Road Movie: как ищет своё место на рынке бренд электротранспорта Pankov Motors

Прочтёте за 6 мин.

«Хочу выйти на мировой уровень, а не застыть в болоте одного региона»

IT-инструменты, которые использует Сергей Панков

  • YouTube
  • Instagram
  • WhatsApp Business
Электрические мотоциклы и скутеры – относительно новый вид транспорта для нашей страны. Его перспективы многие оценивают скептически: кому нужен мотоцикл, который не «рычит» и не пахнет бензином! Но, несмотря на такие стереотипы, количество электрических байков в стране растёт довольно высокими темпами. О преимуществах этого вида транспорта и о том, как заработать на его продаже и обслуживании, основатель компании Pankov Motors Сергей Панков рассказал порталу Biz360.ru.
Досье

Сергей Панков – 32 года, предприниматель из Москвы, основатель компании Pankov Motors по производству и ремонту электротранспорта. По образованию – юрист. В 2016 году открыл свой первый бизнес – школу единоборств «Ронин». Проект Pankov Motors основал в 2019 году. 

Сергей Панков


Бизнес родился на дороге

Мотоциклами, да и вообще «бензиновой» техникой, я никогда особо не интересовался. Но меня всегда привлекали необычные технические новинки в самых разных сферах. В 2018 году я наткнулся на видео с электромотоциклами. Для меня было открытием, что мотоцикл вообще может быть электрическим! При этом авторы видео утверждали, что сделали машину сами, а не купили её в Китае.

Я связался с этими ребятами – оказалось, они были из Украины. Я договорился, что стану их дилером в России. В октябре 2018 года купил у них первые мотоциклы. И тут меня ждал неприятный сюрприз. Техника оказалась китайской, причём не самого высокого уровня. А украинские «производители» были обычными перекупщиками.

По факту мы просто перепродавали китайские мотоциклы, которые закупали у наших «партнёров» втридорога. Помогать с ремонтом техники они отказались, хотя изначально обещали нам полную поддержку, обучение, гарантию.

Закончилось наше сотрудничество с украинцами весной 2019 года. Я поехал на фестиваль в Подмосковье на электромотоцикле, который на полпути просто встал. До фестиваля я так и не добрался, после чего принял решение: с этими партнёрами я больше не работаю, и вообще китайскую технику продавать не хочу.


Сергей Панков

 

У меня возникла идея – производить что-то своё. Моей главной целью было сделать качественную технику. На своём примере я понимал, каково это – когда твой мотоцикл вдруг выключается посреди дороги, а ты не знаешь, что делать и к кому обратиться. Я решил: у моих клиентов не должно быть таких проблем, с которыми столкнулся я сам.

Я начинал проект по созданию электромотоциклов с партнёром – Олегом Сивко. На московских интернет-форумах мы нашли человека, который разбирается в электронике. Он стал нашим инженером. Это специалист очень высокого уровня, с которым мы и сейчас разрабатываем все новые продукты.

 

Сервисный центр вместо производства

 

Для своего производства мы сняли два небольших помещения в гаражном кооперативе подмосковной Балашихи, закупили самое необходимое оборудование. Найти нужные нам площади оказалось не так трудно. Проблема в том, что всё нужно было делать очень быстро. Весна, сезон уже начинается, а у нас на руках поломанная китайская техника. Наши начальные вложения составили примерно 700-800 тысяч рублей.

Вскоре мой партнёр решил выйти из бизнеса по семейным обстоятельствам. Тогда я решился на ребрендинг и назвал компанию своим именем – Pankov Motors. Мы с инженером начали готовить наш первый мотоцикл. По сути, это была доработанная версия одной из китайских моделей. Когда он был готов, мы договорились с одним мотосалоном и поставили его туда. Но пока мы всё это делали, лето почти закончилось. К тому же одного мотоцикла было явно недостаточно, чтобы создать спрос.


Сергей Панков

 

Мы запустили рекламу, люди звонили и спрашивали, что у нас есть. А у нас ничего и не было, кроме первого доработанного «китайца». Эта модель была среднеразмерная, на короткой базе и маленьких колёсах. Такая техника подходит далеко не всем.

В первый сезон мы фактически работали как сервисный центр. К нам обращались владельцы китайских электромотоциклов, которые хотели их отремонтировать или доработать. На странице проекта в Instagram я продвигал в первую очередь сервис. Рассказывал, какие недостатки бывают в китайских моделях, давал советы по ремонту, выкладывал в сторис короткие обучающие ролики. Всё это привлекало новых клиентов.

 

Создание собственной техники

 

К сезону-2020 мы сделали практичную и доступную модель – городской электроскутер. За основу взяли простой скутер-табуретку, оснастили его электромотором и сменными аккумуляторами. Рама у него китайская – мы их закупаем напрямую на заводе, который их производит. Поэтому выглядит скутер, как китайский, но вся «начинка» в нём полностью наша. За 2020 год мы продали примерно десяток таких машин.

Ещё одним нашим продуктом стал электромотоцикл Road Warrior – первая полностью «собственная» модель. Он сделан на базе довольно простого бензинового мотоцикла, но мы внесли существенные изменения в раму, чтобы она могла выдерживать крутящий момент электромотора.


Pankov Road Warrior

 

Это круизёр – тяжёлый мотоцикл дорожного типа. Как правило, взрослые байкеры, гонявшие в молодости на спортивных моделях, переходят с возрастом на такие машины. На тот момент в Китае электрических круизёров почти не было, их и сейчас почти нет. За 2020 год мы продали один такой мотоцикл, клиент был очень доволен.

В 2021 году мы сделали ещё по одной модели мотоцикла и скутера. За прошедший год у нас было несколько продаж техники собственного производства. Но самая популярная наша услуга – по-прежнему ремонт и доработка китайской техники. Она приносит нам более половины дохода, этим летом у нас было много подобных заявок.

Парк китайских электромотоциклов и скутеров в России растёт с каждым днем. Примерно 70% этой техники находится в Москве и Московской области. И наша компания – одна из немногих, кто помогает людям решать проблемы с китайскими электромотоциклами.


Pankov Motors

 

Причина обращения к нам – не только ремонт сломанной техники. Нередко клиенты хотят провести тюнинг своего мотоцикла или скутера – увеличить мощность, поставить более совершенные батареи, изменить внешний вид. В Москве этим вопросом занимаемся только мы и несколько гаражников-самоучек.

Сейчас наша мастерская находится недалеко от Москвы, а лаборатория – в Москве около метро «Семёновская». Там мы с инженером собираем батареи и тестируем электронику. Почти весь доход вкладываем в развитие. На разработку новой модели техники нужно от полугода времени и от миллиона рублей вложений. Начиная с 2019 года, мы несколько раз докупали оборудование. Среди последних покупок – 3D-принтер для печати прототипов и корпусов.

 

Цена вопроса

 

Наш самый простой электроскутер стоит 180 тысяч рублей, цена более продвинутой модели – 430 тысяч рублей. Запас хода этой техники – до 120-130 километров. Фактически можно без подзарядки преодолеть расстояние вдвое больше – машины оснащены сменными аккумуляторами.

Мотоциклы стоят 760-940 тысяч рублей, их запас хода – примерно 200 километров. В отличие от китайских байков, наша техника гарантированно проходит это расстояние.


Pankov Motors

 

Наш ценовой сегмент – выше среднего. Я никогда не ставил цель сделать максимально дешёвый продукт. В начале мы пытались конкурировать по цене с Китаем, но поняли, что это бесполезно. Поэтому сделали акцент на качество.
 
Аккумулятор мы разработали сами. Его ресурс – до 500 тысяч километров. Нашу технику можно заряжать как от станций для электромобилей, так и от обычной розетки на 220 вольт. При этом зарядных станций для электротранспорта становится всё больше. Только в Москве за 2021 год их число выросло больше, чем на тысячу.

 

Преимущества электрической техники

 

Одно из главных преимуществ электрических скутеров и мотоциклов – неприхотливость в обслуживании. Любая хорошая электротехника требует намного меньше сервиса, чем бензиновая. По сути, нужно только вовремя менять расходники: тормоза, резину, лампочки, колодки и прочее. На всю нашу технику мы даём гарантию до 5 лет.

Наши мотоциклы несколько дороже своих бензиновых аналогов, но разница в цене окупается довольно быстро, буквально за несколько месяцев. За год владельцы нашей техники могут сэкономить 200-300 тысяч рублей по сравнению с теми, кто ездит на «традиционных» байках.

Pankov Motors

Дело в том, что бензиновые мотоциклы среднего уровня типа Yamaha или Kawasaki очень дорогие в обслуживании – дороже, чем автомобиль. А что касается топлива, то электричество обходится примерно в десять раз дешевле, чем бензин. На 100 км пути требуется электричества на сумму в 50-60 рублей.

Если клиент говорит мне, что мои байки дороже, чем китайские, я отвечаю ему: «Выбор за вами – покупайте «китайца» и приезжайте ко мне на ремонт». Обычно в таких ситуациях люди спрашивают: «А почему это – на ремонт?» Тогда я привожу примеры из своей практики работы с «китайцами». Показываю видеоролики, где мы что-то ремонтируем и переделываем – это тоже срабатывает.



С китайской техникой возникает ещё одна проблема. Она ездит без номеров, так как формально китайские байки считаются мопедами. Под эту категорию подпадают электроскутеры и мотоциклы с мощностью до 4 кВт и максимальной скоростью до 50 км/ч. Но по факту примерно 70-80% китайской техники не вписываются в эти нормы. Из-за дырок в законодательстве они «проходят» как мопеды. Если эту лазейку прикрыть (а это может произойти в любой момент), большинство китайской электротехники станет в России нелегальной.

Всю нашу технику мощнее 4 кВт мы продаём вместе с паспортом транспортного средства (ПТС) – её можно ставить на учёт в ГИБДД как мотоцикл. Сертификацию мотоциклов мы проводим в Центре технической экспертизы «НАМИ», у них есть своя испытательная лаборатория.

Продвижение через рекомендации

Много средств на маркетинг я не выделяю. Эта сумма очень скромная – порядка 10 000 рублей в месяц. Может, это и неправильно, но я решил все свободные средства вкладывать в новые разработки, а не в рекламу. Хочу выйти на мировой уровень, а не застыть в болоте одного региона, даже если это Москва.

Если мы что-то рекламируем – то, как правило, новые продукты. А большинство наших клиентов приходят после рекомендаций знакомых.

Обычно те, кто обращаются к нам, понимают преимущества электротранспорта. Но иногда получается переубедить поклонников бензиновой техники. Сейчас мы делаем мотоцикл «под заказ» для клиента, с которым общались месяца два. Он думал купить подержанный Harley Davidson, но в итоге выбрал наш продукт.

Pankov Motors

К продаже нашей техники я подключил дилеров. Это компании «Экомото» и «Электронмото». Они занимаются китайской техникой и сотрудничают с нами. Если у нас есть свободные байки (обычно мы производим под заказ), то выставляем их в салоне дилеров. Также делаем технику специально под дилеров, по их заказу.

Снегоходы для следующей зимы

Нашим новым продуктом стали электроснегоходы. В декабре 2021 года мы провели презентацию, на нашем снегоходе можно было покататься. Мы стали всего третьей компанией в мире, которая производит электроснегоходы – после Yamaha и канадской BRP. Продавать снегоход мы начнём только к следующей зиме, а сейчас собираем предзаказы. Первые желающие купить его были и на презентации, и в салоне нашего дилера.

Скептики утверждают, что электроснегоход непрактичен: «в тайге же нет станций подзарядки». Но если исходить из той же логики – бензиновых заправок в тайге тоже нет! Запас хода у нашей машины до 300 км, плюс столько же от съёмной батареи.

Сергей Панков

Наш снегоход в более простой версии стоит 280 тысяч рублей. Топовая версия GT-XR при мощности мотора в 165 лошадиных сил и цене 1,3 млн. рублей не имеет аналогов. Её характеристики – на уровне самых мощных и дорогих бензиновых снегоходов, которые стоят свыше 1,5 млн. рублей. При этом он на метр короче обычного снегохода (его длина – всего 2,5 метра), и на целых 100 кг легче. Это делает его более маневренным и надёжным в управлении – меньше шансов провалиться под снег.

Важный плюс нашего электроснегохода – уникальный дизайн. Японцы и канадцы делают свои электроснегоходы на корпусе от бензинового. А мы разработали собственный дизайн, и многим он «зашёл». Из тех, кто видел нашу машину, большинство отметило, что её внешний вид – просто «огонь».

Распространению электрокартов помешал ковид

Ещё одно направление нашей работы – электрокарты. Мы начали ими заниматься ещё в 2019 году. Я узнал, что в Москве есть электрические карты – на картодроме Black Star Carting в ТЦ «Ривьера». Идея мне очень понравилась. Я вышел на менеджмент этого картодрома и предложил сделать для них карт.

В январе 2020 года мы выпустили такую технику и провели испытания на картодроме. Наша машинка «порвала» немецкий электрокарт, который они у себя использовали, по всем параметрам. К тому же у наших машин, в отличие от немецких, есть съёмная батарея – их можно использовать в режиме «нон-стоп» без перерывов на подзарядку. Могу утверждать, что по динамике и скорости наш карт превосходит почти все прокатные электрокарты.


Я получил от Black Star Carting заказ на десять картов для их нового картодрома. Но тут поставщик немецкой техники пригрозил им, что в таком случае прервёт все контракты на обслуживание своих машин – их у картодрома более двадцати. Конечно, было неприятно, но мне это в какой-то мере даже польстило. Известный бренд нервничает из-за начинающего производителя, который ещё не продал ни одного карта!

Тогда мы начали рекламировать карты по всей России. К нам приезжали на тестирование владельцы нескольких картодромов. С двумя из них мы подошли к заключению контракта, и тут началась пандемия. Пока этот вопрос до сих пор завис. Мы даже сами хотели открыть свой картодром и привлекали для этого инвесторов. Был заинтересованный человек, но после наступления ковида он так и не решился вложиться. Проект дорогостоящий, и любые «ковидные» ограничения могут привести его к краху.

Что дальше

Планируем развивать все наши направления – продажи байков, картов, снегоходов, а также обслуживание техники. Если будет спрос – готовы увеличивать мощности и расширять штат. Сейчас в нашей команде всего три человека: я, мой отец (он очень хорошо разбирается в технике) и инженер. Нам также помогают двое студентов на аутсорсе – они занимаются продажами.

Если всё пойдёт, как мы планируем, к новому летнему сезону у нас появится ховербайк – летающий мотоцикл. В мире эта тема сейчас бурно развивается. Для служб спасения и сверхлегкой частной авиации это супер-решение. Ховербайк не нужно лицензировать в Росавиации – его вес будет до 110 кг. Рассчитываем создать байк с запасом хода на 30-40 минут и средней скоростью 200 км/ч. А главное – полная независимость от пробок.

Сергей Панков

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebookаккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».

19 января 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов