Качественный и ответственный подрядчик – это огромное везение для любой компании. Но, увы, в жизни так бывает не всегда, и порой, чтобы получить результат, на который рассчитываешь, исполнителя приходится менять не один раз. О том, когда нужно менять подрядчика, как это сделать и какие в этом процессе есть подводные камни, в своём корпоративном блоге рассказала компания «Мегаплан».
1. Вы недовольны его работой. А чтобы недовольство было объективным, в договоре должны быть прописаны объёмы сроки, KPI - всё, по чему можно предметно оценить качество работы.
2. Подрядчик не справляется с вашими запросами. Так бывает, когда у вас растут объёмы работы и круг задач. А исполнитель всё тот же, и у него не хватает рук, техники, навыков. Можно оставить его по старой дружбе и найти кого-то на остальные задачи. Но это, как правило, дороже, чем один подрядчик «под ключ».
3. Формально всё как надо, но что-то не так. Подрядчик формально выполняет условия договора, но к пользе от его работы примешивается и негатив. Например, коллектив категорически недоволен коммуникацией с ним и саботирует работу. Или исполнитель купил новое оборудование и поднял ценник на свои услуги.
4. Исполнитель грубо нарушает условия договора. Например, вы узнали, что он передавал ваш заказ на аутсорсинг второго уровня, хотя в документах был прописан запрет на это. Либо «по секрету» разглашал условия NDA.
5. Появилась возможность оптимизировать расходы не в ущерб качеству. Для любых задач - рекламы, продаж, аналитики, строительства - периодически появляются новые решения, которые помогают сделать ту же работу дешевле.
6. Ещё на этапе предварительных договорённостей подрядчик лукавит. Насторожитесь, если обещают много и «водянисто», не оговаривая границ и цифр. Опасные триггеры: подрядчик не хочет прописывать в договоре свою ответственность, общается только по телефону, не показывает портфолио и т.д.
Идеальный вариант - сообщить подрядчику о намерении расстаться с ним, когда вы рассчитались за выполненные работы и на его стороне нет «хвостов». Но часто сменой озадачиваются как раз потому, что подрядчик сильно подводит, а работу делать нужно.
Развитие ситуации зависит от того, как составлен договор, готов ли подрядчик вернуть предоплату, готовы ли вы тратить время на выбивание денег или результата работы. Чтобы эти вопросы решались, и не «по понятиям», а по закону, всегда заключайте договоры с подрядчиками.
Если вы работали без договора, а подрядчик оказался недобросовестным, оцените, что важнее и дороже: время, которое вы потратите на войну с ним, или часть предоплаты.
Желательно найти нового исполнителя до окончательного расставания со старым. Так вы избежите возможного «испорченного телефона» в передаче дел. Поменяйте пароли для входа в аккаунты, которыми пользовался подрядчик, или удалите его профили, если они не нужны для дальнейшей работы.
Подозреваете, что бывший исполнитель может попытаться навредить? На встрече, когда сообщите о своём намерении прекратить сотрудничество, вместе с ним зафиксируйте все важные в вашем случае показатели. Количество проиндексированных страниц и входящих ссылок, даты изменений файлов в репозитории, вес стройматериалов - что угодно, на что подрядчик пока ещё может повлиять умышленным вредительством или попустительством.
Это зависит от специфики работы, сложности, бюджета - в одном случае поможет банальный «гуглёж» и сравнение цен, в другом будет полезно провести тендер. Не обязательно официальный - разошлите запросы и сравните отклики претендентов.
Хорошо работает сарафанное радио фейсбука. В ленте то и дело кто-то спрашивает: «Порекомендуйте, где можно напечатать папки в фирменном стиле», «Какой банк выбрать для компании до 10 человек?» и т.п. Комментарии людей, которые уже прошли ваш путь, будут полезны.
Допустим, у вас пять откликов. Все подрядчики заявляют, что готовы взяться за работу и сделать её лучше прежнего. У всех хорошие отзывы, никто не готов выполнять большое тестовое задание. Попросите каждого провести аудит - пусть оценят качество работы предшественника. И тут не обольщайтесь бравадой: часто о работе тех, кто кричит «Какой м***к вам это делал!», спустя время можно сказать так же. Пусть специалисты аргументированно объяснят, что не так в работе старого подрядчика и как лично они смогут выполнить её лучше, что нового готовы предложить.
Подводных камней в этом вопросе много, рассмотрим два особенно скользких.
Камень первый – «магический». Есть сферы, в которых подрядчики творят «волшебство», то есть специфика их работы не всегда понятна человеку со стороны. Жулики пользуются этим, чтобы вешать лапшу на уши доверчивым клиентам и исправно выставлять акты выполненных работ.
Одно из «полей чудес» - продвижение сайтов, SEO. Если вы никогда не интересовались этой кухней, то недобросовестный подрядчик может долго осваивать ваш бюджет, растягивая недельную работу на месяцы.
Вот живой пример. Внутренняя оптимизация сайта подразумевает создание файла robots. txt. Это указатель для поисковых роботов, какие директории индексировать, а какие нет. В нём от силы 30 строчек текста, которые часто даже не нужно писать: для типовых сайтов (визитка, инфосайт, интернет-магазин) есть шаблоны для разных CMS. Скопировал, внёс минимальные правки - и готово: работы на пять минут. Менеджер одной крупной SEO-студии втирала очки клиенту, что специалисты пишут robots. txt для его сайта уже две недели, но осталось совсем чуть-чуть.
Горе-подрядчик может убеждать, что прекращать работу ни в коем случае нельзя, ведь эффект будет заметен через 4-5 месяцев, а если бросить на полпути, будет только хуже. Ну прямо как экстрасенсы по телефону! На самом деле во многих сферах - SEO, SMM, таргетированная реклама - первый результат (или его отсутствие) будет виден уже через месяц.
Если в штате нет человека, который в этом разбирается, попросите незаинтересованного специалиста провести аудит. Несколько часов его работы могут сэкономить вам месяцы и приличную сумму денег.
Камень второй – юридический. Некоторые ушлые подрядчики умудряются прописать в договоре минимальный срок сотрудничества и пугать статьёй 310 Гражданского кодекса РФ: якобы при досрочном расторжении вам придётся выплатить наперёд сумму за это время. Да, срок действия договора определяется сторонами, но «минимальный срок» не означает кабалу, приковавшую вас к нерадивому исполнителю.
Гражданский кодекс предусматривает право одностороннего отказа в связи с невыполнением или ненадлежащим исполнением другой стороной встречных обязательств. С оговоркой: «Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов». Требуйте смету с указанием выполненных работ, потраченных человеко-часов и тарификации. Проверяйте достоверность, оплачивайте и расторгайте договор.
Ещё один юридический нюанс: работа с подрядчиком со статусом самозанятого лица. Если он заработал за календарный год больше 2,4 млн. рублей, то автоматически теряет статус самозанятого. А вы как заказчик станете плательщиком НДФЛ и страховых взносов. Чтобы не узнать об этом задним числом из писем налоговой и ФСЗН, проверяйте налоговый статус своего самозанятого подрядчика здесь. В этом плане удобнее работать с самозанятым в статусе ИП: он сам решает свои налоговые вопросы.
1. Меняйте подрядчика, если недовольны качеством его работы, если он не успевает за ростом ваших запросов или если вы можете сэкономить при сохранении качества.
2. Не меняйте подрядчика, если найти нового, ввести его в курс дела и выйти на текущий уровень будет дороже, чем решить неудобства со старым. Не меняйте, если результата нет по вине кого-то с вашей стороны.
3. Регулярно меняете подрядчиков, а лучше не становится? Вспомните, а было ли хорошо, и поищите причины пробуксовки на своей стороне.
4. Внимательно относитесь к юридическим вопросам. Заключить договор с самозанятым подрядчиком можно даже устно, но «а мы же говорили» - не официальный аргумент.
5. Внимательно выбирайте исполнителей, общаясь с их клиентами, и тогда подрядчиков не придётся менять каждый месяц.
Источник: «Блог Мегаплана»
Читайте также:
Потратить с умом: как не спустить бюджет на digital впустую.
Как дать оценку проекту, если заказчик не хочет раскрывать бюджет.
Промо-кампания в интернете: сделать всё самому или нанять агентство.