Уйти красиво: как экс-бухгалтер открыла мастерскую дизайнерских гробов

Прочтёте за 5 мин.

«Наши изделия покупают те, кто хочет, чтобы последний день стал особенным»

IT-инструменты, которые использует Мария Горбунова

  • 1С:Бухгалтерия
  • Zoom
  • Telegram
  • VK

Похоронные традиции в России достаточно консервативны. Отечественные ритуальные агентства предлагают скудный ассортимент главного атрибута похорон – гробов: либо стандартные деревянные, либо громоздкие и очень дорогие. Москвичка Мария Горбунова открыла мастерскую по производству дизайнерских гробов. О том, кто покупает гробы мятного цвета или с дизайнерской росписью, основательница мастерской «Арткоф» рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Мария Горбунова  38 лет, предприниматель из Москвы, основатель мастерской дизайнерских гробов «Арткоф». Окончила факультет бухгалтерского учёта и аудита Академии бюджета и казначейства при Минфине РФ. После вуза работала бухгалтером в «Студии Артемия Лебедева», затем главным бухгалтером нескольких event-агентств. В 2021 году открыла мастерскую дизайнерских гробов «Арткоф».

Мария Горбунова

Новый подход к прощанию

С возрастом я стала чаще сталкиваться с похоронами: уходили родственники, знакомые. С одной стороны, меня пугали похороны, а, с другой, очень расстраивало, как проходит эта церемония и как выглядят её обязательные атрибуты. Я стала обращать внимание на разницу с тем, что вижу в иностранных кино и сериалах, и тем, что есть у нас. 

Стала искать, какие дизайнерские предложения для похорон можно найти в России. Оказалось, что не так много: какие-то редкие варианты, типа гроба в стразах. В нашей ритуальной сфере такого направления как дизайнерские гробы на тот момент не было. За рубежом ситуация с дизайнерскими гробами сильно лучше. Есть цветные гробы, в виде пачки сигарет или даже шоколадки Twix. Но вот гробов с ручной росписью я не видела нигде. 

На обдумывание идеи ушло два года. Когда я окончательно решила, что должна попробовать делать гробы с ручной росписью, позвонила своей знакомой, которая имела опыт организации чего угодно. Как только она услышала про мою идею, тут же начала накидывать мысли: «так, это можно купить здесь, про это я спрошу там, а ещё у меня есть друг, который точно нам сможет помочь с этим».

Artcof 

За пару созвонов появился план действий, потом за неделю мы нашли помещение для мастерской и первого художника. Дальше я стала через площадку Profi.ru искать других художников. Это была самая сложная часть, потому что на моменте рассказа о том, на каком изделии нужна роспись, несколько человек просто сказали: «Извините, что? Роспись на гробах? Ой, ну нет». Но я не сдалась, и всё равно нашла художников. С этого и началась моя мастерская «Арткоф». 

Своими и чужими руками

На старте для открытия мастерской я использовала собственные накопления, потом добавился займ от моей мамы и небольшой кредит в банке. Общую сумму не хочу озвучивать. Эти деньги ушли на аренду помещения, закупку партии необработанных гробов и материалов (кисти, краска, грунт, ткань, жгут для ручек гроба и т.д.), а также шлифовальные аппараты и расходники к ним. 

Мебель для мастерской собрали сами. Закупили деревянные доски и сколотили удобные столы для работы. Оборудование закупали в строительных магазинах типа «Леруа Мерлен». Краску – в специализированном салоне. 

Artcof

Необработанные гробы мы закупаем на фабрике в Санкт-Петербурге, а уже в Москве в мастерской занимаемся отделкой, шлифовкой, росписью. Покрасочный цех нашли в Подмосковье, с ним работаем по договору подряда. У нас совершенно потрясающие мастера покрасочного цеха, которым удалось добиться очень высокого качества покрытия. Специалистам сложно поверить, что мы так покрываем краской не ДСП, а массив дерева. 

Процесс производства зависит от серии гроба. В серии Lite, где видна текстура дерева, гроб сразу в мастерской шлифуется, грунтуется, потом красится и расписывается. А в серии Original сначала покрывается в покрасочном цехе, потом наносится роспись. 

Artcof

Обивку делает мастер, который приезжает к нам на каждый заказ. Он привозит материал, который закупается в Турции, делает свою часть работы и уезжает. Нужные закрутки (замки для гроба, чтобы крышка случайно не открылась) мы нашли только в Екатеринбурге. Жгут для ручек делается из обычного хлопкового каната. 

Пока у нас небольшое количество изделий, я могу отсмотреть все расписные гробы. Перед отгрузкой изделия мы вскрываем упаковку, проверяем, нет ли брака, уложены ли покрывала и подушки. Если всё в порядке, упаковываем гроб для транспортировки. 

По Москве мы делаем доставку силами грузового такси, в регионы отправляем с помощью транспортной компании. Её представители забирают у нас продукцию, отвозят к себе в терминал, делают обрешётку и отправляют в регионы.

Мария Горбунова 

Конечно, у нас в работе тоже случались ошибки. Например, один художник считал, что знает как лучше работать. В итоге у нас стоит два расписанных им гроба, которые нужно переделывать. Художник больше с нами не работает. 

Был подрядчик, который взял аванс и исчез: ни аванса, ни подрядчика мы больше не видели. В целом, ничего серьёзного. А выводы обычные: надо лучше контролировать процессы, следить за тщательностью во всём, не слушать исполнителей. Чтобы выдерживать высокое качество, необходимо анализировать входящую информацию и прислушиваться к себе. 

Ассортиментная линейка

У нас в линейке пять расписных гробов, дизайн для которых выбирала я сама. Сначала несколько месяцев собирала паттерны разнообразных узоров. Получился лонг-лист, который после свежего взгляда превратился в шорт-лист. С ним пришла к нашему художнику. 

Задача была сделать узор, который можно в точности повторить. Нам нужен был продукт, который можно масштабировать. Из шорт-листа мы выбрали узоры, на выполнение которых уходило бы не больше недели. Потом в графическом редакторе дизайнер из этих нескольких узоров сделал проект наших гробов, с раскадровкой всех граней. По этим макетам художник и выполняет роспись. 

Artcof

Также мы продаём цветные однотонные гробы, их у нас десять штук. Цвета я тоже выбирала сама. Ориентировалась на цвета техники Smeg и KitchenAid, цвета упаковки Tiffany, классические цвета типа British green или Salcombe blue. 

Я разворачивала веер Panton, который одолжила в дизайнерском бюро мужа, делала закладки на нужных оттенках. Потом руководитель покрасочного цеха познакомил со своим поставщиком красок. По выкрасам определилась с точным цветом. Дальше покрасочный цех заказывает нужную краску по номеру, который я выбрала. 

Недавно мы расширили ассортимент венками и сердцами из цветов. Они идеально подходят к нашим гробам. Основной материал – живые цветы. Цена на венки от 15 950 до 31 900 рублей.

Artcof 

В цветочной теме мы старались уйти от традиционных венков кислотных цветов и делали свой дизайн в соответствии с европейской флористической традицией. Например, я внимательно посмотрела трансляцию похорон королевы Елизаветы II. Обратила внимание на то, какие лаконичные и со вкусом сделанные венки там были. В России же венки – это, как правило, безвкусные китайские композиции из пластика, которые очень быстро превращаются в мусор. Мы же на своём производстве придерживаемся эко-принципов. 

Сложности с продвижением

На старте мы давали рекламу через «Яндекс» и VK, но это не сработало. Сначала «Яндекс» отказал в размещении картинок с расписными гробами с формулировкой «это слишком красиво для трагического контента». После того, как я показала, что VK принял нашу рекламу с аналогичным изображением и показывает её пользователям, согласился и «Яндекс». 

Также мы выпустили статью на VC.ru, а потом о нас стали бесплатно писать другие СМИ. Мы заказали логотип в «Студии Артемия Лебедева» по программе экспресс-дизайна и получили анонс на YouTube-канале дизайнера. Это тоже привлекло к нам внимание.

Artcof 

В ноябре участвовали в профессиональной выставке ритуальных товаров «Некрополь – World Russia 2022». Мы очень выделялись среди других участников. На выставке нашу продукцию отметили золотой медалью. 

Обычная реклама в нашем случае оказалась нерабочим инструментом. Нам помогают статьи в СМИ и та самая выставка, на которой нас увидели агенты и агентства. 

Сколько стоят дизайнерские гробы и кто их покупает

Сейчас ищем выходы на крупные ритуальные агентства, предлагаем гибкие условия сотрудничества, чтобы наладить продажи. Ритуальные агенты и агентства – наши основные клиенты. Они или сами о нас знают и предлагают, или нас знают их заказчики и просят связаться с нами. Иногда бывает, что заказчики обращаются и делают заказ самостоятельно, но это скорее редкость. 

Стоимость наших гробов варьируется от 115 до 210 тысяч рублей. Продажи идут очень по-разному: бывает, продаём две штуки в месяц, а бывает – сразу десять. Но мы-то можем 30 штук делать! Самые продаваемые модели: S1-1 Painting lite (на фото ниже) и S1-4 Painting lite. А из цветных – бежевый, красный, мятный.

Artcof 

Наши гробы покупают люди, желающие проводить близких красиво, те, кто стремится к эстетике во всём. Кто хочет, чтобы последний день стал особенным.

С отзывами на нашу продукцию история непростая. Агентства делают заказ заранее, чтобы в нужный момент на их складе был наш продукт. То есть мы не знаем, когда фактически он понадобился. Плюс вопрос с получением обратной связи в нашей отрасли деликатный: мы не можем узнавать напрямую, что думают о продукции покупатели. Им, как правило, не до этого. Но из того, что нам удавалось выяснить, заказчики были довольны результатом. 

Мы работаем меньше года, надеюсь, что в следующем году уже выйдем на окупаемость. В наших планах увеличить продажи до 30-50 гробов в месяц. А ещё я хочу найти технологию, позволяющую делать любой узор. Возможно, это будет уже не роспись, а какая-то печать.

Мария Горбунова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
 

24 марта 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов