Рубрики:
  • Идеи для бизнеса
  • Менеджмент
  • Кейсы
  • (Нет голосов)

Своими руками: как устроен столярный коворкинг для любителей и профессионалов

Прочтёте за 5 мин.
16 мая 2017

Роман Бондарев – о том, что ручной труд снова в моде

IT-инструменты, которые используют в проекте Дар труда

  • Tilda
  • Adobe Photoshop
  • Вконтакте
  • Facebook

Многие жители большого города хотели бы время от времени что-то делать своими руками. И многие мастера, работающие с деревом или металлом, хотели бы запустить своё производство. Большинство из них не могут сделать этого из-за отсутствия оборудования и мастерской. Но выход есть – пойти в общественную мастерскую и организовать своё производство там. Так, московский столярный коворкинг «Дар труда» предлагает всем желающим мастерские со всей необходимой инфраструктурой. О том, почему ручной труд снова в моде, рассказал резидент «Дара труда» Роман Бондарев.

Досье

Роман Бондарев, 38 лет, резидент и координатор по развитию московской общественной мастерской  «Дар труда». В 2001 году окончил МГТУ МАМИ по специальности «инженер-дизайнер». Работал автомобильным журналистом, в 2012 году создал свой мебельный проект SitUp, занялся столярным делом и стал постоянным клиентом общественной мастерской, а позже – её сотрудником. Основатели и совладельцы проекта «Дар труда» - Константин Скворцов и Олег Фараджуллаев.

Роман Бондарев
Роман Бондарев

От компьютера – к станку

Идея создать общественную мастерскую принадлежит графическому дизайнеру Константину Скворцову. В 2005 году выпускник УрГУ понял, что больше не хочет просиживать перед компьютером, а хочет работать руками. Сначала Константин устроился на стройку, где прошёл путь от разнорабочего до прораба, а позже всерьёз занялся столярным делом. В тот момент он сотрудничал с необычным для того времени московским магазином под названием «Бюро находок», в котором продавались товары от мастеров-ремесленников.

Константин подумал, что таких мастеров могло бы быть больше, если бы у них была возможность где-то работать и где-то продавать свои изделия. Да и вообще, большинство жителей большого города рано или поздно сталкиваются с одной проблемой – если нужно отремонтировать или смастерить что-либо дома, то сделать это крайне трудно. Нехватка свободного места, отсутствие знаний и навыков, отсутствие необходимых инструментов (и уж тем более – серьёзного оборудования), невозможность шуметь в поздние часы и т.д.

Так у Константина Скворцова и родилась идея открыть общественную мастерскую, куда бы мог прийти любой желающий, чтобы провести там несколько часов и сделать что-нибудь своими руками. Эту идею Константин вынашивал несколько лет и однажды поделился ей со своим однокашником Олегом Фараджуллаевым, на тот момент – владельцем логистической компании, находящимся в поиске новой перспективной рыночной ниши. Прописав, как тогда им казалось, вполне реализуемый бизнес-план, они решили открыть в Москве такое заведение.

Олег Фараджуллаев и Константин Скворцов
Олег Фараджуллаев и Константин Скворцов

Воплощать идею в жизнь они начали в сентябре 2012 года, а уже в октябре состоялось открытие общественной мастерской «Двор Сотрудней», расположившейся в самом центре Москвы, недалеко от Чистых Прудов, в подвале одного из двориков Милютинского переулка.

С самого начала отцов-основателей поддерживала группа единомышленников, большинство из которых работали добровольными помощниками. Многие пришли как клиенты, чтобы сделать что-то для себя и уйти, но были настолько захвачены идеей общественной мастерской, что остались в проекте, а некоторые даже сменили для этого род своей деятельности.

Помещение в огромном для нас по тем временам подвале на 200 метров оказалось бывшей столярной, а точнее – частью реставрационной мастерской. От неё мы унаследовали кое-какое оборудование, которое тогда для нас было крайне ценным. Мы сняли комнату в 30 метров и начали работать. Меньше, чем через полгода, мы там занимали уже 90 метров.

Изначально в проект было вложено около 500 000 рублей, которые были взяты из личных накоплений Олега и Константина. Половина этих денег была потрачена на столярное оборудование, другая половина – на аренду помещения в первые месяцы работы. Через 3 месяца после открытия мы смогли выйти на операционный ноль, и дальнейшее инвестирование осуществлялось уже из поступающей прибыли.

Шуметь и пылить – без ограничений!

Изначально в общественной мастерской можно было производить лишь простейшие столярные работы. Главным станком была стационарная циркулярная пила с самодельными направляющими и съёмной кареткой. Когда каретка устанавливалась, чтобы распилить, например, лист фанеры, все другие работы приходилось останавливать, а с верстаков всё убирать на пол – места не хватало.

Также у нас имелись торцовочная пила, сверлильный станок, ленточно-пильный станок и небольшой рейсмус. Ну и, разумеется, несколько комплектов основного механического и электроинструмента. Для человека, впервые попавшего в столярку, более чем достаточно. Самое главное – можно было шуметь и пылить сколько душе угодно!

Дар труда

Устанавливать что-то новое было уже просто негде, поэтому, можно сказать, что в первые два года - до переезда - мы в основном отлаживали механизм работы общественной мастерской. Пришлось переосмыслить многие моменты и отказаться от многих идей, казавшихся вначале незыблемыми.

Мы поняли, как нужно выстраивать работу с клиентами, каким должен быть администратор и что он должен делать, как лучше обустроить мастерскую, какие должны быть тарифы и каких услуг ожидают  от нас в первую очередь. Всё это – очень важные элементы, и то, что наша «обкатка» произошла в чрезвычайно сжатой (по пространству) форме, стало невероятным благом для нас – начинай мы сразу на большой площадке, всё это потребовало бы колоссальных, просто неподъёмных средств и усилий.

Собираем чемоданы

Вскоре неотвратимость переезда стала для всех очевидной. Когда в какой-то момент в мастерской просто «застряло» три относительно крупных (для того нашего уровня) проекта, над которыми необходимо было работать одновременно, стало ясно, что «так жить больше нельзя». Мастерам приходилось буквально извиваться между чужими деталями, а делать что-либо возможно было только по очереди. Если же что-то нужно было вынести, это превращалось в сложную логистическую операцию.

Не прибавляла удобства и крутая узкая лестница, ведущая в наш подвальчик. Кроме того, фактически отсутствовала отдельная покрасочная комната (постоянно совмещавшая в себе разные другие функции), а соседняя керамическая мастерская всё чаще выражала недовольство по поводу шума и пыли. Предел терпения был достигнут и, посмотрев в течение одной недели два-три места, Константин принял волевое решение: переезжаем!

Переехав в декабре 2014-го из тесного подвала в цеха НИИДАРа на Преображенке, мы увеличили общую площадь в 3,5 раза - до 320 «квадратов». С января 2016-го наша площадь составляла уже 760 «квадратов», а сейчас, в 2017-м, мы в целом занимаем около 1000 квадратных метров.

Дар труда

В течение 2015 года мы, практически не останавливая работу коворкинга, обустраивались на новом месте, постепенно дозакупали оборудование и оглядывались по сторонам в поисках новых возможностей. Первым делом был приобретён форматно-раскроечный станок среднего размера. Далее планомерно покупались другие пилы, рейсмусы, фуганки и прочие станки.

В январе 2016 года мы получили субсидию по программе ЦМИТ - Центра молодёжного инновационного творчества. Это позволило нам расширить свои площадки и закупить серьёзное оборудование – новые лазерные и ЧПУ-фрезерные станки, а также ряд недоступного нам ранее столярного оборудования и станки для работы с металлом. Также по требованию программы ЦМИТ мы приобрели непрофильное для себя оборудование – 3D-сканер и 3D-принтер, которые предназначены для прототипирования некрупных предметов. Важным этапом стала надстройка лёгкого второго этажа в основном цехе коворкинга. Это позволило оптимально распределить функциональные зоны общественной мастерской.

В конце 2016 года мы ещё немного расширились – арендовали отдельное помещение для нашего учебного центра, занятия которого раньше проводились исключительно на территории коворкинга. Теперь образовательная деятельность может вестись и обособленно.

Кто и зачем приходит в мастерскую

У нас могут работать и опытные мастера, и начинающие. Например, сейчас человек, который хочет научиться что-то сделать своими руками в свой законный выходной, может прийти к нам на занятия по «столярке» начального уровня, мы называем это «Путь мастера». Одни делают какую-нибудь вещицу и исчезают навсегда. А кто-то возвращается и становится нашим коворкером.

Более продвинутый вариант – когда приходит человек, у которого есть конкретная идея, но нет понимания, как её можно реализовать. Мы помогаем ему в этом, результат тоже может быть разным.

Приходят люди и с каким-то столярным опытом, либо теоретическими знаниями, которым нужно изготовить что-то, но негде и не на чем. Они могут сразу стать клиентами коворкинга, дополнительно доучиваясь тем или иным вещам, например – работе на станках.

Дар труда

Ещё один тип клиентов – опытные столяры, у которых есть свои заказы и которые ищут для себя более удобное место работы. Судя по тому, что количество подобных резидентов у нас не уменьшается, мы предлагаем им весьма выгодные условия.

Также мастерская принимает и выполняет (зачастую – силами мастеров-резидентов) самые различные столярные и околостолярные заказы. Это тема появления всевозможных симбиозов сотрудничества и скрещивания технологий, навыков и творческих порывов.

Аренда рабочего места в мастерской «Дар труда» на час стоит 300 рублей, на день – 1300 рублей, на месяц - 8000 рублей

Самый популярный тариф - месячный абонемент. То есть, человек приходит, платит 8000 рублей и месяц пользуется услугами мастерской без ограничения по времени. Есть и месячные тарифы для профессионалов: «Мастер» - 17 000 рублей (с доступом в мастерскую до двух человек и персональной ячейкой в 7 «квадратов») и «Профи» (3 человека и ячейка на 12 квадратных метров).

С теми, кто желает не только работать, но и учить других на регулярной основе, наш учебный центр имеет договорные отношения. А в целом в столярном коворкинге, как и в любом другом, взаимное обучение происходит во время общения, по наиболее выгодному для всех принципу – делай добро другим, в трудный момент тебе тоже помогут.

В настоящий момент у нас нет единой обучающей программы или какого-то длительного курса (кроме, разве что, курса по работе бор-машинкой), в основном все занятия разовые и классифицируются как мастер-классы (хотя на самом деле это скорее ворк-шопы, но это понятие у нас почему-то менее популярно, видимо, из-за своей «иностранности»). Такие занятия идут день или два дня, одно занятие в среднем длится 2-3 часа. Сейчас через учебный центр «Дар труда» в среднем в месяц проходит около 80 человек.

Дар труда

Почему люди потянулись в столярные и прочие мастерские? Мне кажется, это связано с возвращением к истокам, спираль совершила оборот – мы переросли моду на «работу в офисе» и постепенно перерастаем моду на постоянное потребление в отсутствии созидания. Люди начинают понимать, что сидеть весь день в кресле – вредно, не видеть при этом материального результата своего труда – по меньшей мере, обидно, а перспектива не суметь ничего ответить внукам на вопрос «Дедушка, а что ты сделал полезного в своей жизни?» просто губительна.

Да, это из серии «посадить дерево, построить дом и вырастить сына». К тому же, эпоха кризиса всегда естественным образом ведёт к росту двух процессов: рождаемости и поиска более выгодных предложений. Считается (хоть это на самом деле и не так), что сделать что-то самостоятельно – гораздо дешевле, чем купить то же самое в магазине. Это всё, кстати, общемировые процессы, ведь DIY сейчас популярен во всём мире.

Мы никогда специально не проводили никаких пиар-акций и уж тем более – рекламных кампаний. Иногда мы выкладываем объявление о сдаче в аренду рабочих мест на Avito, но меньше чем через неделю снимаем его, потому что свободные места тут же заполняются. Вообще наш главный рекламный инструмент – это «сарафанное радио», и лучше ничего не придумаешь.

Дар труда

Что дальше

Самые основные затраты в нашем деле – аренда помещений. Также довольно существенные затраты были на закупку оборудования, но это были разовые расходы, сейчас нет необходимости крупно инвестировать в станки и инструменты.

В проекте задействовано чуть больше 15 человек: два сооснователя, три администратора коворкинга, два технических специалиста по ремонту оборудования, руководитель учебного центра, по три человека в лазерном и фрезерном цехах, пара постоянных волонтёров и… я, Роман Бондарев.

Я являюсь старейшим резидентом общественной мастерской, попал в неё через две недели после открытия. С самого начала нашего взаимодействия активно участвовал в большинстве процессов по становлению и развитию, был первым администратором коворкинга. Сейчас совмещаю функции специалиста по связям с общественностью, копирайтера, в некотором смысле дизайнера, иногда модератора собраний, куратора некоторых направлений и участника большинства мероприятий, а также «градусника мастерской» – будучи 100%-ным инсайдером, отслеживаю общественные настроения. Помимо этого, занимаюсь собственной столярной деятельностью – выполняю различные заказы, а также развиваю личные ремесленно-производственные проекты. 

Планы по развитию грандиозны. В них и открытие франчайзингового проекта, и существенное расширение площадей, и новые направления деятельности, и создание ремесленного кластера. Но подробно об этом рассказывать пока рано.

Роман Бондарев

Читайте также:

«Фабрика» со всеми удобствами: как устроен коворкинг для мастеров
Как устроена и на чём зарабатывает студия авторских предметов интерьера из дерева
«Пристань авантюристов»: как запустить школу плотников для детей и взрослых



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Все материалы