Гнёмся, не ломаемся: как компании пережить сложные времена

Прочтёте за 3 мин.

«В кризис я поняла ценность предпринимательского сообщества»

IT-инструменты, которые использует PR-Partner

  • 1С:Бухгалтерия
  • AmoCRM
  • Slack

Компания, которая уже пережила хотя бы один экономический кризис, старается сделать из него выводы. Это позволит подойти к следующему катаклизму более подготовленно и действовать в соответствии с неким планом, а не хаотично пытаться спасти бизнес. О том, какие уроки коммуникационное агентство извлекло из кризиса 2008 года и как они помогают переживать корона-кризис 2020 года, порталу Biz360.ru рассказала основатель компании PR Partner Инна Анисимова.

Досье

Инна Анисимова, 40 лет, предприниматель из Москвы, основатель и гендиректор коммуникационного агентства  PR Partner. В 2018 году окончила программу Global Executive MBA в бизнес-школе IESE. В сфере PR с 1999 года. Работала на разных позициях в PR-агентствах, PR-директором в холдинге недвижимости DOKI, возглавляла PR-направление в банке DeltaCredit. Агентство PR Partner основала в 2006 году.

Инна Анисимова

Наши кризисы

Кризис 2008 года мы встретили без какой-либо финансовой подушки безопасности. Тогда был период очень бурного роста агентства. И практически всю прибыль, которая оставалась после выплаты аренды и зарплат, мы вкладывали в развитие. Занимались продвижением, покупали оборудование, мониторинговую систему, мебель в офис. 

В 2008 году больше всего от кризиса пострадала финансовая сфера. А среди наших крупных клиентов было сразу несколько банков. Когда начался кризис, пять таких клиентов прекратили сотрудничать с нами в течение месяца. Наши доходы резко снизились, финансовых запасов не было, пришлось сокращать персонал. Но чтобы сделать это по закону, сотрудников нужно уведомить об увольнении за два месяца и выплатить им две зарплаты при расставании. То есть в сумме получалось по четыре зарплаты на каждого. 

Таких денег у нас не было. Поэтому я лично звонила конкурентам и просила их трудоустроить двух наших сотрудников. Благо, конкуренты у нас были вменяемые – с ними получилось договориться. 

Корона-кризис мы почувствовали уже в марте этого года. Клиенты, которые должны были вместе с нами организовывать мероприятия, начали их массово отменять. Все заключенные договоры клиенты просили перенести на осень или просто отменить. 

Но, несмотря на эти проблемы, наша выручка в весенние месяцы была неплохая. Например, в марте у нас шла прибыль и обороты с продаж, сделанных в январе-феврале. Так что в финансовом плане кризис отразился на нас только в июне. Оборот по сравнению с июнем прошлого года упал на 15%, что с учётом реальной инфляции составляет примерно 30%. Пока нас во многом выручает SMM-направление – соцсети и сейчас нужны всем. До кризиса оно приносило нам около 40% от общего оборота. 

PR Partner

Сейчас мы никакого восстановления спроса не видим. В PR-сфере и коммуникационном бизнесе есть сезонность. Лето для нас – в принципе низкий сезон, когда обороты обычно снижаются. В любом случае, будем ждать сентября, чтобы понять тенденции. Но пока они неутешительны. Некоторые клиенты переносят свои мероприятия в онлайн. Мы готовили онлайн-ивенты для таких компаний, как Avast или Motorola. Но проблема в том, что таких продвинутых заказчиков немного. Большинство клиентов просто отменяют запланированные мероприятия. 

Особенность текущего кризиса в том, что он затронул практически все сферы. Закрылись магазины, рестораны, бары, отели. И работать нам долгое время было практически не с кем. 

Нам повезло в том, что мы в ноябре 2019 года купили офис в собственность, и теперь не должны платить за аренду. Это нас очень сильно обезопасило, ведь для многих компаний арендные платежи в кризис стали неподъёмной ношей. Когда мы сами снимали офис, то платили за него порядка 600 000 рублей в месяц. По факту мы с 15 марта не работали в офисе на протяжении трёх месяцев. Если бы мы продолжали арендовать помещение, то за это время «на ровном месте» только на аренде потеряли бы около 2 млн. рублей. 

Наши антикризисные рекомендации

Откладывать деньги «на чёрный день». К началу самоизоляции у нас была подушка безопасности, которой бы хватило на 6 месяцев – до сентября. Мы поняли ещё во время кризиса 2008 года: нет финансового запаса – нет опоры и уверенности. Отсутствие финансовой подушки тогда сильно осложнило нам жизнь, после чего мы сделали выводы. 

Набирать клиентов из разных отраслей. В 2008 году большинство наших клиентов были из финансовой сферы, по которой кризис ударил наиболее сильно. И мы за месяц остались без ключевых клиентов. Сейчас мы стараемся диверсифицировать риски. Наши заказчики – компании из самых различных отраслей, при этом среди них довольно много IT-компаний. А эта сфера даже во время кризисов – одна из самых устойчивых. 

Успокоить команду. Наши сотрудники видели, что многие компании в PR-индустрии в кризис отправляли свой персонал на улицу. На форумах, где тусуются рекламисты и пиарщики, все обсуждали, как всё плохо. Конечно, сотрудникам это позитива не добавляет – для них всё происходящее было большим стрессом. Они приходили и спрашивали, что же будет с ними. Поэтому весь март и апрель мы успокаивали людей. «Всё хорошо, мы выживем, не надо впадать в депрессию». 

PR Partner Team

Не только экономить, но также искать варианты заработать. Даже если у компании есть накопления, в кризис всё равно приходится быть экономными. К примеру, нам пришлось несколько уменьшить фонд оплаты труда. У нас зарплаты не самые высокие на рынке, но зато «белые», как и премии. Некоторым сотрудникам мы сократили рабочую неделю до выхода из самоизоляции. При этом я сама не получала зарплату в течение трёх месяцев - с апреля по июнь. 

А вот расходы на маркетинг пришлось серьёзно увеличить, чтобы получать такие же результаты, как ранее. Потенциальных клиентов стало намного меньше, и их привлечение обходится дороже, чем «в докризисную эпоху». 

Чтобы не остаться вообще без доходов, мы перевели нашу работу в онлайн. Сейчас мы проводим для клиентов онлайн-мероприятия. Кроме того, запустили четыре потока онлайн-марафонов, благодаря которым получили выручку около 1 млн. рублей за два месяца. С помощью этих марафонов мы также получили лиды от потенциальных клиентов. 

Сохранять ключевых сотрудников. Команда – это самый ценный ресурс для любого бизнеса. Любой кризис закончится, а набрать слаженную команду будет сложно. Конечно, есть вакансии, которые легко можно закрыть – например, помощник бухгалтера. Но заменить руководителя направления будет гораздо сложнее. Когда функции, которые выполняет сотрудник, являются ключевыми для бизнеса, его очень желательно сохранить. 

Если необходимость в каких-то сотрудниках падает, их можно перевести на другое направление. Например, наша ивент-команда и маркетинговая команда начали заниматься организацией онлайн-марафонов и их продвижением. 

Переосмыслить ценности. Один из моих знакомых говорит: «Когда вы с кем-то начинаете встречаться, надо не в кафе идти, а в поход. Тогда про человека станет всё понятно». Примерно то же самое можно сказать и про кризис. В такое время умирают ложные цели, очищается список коллег и партнёров. Начинаешь понимать, на что готова команда ради общего дела, кто готов прыгать выше головы, чтобы помочь бизнесу, а кто нет. 

Кризисы показывают реальные лица: кто-то начинает «идти по головам», кто-то вести себя нечестно. У нас были такие члены команды, которые в этот момент решили создать ИП, начать работать на себя и увести у нас своих клиентов. Это было не самое приятное открытие, но зато сразу же стало понятно, кто есть кто. 

Поддерживать друг друга. В кризис я поняла ценность предпринимательского сообщества. Большинство предпринимателей оказалось в сложной ситуации. И многие люди, у которых есть свой бизнес, не впали в уныние – они поддерживали друг друга. Это очень ценно. Наши клиенты, являющиеся собственниками бизнеса, поддерживали нас эмоционально и морально. Предприниматели в этот момент смотрели на вещи более оптимистично, чем наёмные сотрудники. Можно сказать, с неубиваемым оптимизмом.

Инна Анисимова

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

21 июля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов