Действуйте по обстоятельствам: как бизнесу реагировать на изменение внешней среды в кризисных условиях

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд Маргариты Былининой

IT-инструменты, которые использует Маргарита Былинина

  • AmoCRM
  • Битрикс24
  • Pruff Me

В 2022 году российские компании попали в кризисную ситуацию, с масштабностью которой ранее они не сталкивались. Политическая обстановка и ситуация на рынке меняются каждый день, а горизонт планирования сократился до одной-двух недель. О том, как предпринимателям из разных сфер действовать в подобных обстоятельствах и принимать грамотные управленческие решения, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основатель «Диджитал академии маркетинга» Маргарита Былинина.

Досье

Маргарита Былинина – 35 лет, основатель «Диджитал академии маркетинга». Окончила МГУ по специальности «Реклама и связи с общественностью», а также Стэнфордский университет и Лондонскую школу бизнеса. Наработав опыт в PR и маркетинге, начала консультировать владельцев малого бизнеса. В 2015 году открыла «Диджитал академию маркетинга», в которой проходят обучение предприниматели. Выручка проекта в 2021 году составила 250 млн. рублей.

Маргарита Былинина

Ждать нельзя действовать

Главный враг в кризисные времена в любой нише и бизнесе в целом паника. А также последствия принятых «на эмоциях» решений. Вместо того, чтобы сделать паузу и провести тщательный анализ, многие предприниматели выбирают сценарий «бей или беги». Что в большинстве случаев приводит к негативным результатам. Избежать этой ловушки во все времена помогают два простых правила:

  • Первое – проверяйте любую информацию. Особенно ту, которая может как-то повлиять на вас и ваш бизнес. Новостной поток кишит фейками, и даже реальные новости могут подаваться каждым изданием по-разному.

  • Второе – не бойтесь брать тайм-аут. «Замереть» – не самая плохая тактика. В кризис важно дождаться точки, которую условно можно назвать «дном». Мы коснёмся его, когда стабилизируется курс валют. Именно стабилизируется, а не снизится. Только тогда можно корректировать ценообразование.

Безусловно, не все могут занять выжидательную позицию. Такой шаг доступен лишь тем, кто без серьёзных последствий способен перенести два-три месяца простоя. Малый и микробизнес в этот список явно не входят, особенно если речь идёт о продаже товаров. Здесь нужно сконцентрироваться на «горящих» задачах – поиске новых поставщиков и коммуникации с аудиторией.

Если можешь идти – иди

И украшения, и аксессуары, и товары для хобби сейчас по-прежнему востребованы. Это подтверждают выпускники и студенты «Диджитал академии маркетинга»: у них идут продажи, они не остановились. Словом, рынок не замер.

Оптимальный вариант для бизнеса сейчас – не застывать, а перестроиться. Во-первых, найти опору, которая позволит устоять перед новыми вызовами. Во-вторых, искать решения последовательно, для каждой проблемы, здесь и сейчас, а не с оглядкой на завтра. Тогда после стабилизации можно выйти на хорошие показатели.

На данный момент покупательский спрос на многие товары, не относящиеся к категории первой необходимости, значительно снизился. Но не стоит воспринимать это как крах бизнеса – в новых реалиях такая ситуация вполне объяснима. Опускать руки не нужно, продолжайте продавать и поддерживайте контакт со своей целевой аудиторией через соцсети, мессенджеры, проводите офлайн-опросы. И практикуйте акции – к примеру, некоторые бренды предлагают постоянным покупателям приобрести товар «из наличия» небольшим оптом по «старой» цене.

Падает спрос и в сфере услуг. Потребители сейчас думают, прежде всего, о крахе старого уклада жизни, а не «о красе ногтей». Здесь важно отвлечь их от этих мыслей и донести ценность собственного продукта или услуги через простой тезис: привычные дела, в том числе уход за собой, являются своеобразным якорем, они полезны для ментального здоровья.

Новая эра инфобизнеса

Последние события сильно ударили по инфобизнесу. Его представителям приходится осваивать новые площадки, менять привычные схемы поиска аудитории и коммуникации с ней, адаптировать свой материал под актуальные реалии.

Актуальность услуг инфо-предпринимателей не снизилась, период апатии – неизбежный этап подобных ситуаций – лишь сместил фокус целевой аудитории. Менять стоимость продуктов не стоит, до стабилизации ситуации все решения могут оказаться иллюзорными.

Также для сферы инфобизнеса сложившаяся ситуация – ещё и период «зачистки»: именно сейчас стало видно, какие проекты ведут действительно грамотные специалисты. Они продолжают работу, поддерживают контакт с аудиторией, стали для неё «островком спокойствия». А вот компании-«копипасты», однодневки и иже с ними уйдут с рынка: у них нет ресурса, внутренней структуры и системы.

Личный опыт

Команда «Диджитал академии маркетинга» продолжает системную работу, продажи не остановились ни на день. Наша целевая аудитория понимает, что дешевле обучение в ближайшее время не станет, а актуальные знания нужны, поэтому выкупает места на курсах уже сейчас.

Если говорить о стратегии, то мы можем взять паузу, ресурсы позволяют прекратить работу до конца года и при этом без потерь выплачивать зарплату всем сотрудникам. Но ставить бизнес на паузу мы не собираемся. Напротив, скоро стартует очередное обучение – для нас важнейшей задачей остается помощь предпринимателям.

Антикризисные рекомендации предпринимателям

  • Мониторьте ситуацию, проверяйте все факты и новости, которые попадают в круг ваших интересов. Особенно те, которые связаны с вашей индустрией и вашим проектом.

  • Приложите все усилия для сохранения внутренней психологической устойчивости: своей, команды, целевой аудитории.

  • Следите за ситуацией и действуйте по обстоятельствам. Сейчас не лучшее время принимать важные решения. Дайте себе время разобраться, а рынку – стабилизироваться.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

15 марта 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов