Дети и деньги: как подростков учат делать бизнес

Прочтёте за 4 мин.

Целевая аудитория бизнес-школы Deti-MBA – не дети, а их родители

IT-инструменты, которые использует школа Deti-MBA

  • BePaid
  • Facebook
  • Youtube

Павел Якименко открыл в Минске представительство бизнес-школы, а проект Deti-MBA придумал как кейс для конкурса стартапов. Идея понравилась жюри – и проект запустили как имиджевый для поддержки «взрослой» бизнес-школы. Но он неожиданно «полетел» - и команда сделала его приоритетным. О том, как учить подростков бизнесу и какая рентабельность у проекта, который казался несерьёзным, рассказал основатель школы Deti-MBA Павел Якименко.

Досье

Павел Якименко, предприниматель из Минска, основатель бизнес-школы для подростков  Deti-MBA, директор представительства в Белоруссии City Business School. Закончил экономический факультет Белорусского государственного университета, получил степень MBA в Московской бизнес-школе. Несколько лет работал в одной из компаний «большой четвёрки».

Павел Якименко

Как всё начиналось

Когда я получил степень MBA в одной из ведущих школ в СНГ, появилась идея открыть представительство одной из таких бизнес-школ в Белоруссии. Мы с партнёрами запустили представительство City Business School, которое за год стало лидером по количеству студентов. Сейчас в среднем за месяц в школу поступает около 25 белорусов.

А идея бизнес-школы для подростков пришла спонтанно. В 2016 году главный офис нашей бизнес-школы объявил о конкурсе стартапов, связанных со сферой бизнес-образования. Я «по приколу» проработал проект офлайн-бизнес-школы для подростков. Рынок казался узким, но проект был отмечен абсолютно всеми членами комиссии как перспективный.

Сначала мы решили начать его как имиджевый проект для нашей бизнес-школы. Но получив массу удовольствия и фантастическую обратную связь от ребят и родителей первой группы, мы решили вывести его в отдельное юрлицо и сделать приоритетным.


9 месяцев работы над контентом и бизнес-процессами, запуск маркетинга, день открытых дверей - и, наконец, в феврале 2017 мы начали занятия с первой группой. Добавляло уверенности, что в России и Украине набирали популярность похожие продукты.

Для старта были необходимы:

  • Качественный контент;
  • Удобная локация в центре города;
  • Продвинутые спикеры;
  • Сильная команда;
  • Минимальные инвестиции.

Качественный контент

Проанализировав ряд похожих проектов, мы поняли, что качественный контент - это самый острый вопрос. Просто лекции и материалы из интернета ребятам не подходят. Просто пригласить успешных предпринимателей недостаточно - в таком случае у ребят будут вырванные куски информации из разных сфер, а общей структуры в голове не сформируется. Мы же своей целью поставили заложить базу - привить любовь к миру бизнеса, чтобы ребенок понимал, что это не так страшно и сложно, и если у него появится идея спустя пару лет - он знал, как её реализовать.

Мы сразу поняли, что нам неинтересно превращать проект в формат лагеря, где ребята просто приходят потусоваться, поиграть в мафию или посмотреть кино. Это всё здорово, но в свободное время. А на занятиях они должны изучать основные модули, чтобы проработать свой проект. Мы очень хотели, чтобы эти проекты реализовывались.

Deti-MBA

За основу мы взяли структуру модулей ведущих программ MBA в СНГ. Почему MBA? Потому что главный упор на практику - это best practice, который работает везде независимо от географии и отрасли. Мы включили базовые блоки для проработки стартапа: проектный менеджмент, маркетинг, финансы, управление персоналом, продажи, лидерство.

Теоретический блок занял не более 20%, поэтому больше всего времени ушло на создание бизнес-кейсов по темам, адаптацию деловых игр под конкретный модуль и детскую аудиторию, поиск интересного интерактивного контента (например, успешных краудфандинговых кампаний или маркетинговых войн известных автомобильных брендов).

В программах мы использовали и формат деловых игр от нашего партнёра. Помимо изучения основ бизнеса, деловых игр и решения кейсов мы посещаем с экскурсиями известные компании. Мы были в гостях у Onliner, VizorGames, Viber, Gismart, Artox, ПВТ.

Удобная локация в центре города

Ребятам должно быть удобно добираться до места занятий и проводить у нас время. Сначала собственники помещения, которое мы арендовали, решили его переформатировать - пришлось искать новое.

Игнорирование наших запросов, отсутствие мощностей и нестандартной атмосферы, а ещё риск, что в любой из дней может прийти ИТ-компания, которая забронирует всю площадку, толкнули нас на создание собственного места.

Deti-MBA

Мы арендовали помещение на улице Октябрьской и сделали из него ивент-пространство. Проведя всё лето в ремонте, в сентябре мы начали занятия на своей территории.

Спикеры и команда проекта

Наши требования к спикерам были следующие: они должны уметь вовлечь подростковую аудиторию, иметь опыт создания и ведения проектов. Мы пригласили около 20 спикеров, их средний возраст - 27,5 лет.

С одной стороны, это уже успешные бизнесмены с опытом ведения проектов, а с другой - вчерашние студенты, которые знают, как интересно выстроить обучение. И главное, им очень нравится работать с ребятами, и ребята тянутся к ним. Они продолжают общаться и после обучения, спикеры становятся менторами для проектов ребят.

Deti-MBA

Например, при проработке проектов в сфере ресторанного бизнеса мы позвали Галину Корсак, собственницу французской пекарни Brioche. А для ребят, которые прорабатывали квиз для подростков, выступала Екатерина Максимова, собственница «Мозгобойни».

Что касается, команды проекта, то зоны ответственности распределены так: на мне развитие и управление проектом, маркетинг и продажи + я стал основным спикером; администратор Александра Вайтехович общается с родителями, организует занятия, проводит экскурсии в компании; менеджер Ангелина Дмитрук занимается продвижением проекта и подбором спикеров.

Экономика и жизнь

Первый набор у нас был по «Фабрике стартапов», программа длилась два месяца. Мы собрали первую группу из 10 ребят за две недели, и в финале они представили собственные проекты - например, 16-летние Диана и Егор создали квизы для подростков «ХайпКвиз», которые уже монетизируются.

Спустя год появился «Парад профессий» с отдельной программой по профориентации. Это знакомство со многими специализациями: право, журналистика, маркетинг, реклама, экономика, проектный менеджмент, HR, IT, гейм-дизайн и т.д. В программе мастер-классы, экскурсии в компании, знакомство с ведущими вузами страны и зарубежья, проработка плана поступления с каждым учеником.

Deti-MBA

Проект задумывался как имиджевый, поэтому сначала стоимость была низкая: $150 за курс. Позже стоимость в месяц выросла вдвое, а также удлинилось самое обучение. Расходы были следующими:

  • Разработка сайта - $300. Программист «допилил» выбранный нами шаблон, созданием и наполнением занимаемся сами, поэтому тут сильно сэкономили;

  • Аренда площадки - $320 ($20 за занятие, 16 занятий);

  • Юридическая проработка (регистрация, создание документации по проекту) - $150;

  • Маркетинг (таргетинг в соцсетях) - $ 250;

  • Канцелярские расходы (блокноты, ручки, дипломы) - $80;

  • Затраты на какао-паузы (печенье, конфеты, фрукты, какао, чай и пр.) - по $10 за занятие, всего $160 в месяц.

  • Налоги - $75.

  • Работа администратора - $100.

Благодаря тому, что настройкой таргетинга и обработкой лидов я занимался самостоятельно, вырученных денег за первый набор хватило, чтобы окупить затраты. Ещё одна важная деталь - все спикеры первый раз выступают бесплатно. Если им нравится (а им всегда нравится), и, самое главное, они нравятся нашим ребятам, то мы договариваемся индивидуально.

Deti-MBA

Вначале мы не ставили цель извлечь прибыль. Но получив удовольствие и хорошие отзывы, советы по повышению цены с целью создания сообщества внутри проекта, мы решили сделать проект приоритетным. За счёт того, что у нас есть опыт ведения образовательных проектов и отлаженные бизнес-процессы, многие активности мы закрываем своими силами.

Рентабельность проекта высокая - в данный момент около 52%.

Целевая аудитория - родители

Целевая аудитория проекта - родители 40−50 лет с детьми подросткового возраста (12−17 лет). Кто-то из родителей, а часто и оба, имеют свой бизнес, доход выше среднего. Ребята приезжают из Гродно, Барановичей, Светлогорска, Жодино, Бреста.

Но всё же на 90% они из Минска. Важно отметить, что ЦА - именно родители, а не дети. Именно родители платят и принимают окончательное решение. Было всего пару случаев, когда дети самостоятельно обратились с просьбой записать их на курс. Бывало, когда ребята хотели, но родители не могли себе позволить обучение.

На старте мы общались с гимназиями и школами, но получали один ответ: «Зачем это детям», «Родители на ремонт ещё не сдали, а вы со своими курсами», «Идите к директору, я тут ничего не решаю». Мы изначально не строили иллюзий по поводу сотрудничества, поэтому быстро прекратили попытки наладить контакт.

Deti-MBA

Сейчас 95% клиентов приходят при помощи таргетинга в соцсетях (Facebook, Instagram) плюс рекомендации тех, кто отучился. У нас хороший опыт продвижения образовательных проектов в онлайне, поэтому с набором групп проблем не возникает. Хотелось бы подключить контекстную рекламу, но пока очень мало запросов, рынок ещё толком не сформирован. Мы тестировали белорусские агрегаторы (relax, tam.by, family.by), но они особого результата не дают в силу отсутствия трафика и размытости целевой аудитории.

Что происходит с проектом сейчас

Результаты нас радуют - мы активно растём. С осени на «Фабрике стартапов» отучилось пять групп - 38 человек, сейчас 16 ребят обучаются на «Параде профессий». Мы не просто прорабатываем проекты на бумаге, часть из них при нашем менторстве и помощи родителей запустились и функционируют.

Мы масштабируем проект. Летом соберём несколько групп в интенсивном формате, а с середины лета с партнёрами организуем бизнес-лагерь в Польше на берегу Балтийского моря. Параллельно программа обрастает новыми материалами.

Deti-MBA

Многие на рынке видят логичным создание онлайн-обучения или приложения для выхода на новые рынки, но с этим есть проблемы. По опросам родителей, они отправляют ребят не только за знаниями, но и за знакомствами. Они хотят, чтобы ребята оторвались от гаджетов, а возвращать их обратно будет неправильно.

Сейчас логичным видится масштабирование при помощи франшизы. У нас свой контент, опыт построения и управления бизнесом. Мы только добавили информацию о франшизе на сайт - и уже получили предложения из Таллина, Астаны, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Иваново. Думаю, к концу года мы сможем гордиться запущенными проектами коллег в других странах.

Что нужно, чтобы проект для подростков был успешным? Я скажу банальные слова, но это правда - нужно относиться к делу с душой. Вам должно нравиться работать с детьми, вы обязаны уметь разговаривать на их языке, создать атмосферу на занятиях, которая раскрепостит ребят. А ещё вы должны быть многофункциональными: маржинальность бизнеса не позволит вам нанять и менеджера по продажам, и маркетолога для организации потока лидов, и менеджера проекта, который будет всем управлять.

Источник: Probusiness

Deti-MBA


Читайте также:

Как воспитать предпринимателя: 44 важных рекомендации родителям.
Миллионер из Подсосново: как школьник зарабатывает на трафике и лидах.
«Не трать время зря, бро!»: история подростка, который делает бизнес
.

01 июня 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов