аккаунт, трафик на сайт идёт оттуда. Ежемесячно на продвижение в этой соцсети я выделяю в среднем 5 тысяч рублей.
В Instagram есть один неоспоримый плюс: на странице можно мягко знакомить потенциального покупателя со своим брендом, раскрывать философию, делиться смыслами, погружать в тонкости процесса производства. Оставаясь на странице, человек начинает разделять ценности, которые заложены в каждое изделие и готов охотнее совершить покупку.
В офлайне пока моя продукция не представлена, но планы есть. В частности, я планирую начать предлагать сотрудничество местным магазинам.
Изначально я думала предлагать помимо лент какие-то сопутствующие товары: драпировки, кристаллы для декора и т.д. Это было в то время, когда я думала, что моя главная целевая аудитория – флористы. Но оказалось, что это скорее рукодельницы. Поэтому я стала расширять ассортимент лент: предлагать разную длину, разные фактуры и т.д. Дальше добавила резинки и платки. Тем не менее в целом ассортимент остался не очень большим, его можно пересчитать на пальцах одной руки.
Цена на изделия варьируется в зависимости от длины и ширины лент. Например, лента длиной 1 метр и шириной 1,5 см стоит 80 рублей, а лента длиной 5 метров и шириной 6 см – 900 рублей. Шёлковый платок 70х70 см стоит 3,2 тысячи рублей, с добавлением шерсти – 3,6 тысяч, резинки для волос – от 300 рублей.
В какой-то момент через запросы подписчиц я пришла к созданию своего курса, хотя совершенно этого не планировала. Первый курс был по лентам, потом – курс по основам окрашивания. Недавно запустила обучение по основам принта. В целом у меня обучилось не более 100 человек, ведь ниша эта узкая. Стоимость одного курса – в среднем 6 тысяч рублей.
В какой-то момент я осознала, что пора работать серьёзно, что Ribbons&Love уже вырос до настоящего бизнеса, пусть и с пометной «микро». Мы создали сайт, я зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. Поначалу доходы были мизерные, в среднем 5-7 тысяч рублей в месяц. Сейчас эта сумма выросла в разы, на эти деньги уже можно жить и развивать бизнес.
Но самое приятное, что сейчас у меня получается работать в очень расслабленном режиме, буквально пару часов в день. Или вообще не работать, и при этом товары продаются автоматически через сайт. Такой образ жизни, конечно, не идёт ни в какое сравнение с довольно стрессовой работой в банке из моего прошлого. Поэтому обратно в офис мне, разумеется, не хочется.
Ленты мне уже не так интересны. Сейчас работаю с аксессуарами, а в будущем планирую уйти в более крупные формы: мечтаю о запуске коллекции шёлковой одежды. Для этого мне потребуется изучить новую для себя сферу, найти подходящих специалистов и, конечно, это влечёт за собой определённые финансовые вложения.
И ещё одна моя мечта – это написание книги. Работа над ней уже началась, я написала одну главу и зимой, когда времени станет больше, продолжу. Книга для меня – это продолжение моего проекта, важная часть, которая призвана рассказать людям о таком интересном ремесле, как природное окрашивание.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».