21 сентября в России была объявлена частичная мобилизация. И многие компании малого и среднего бизнеса столкнулись с тем, что некоторые сотрудники стали получать повестки, а некоторые – вообще увольняться. Портал Biz360.ru спросил предпринимателей малого и среднего бизнеса, как начавшаяся мобилизация повлияла на их работу.
Михаил Колесников,
основатель завода Benza
Теперь мы знаем, как всё может измениться за один день. Мы производим топливораздаточное оборудование, и по состоянию на 20 сентября наш завод был загружен заказами до декабря. В конце лета и осенью мы хорошо поработали, очень активно проявили себя заказчики из аграрного сектора, были госконтракты, которые мы успешно выполнили.
Новые заявки на «умные» АЗС мы принимали, закладывая срок на их выполнение больше обычного – до 60 дней. Так получилось, что в самое важное для нас время, когда завод обязан сделать продукцию в срок, мы потеряли часть сотрудников. Сейчас эта цифра порядка 20 человек при общем штате в 220. 16 из них получили повестки в военкомат и уже проходят военную переподготовку. Еще четыре сотрудника расторгли с предприятием трудовой договор в день объявления мобилизации, и где они теперь, мы не знаем.
Потеря на производстве даже нескольких специалистов в момент пиковой загрузки – это большой риск выйти на просрочки по договорам, которые компания обязана оплатить. Все силы бросаем туда, где поджимают сроки.
Юридически от такой ситуации бизнес никак не застрахован. Это даже не форс-мажор, который помог бы нам избежать штрафных санкций. Единственное, что остаётся – выстраивать диалог с заказчиками. Многие работают с нами много лет и знают о нашей добросовестности. Рассчитываем, что клиенты пойдут навстречу и будут согласны подождать.
Первый день объявленной частичной мобилизации мы провели «на телефоне». Всем, кто дозванивался, говорили, что продолжаем работать в штатном режиме. Новых заявок пока мало. Рынок замер. Возможно, те, кто планировал потратиться на мини АЗС, сейчас решили попридержать средства.
Работающего топливораздаточного оборудования в России много и, как минимум, остаётся спрос на его обслуживание и комплектующие. Сейчас мы ищем дополнительных специалистов. Возможно, будем обучать студентов колледжей.
Также продолжаем работать над зарубежными проектами – на финальной стадии запуск производства в Индии. Из-за бюрократических барьеров эта процедура затянулась, но все основные шаги с нашей стороны были предприняты, и мы надеемся, что в скором времени производство заработает.
Александр Бочкин,
генеральный директор IT-компании «Инфомаксимум»
Радикально численность персонала у нас пока не изменилась. «Инфомаксимум» – аккредитованная IT-компания, мы осуществляем деятельность в области информационных технологий, все наши программные решения зарегистрированы в реестре отечественного ПО. Всё это вкупе даёт то, что наши сотрудники могут подойти под критерии для отсрочки от мобилизации.
Сейчас все наши силы брошены на решение вопроса по отсрочке мобилизованных. Составляются и согласовываются списки, мы на связи с Минцифры, изучаем все нюансы и аспекты. Уточнения появляются практически ежедневно. Сотрудники отдела по работе с персоналом и бухгалтерия на связи круглосуточно: ведут списки, составляют справки и подтверждения, отвечают на вопросы, консультируют по вопросам учёбы и отсрочек, да и просто приободряют.
На текущий момент продолжаем вести все проекты в прежнем режиме: пилоты, внедрения и т.д. Максимально выполняем взятые на себя обязательства, общаемся с клиентами, проводим консультации и обучения, заключаем договоры, анализируем процессы. Да, изменилась информационная повестка, контент, это мы тоже учитываем.
Самая большая сложность не в этом, а в психологическом состоянии сотрудников. Паника, непонимание, хаос, тревога, страх – всё это было и есть. Людям страшно, и это понятно. Избежать информационного шума сейчас очень сложно, но мы настоятельно просим сотрудников обращаться только к официальным источникам. Домыслы, предположения и гипотезы могут ухудшить и без того непростую ситуацию.
Виктория Шатаева,
главный врач стоматологической клиники «Город улыбок»
Мы исходим из того, что массовый призыв врачей может начаться лишь в военное время. Но призыв военнообязанных мужчин – уже другой вопрос. Так, в нашем коллективе из 19 человек могут призвать семерых. Эти специалисты прошли военную кафедру в институте. Получается, что клиника может лишиться порядка трети сотрудников.
Пока что все они остаются на своих местах. Мы осознаём ситуацию и сохраняем спокойствие. Повестки нашим мужчинам не пришли, но, если это произойдет, придётся налаживать новый порядок работы.
Новых сотрудников искать не станем: будем стараться перекрыть бреши своими силами. Поскольку покупательская способность наших граждан явно снижается, да и всё их внимание сейчас точно не на зубах, есть шанс справиться. Мы уже отмечаем, что пациенты отказываются от косметических процедур и обращаются только за необходимым лечением.
Антон Мельников,
руководитель B2B-супермаркета «ЦКТ»
После объявления частичной мобилизации одного нашего сотрудника пригласили в военкомат, но, как оказалось на месте, это было связано с изменением прописки. В целом человек позитивно настроен к происходящему и готов был пойти служить.
Другого сотрудника призвали, и он уже мобилизован. Ещё один специалист пропал, два дня не выходил на связь, сообщил о себе уже из Грузии. Как оказалось, уехал на волне страха. Для нас это было неожиданностью, потому что он просто резко пропал, ничего не говорил никому и не предупреждал.
После объявления частичной мобилизации мы провели собрание руководителей. Обсудили обстановку, основные рабочие моменты и что делать дальше. Пришли к следующим решениям:
-
минимизировать долги клиентов, сократить отсрочки по выплатам;
-
минимизировать свои обязательства и не брать на себя лишних расходов;
-
обратить внимание на тендеры, потому что участие в них может стать более актуальным;
-
следить за эмоциональным состоянием сотрудников и поддерживать их;
-
определить и проговорить, какие у нас цели и задачи в новых условиях;
-
решить, как мы будем действовать, если кого-то из команды призовут в рамках мобилизации;
-
проговорить три сценария развития событий: негативный, нейтральный и позитивный.
Сейчас стараемся привести эмоциональный фон в компании в порядок. У нас, как и ранее, каждый день в 12 часов перерыв на спорт. Каждый участвует по собственному желанию. В 15 часов буквально на 5-7 минут, также по желанию, каждый отрывается от рабочего процесса и делает эмоциональный перерыв – кто-то помедитировать, кто-то помолиться, кто-то просто переключиться.
Дмитрий Акулов,
основатель компании INVO Group
(интегратор «Битрикс24»)
Сейчас у нас все работают на полную мощность, общий чат кипит – акты, оплаты, всё в активном рабочем режиме. Мы провели общее собрание, поддержали команду, объяснили, что пока мы все целы и невредимы, будем работать и делать всё, чтобы компания развивалась. Мы как руководство принимаем для этого все необходимые меры.
Сейчас мы делаем аккредитацию INVO Group как IT-компании. Мы всегда являлись такой компанией, но раньше не было необходимости это подтверждать.
Мы постоянно разговариваем с командой. На собрании обсудили текущую ситуацию, объяснили, что работаем сейчас в режиме ручного гибкого управления. Все понимают, что будет небольшая заморозка по клиентам – рынок сужается. Подчеркнули, что «Битрикс24», который мы внедряем, стабилен. Он растёт, развивается, и мы тоже двигаемся вперёд.
Обсудили и простые человеческие вещи. Любой, кто захочет поговорить, пообщаться – всегда может обратиться ко мне или к любому из топ-менеджмента. Если нужна помощь психолога – мы её предоставим. Проговорили про точки опоры, посоветовали тратить меньше времени на новости, сфокусироваться на семье, друзьях – на том, что даёт энергию.
Для многих такой точкой опоры сейчас стала работа. Здесь можно отвлечься от глобальных проблем, переключиться на конкретные задачи, осознавать, что ты приносишь пользу. Как раз этим мы и занимаемся в INVO Group.
***
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».