Альтернативы мозговому штурму: Brainswarming, Brainwriting, Note and Vote

Прочтёте за 3 мин.
18 ноября 2016

Как получить больше ста идей всего за полчаса

Мозговой штурм (он же брейншторминг - от англ. brainstorming) – пожалуй, самый популярный метод генерации идей в современном мире. Этот оперативный метод решения какой-либо задачи основан на стимулировании творческой активности участников обсуждения, которым предлагают высказывать как можно большее количество идей. Но так ли хорош брейншторминг? Вспомните, сколько раз вы участвовали в мозговом штурме, и всегда ли это было полезным? Digital-агентство Kinetica в своём корпоративном блоге рассказало о трёх эффективных альтернативах классического брейншторминга.

Brainstorming 

Чем плох брейнсторминг

У мозгового штурма есть ряд недостатков: 

  • Риск зацепиться за одну идею и зациклиться на ней;

  • Более общительные экстраверты доминируют над интровертами в ходе группового обсуждения;

  • Учитывая социальное давление, закрытые люди стесняются высказать оригинальную идею;

  • У опытных участников группы может упасть продуктивность при работе с менее опытными коллегами. Этот эффект известен в спорте: если вы тренируетесь с кем-то менее умелым - вы опускаетесь до его уровня, как и ваше мастерство.

Получается, что некоторые люди говорят очень мало, а другие, за счёт этого, слишком много. В итоге вполне может получиться так, что полезный выхлоп от каждого участника будет слишком низким. 

Интроверты креативны

Есть мнение - чтобы стать более креативным, вы должны чувствовать себя комфортно в одиночестве. Так, например, в  исследовании учёных из университетов Канзаса и Юты установлено, что несколько дней наедине с природой улучшают способность творчески решать задачи на 50%. Кому как не интровертам близки эти утверждения? 

Страх перед коллективным общением на мозговом штурме способен снизить продуктивность интровертов. Они предпочли бы в одиночестве подумать над решением задачи, не попадая под влияние чужих мыслей и вечно болтающих коллег. Если у вас в коллективе есть интроверты - это повод задуматься, не упускаете ли вы поток горячих идей. 

Brainswarming: зачем вообще говорить вслух?

Альтернативу брейнштормингу  предлагает Тони МакКафри, один из основателей Innovation Accelerator Inc. Новый метод называется Brainswarming. В его сути как раз и лежит гипотеза, что люди обычно более продуктивны, когда работают в одиночестве, а интроверты зачастую креативнее экстравертов. 

Однако, при этом, без коммуникации и координации между людьми, невозможно выстроить успешную командную работу. Нужно сохранять баланс. Рассуждая о генерации идей, Тони МакКафри задался вопросом: зачем вообще озвучивать мысли вслух? Работу в команде можно построить и другим путём. 

Чтобы провести сессию Brainswarming, вам нужна большая стена или доска, а также стикеры или маркеры. На доске рисуется граф. 

I
Исходный граф Brainswarming

  • Вверху отмечается цель - это задача, решение которой вы пытаетесь найти;

  • Затем пространство делится на две части. Сверху располагаются варианты действий, которыми можно решить задачу. Снизу - ресурсы, которыми вы обладаете;

  • Генерируя идеи, все участники молча записывают их на стикеры и помещают к одному из двух блоков. В итоге, «ветви деревьев» должны соединиться и образовать решение.

II 
Cоединение идей между собой 

Почему это работает? 

Можно сказать, что Brainswarming - это переработанный и улучшенный метод мозгового штурма, который лишён его основных недостатков. 

  • Из-за того, что пространство разделено на две зоны, люди могут концентрированно работать в любой из них. Кому-то проще решать проблему сверху, более глобально, а кому-то легче сфокусироваться на уже имеющихся ресурсах;

  • Так как работа происходит в тишине, Brainswarming дает людям высказаться независимо от их психотипа;

  • Индивидуальная работа объединяется с командной;

  • Структура графов позволяет строить идеи на идеях других людей;

  • Нет чётких временных рамок, никто не закрывает группу людей в кабинете, заставляя решать проблему на ходу - идеям можно дать время созреть.

Чтобы сделать Brainswarming ещё эффективнее, используйте большие маркеры, стикеры и доски. Причем не только реальные, но и электронные. Например,  realtimeboard.com. Кроме этого, можно дать информации собираться на доске в течении нескольких дней. А после спокойно обсудить все идеи. 

Brainwriting: 108 идей за полчаса

Ещё один метод генерации идей в 60-х годах XX века разработал немецкий профессор Бернд Рорбах. Он называется Brainwriting 6-3-5. 6 - число участников, 3 - количество идей на одного человека, 5 - время в минутах на одну сессию. 

Участники получают листы бумаги для записи идей. За первые пять минут каждый должен молча придумать и записать по три идеи для решения задачи. Затем листы переходят из одних рук в другие. Участники могут поступить с листами следующим образом: 

  • использовать ранее записанные идеи как основу для новой идеи;

  • попытаться развить идеи других участников;

  • передать карточку следующему. 

III
Схема проведения Brainwriting 6-3-5 

Всего таких пятиминутных сессий шесть. В итоге за полчаса вы получаете 108 идей. Для удобства используйте таблицы, чтобы было проще структурировать информацию. 

Note and Vote: пиши и голосуй

Методом Note and Vote часто пользуются в Google Ventures. Он тоже основан на индивидуальной генерации идей. 

  • У каждого участника есть десять минут, чтобы молча записать как можно больше идей;

  • После чего за две минуты нужно выбрать пару тех, которые понравились участнику больше всего;

  • Эти идеи записываются на доске, а в конце участники голосуют за лучшие.

IV
Схема метода Note and Vote 

P.S.

Люди и их идеи всегда были тем, что движет бизнес вперед. Используя только лишь классический мозговой штурм, можно упустить массу решений, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Дав людям равную возможность высказывать свои мысли удобным им способом, вы не только сгенерируете множество идей, но и шире раскроете креативный потенциал вашей команды. 

Источник: Kinetica.

Читайте также:

75 чужих бизнес-ошибок, которых можно избежать.
Как навести порядок в бизнес-процессах без бизнес-консультантов.
Как научиться говорить «нет», чтобы клиент услышал и понял что неправ.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы