Ритуальная сфера консервативна и в ней редко происходят принципиальные изменения. Но повсеместное распространение технологий не обходит стороной и эту часть нашей жизни. Один из примеров – появление приложения для оповещения жителей Северной Осетии о траурных панихидах. О том, почему его разработчики ориентировались на аудиторию с небольшим опытом использования мобильных продуктов и как это отразилось на дизайне приложения, порталу Biz360.ru рассказала Анна Захарченко, директор IT-компании ASMART.
Анна Захарченко – предприниматель из Омска, директор IT-компании ASMART. По образованию – специалист по связям с общественностью, окончила Омский государственный университет. Будучи студенткой, работала журналистом и PR-менеджером. После окончания вуза вместе с супругом Александром Захарченко основала компанию ASMART, которая занимается созданием, поддержкой и продвижением сайтов, а также разработкой мобильных приложений.
Однажды к нам за разработкой мобильного приложения обратились жители Северной Осетии Давид и Вероника Хадиковы. Их запрос был не совсем обычным, поэтому для начала нужно немного рассказать о традициях этого региона.
Как и во многих других южных регионах, в Осетии очень развиты связи между людьми. Отношения принято поддерживать даже с самыми дальними родственниками и старыми друзьями. Поэтому, если в семье произошло горе, родственники стараются собрать на траурное мероприятие абсолютно всех, кто был неравнодушен к усопшему. На панихиде вполне может присутствовать и тысяча человек: родственники, соседи, друзья, знакомые.
«Извещения о проведении траурных и поминальных мероприятий здесь очень важны», – объяснили Давид и Вероника Хадиковы. Долгое время площадкой для их размещения служила, да и сейчас служит, республиканская газета, в которой печатаются эти извещения.
Но у газеты есть один существенный минус – она выходит не каждый день. Похороны же обычно проводятся через день после смерти человека. В связи с этим возникает проблема своевременной подачи извещения. Именно эту проблему и должно было решить приложение, за разработкой которого к нам обратились Давид и Вероника.
Всё началось с того, что Давиду Хадикову однажды позвонил его друг, живущий за пределами Осетии. У него во Владикавказе скончался тесть. Так как друг мог прилететь лишь на следующий день, он попросил Давида и Веронику помочь с организацией похорон.
Они тут же поехали к дочери умершего и вместе с ней занялись необходимыми в данной ситуации делами: поездки в больницу, оформление справки о смерти, посещение бюро и салонов ритуальных услуг. Время пролетело быстро, и в 17:50 Давид спросил: «А кто-нибудь подал извещение в газету?». Как оказалось, никто этого не сделал.
«Пока мы искали номер телефона газеты, время перевалило за 18:00. Естественно, никуда мы не дозвонились. А это означало, что извещение не будет опубликовано и многие люди, которые должны были вовремя узнать о траурном событии, узнают о нём позднее и, возможно, не попадут на похороны. Кто-то скажет «Есть же телефон – обзвоните!» Но в Осетии невозможно обзвонить всех, кто должен и мог бы присутствовать на мероприятии. Для этого и существуют извещения, так как позволяют охватить крайне широкий круг людей. В общем, у Давида были опасения, что на похоронах будет немного людей. Так и получилось», – вспоминает Вероника.
Так возникла идея мобильного приложения для извещения о гражданских панихидах. Наши клиенты провели исследование, чтобы узнать, как на эту идею смотрят люди. Было опрошено свыше 500 человек. Результат: большинство выступило «за» такой способ подачи и получения информации. От будущих пользователей было получено множество ценных пожеланий.
Наши клиенты выявили проблему – распространение извещений о кончине через газету не всегда удобно. И предложили своё решение – мобильное приложение «Гражданская панихида извещения».
К моменту обращения в ASMART у Вероники и Давида уже сложилось определённое видение будущего продукта. Мы получили наброски экранов приложения, нарисованные ими на бумаге. В процессе работы прототипы были улучшены и дополнены. Мы постоянно получали обратную связь от владельцев продукта и будущих пользователей, совершенствуя решения.
Основная аудитория приложения – люди старше 50 лет, у которых мало опыта взаимодействия с цифровыми продуктами. Это обязательно нужно было учесть при проектировании дизайна.
Кнопки и тексты мы постарались сделать достаточно крупного размера, исключили управление жестами. Минимизировали использование иконок: оставили лишь привычный значок поиска и бургер-меню (иконка из трёх горизонтальных линий – прим. редакции). Управлять приложением можно с помощью кнопок, для каждой из которых прописано её назначение. Основные элементы имеют высокий контраст и видны даже людям с нарушениями зрения.
Рекомендация: принимайте решения, ориентируясь на будущих пользователей. Для этого есть множество различных методов исследования и тестирования. И помните главное: вы делаете продукт не для себя, а для целевой аудитории.
Сначала пользователю нужно зарегистрироваться в приложении. Далее он попадает на экран со всеми извещениями. Извещения можно фильтровать по региону, искать по фамилии, сортировать по дате. Предусмотрена вкладка для извещений о годовщине и о сороковом дне со дня кончины.
Извещения создаются по специальным шаблонам, чтобы все они имели единый формат. Поля подсказывают пользователю, какую информацию нужно указать.
Каждому извещению любой желающий может оставить соболезнование: от себя лично, от коллектива, от организации, от друзей, от одноклассников или однокурсников. Они также имеют свои шаблоны.
Информационный раздел «Важные контакты» поможет найти ритуальное агентство и другие услуги. Или разместить своё объявление за небольшую плату. Статусы таких объявлений можно отслеживать в отдельном разделе.
Разработка приложения началась до февраля 2022, а вот публикация пришлась на время жёстких санкций, в том числе и от Google Play и AppStore. Наши клиенты, разумеется, начали беспокоиться. Мы пообещали, что сделаем всё возможное для публикации приложения.
А ещё рассказали об альтернативных способах решения проблемы: создание сайта вместо приложения и использование отечественных сторов для Android. В результате приложение было загружено в Google Play и AppStore, но и сайт у проекта тоже появился, на всякий случай.
Рекомендация: следите за рынком и за ситуацией в мире. Всегда имейте план «Б», а лучше ещё «В», «Г» и «Д». Будьте готовы вовремя отреагировать и подстроить бизнес под обстоятельства.
Технической поддержкой приложения занимается ASMART, а контроль за продуктом сейчас осуществляют Вероника и Давид. Им пришлось изучить много тонкостей, связанных с оплатой и законодательством: регистрация ИП, работа над патентом товарного знака, работа по привязке к приложению банковских услуг, обучение использования электронной цифровой подписи и установка программ, связанных с электронной онлайн-кассой. И мы старались помочь на каждом этапе.
Основная цель приложения в настоящее время – привлечь внимание населения. И у наших клиентов получилось это сделать: люди активно в нём регистрируются и дают обратную связь.
С момента запуска мы уже сделали множество улучшений. На очереди – идея добавления изображений при подаче объявлений в разделе «Важные контакты» и отдельный экран соболезнований, не привязанный к подаваемым извещениям.
Рекомендация: когда продукт запущен, работа только начинается. Просто взять паузу не получится. Если приложение не развивается – оно долго не продержится. Получайте обратную связь, учитесь слышать своих пользователей, генерируйте и тестируйте новые идеи. Успешный продукт – это всегда непрерывный кропотливый труд.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».