Рубрики:

Мама Карло: как устроена мастерская авторской скульптуры

Прочтёте за 6 мин.

Художник из Барнаула Инга Бутина талант и призвание конвертировала в успешный арт-бизнес

IT-инструменты, которые использует Инга Бутина

  • Joomla
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Одноклассники

Как правило, художник и предприниматель с трудом уживаются в одном человеке. Инге Бутиной, скульптору и дизайнеру из Барнаула, удалось подчинить себе это противоречие и сбалансировать собственные художественные и деловые компетенции: уже 20 лет она успешно сама продаёт свои произведения – скульптуры из кедра, картины и сувениры. О том, что пользуется спросом на арт-рынке, как важно попасть на «радары» к коллекционерам и почему она не боится конкуренции, Инга Бутина рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Инга Бутина, 42 года, художник, дизайнер, автор оригинальной интерьерной скульптуры из кедра. Отец - скульптор-монументалист, мама - художник-керамист. Дедушка Инги был скрипичным мастером, прадед содержал иконописную мастерскую. Образование: Новоалтайское художественное училище и АлтГТУ им. Ползунова (отделение архитектуры и дизайна). Замужем, двое детей.

Инга Бутина

«Мне удалось найти свой стиль»  

Я с детства знала что буду художником – в два года у меня уже было больше двух тысяч рисунков. Наверное, призвание родилось раньше меня, ведь я из творческой семьи. 

Так получилось, что свой материал - дерево - я тоже выбрала довольно рано, и до сих пор им очарована. Оно тёплое и живое. Конечно, я разноплановый человек, занимаюсь и живописью, и графикой, но всё-таки скульптура - главное. Это моя природная тяга ко всему объёмному, трехмерному, тому, что можно потрогать. 

Почему мои работы нравятся людям? Деревянные скульптуры - это больше чем предметы интерьера; это талисманы, которые сохраняют и энергию дерева, и частичку души художника. 

Я считаю, что мне удалось найти свой стиль, мои работы узнаваемы и, как я неоднократно слышала, ни на что ни похожи. Я работаю в сложном переплетении скульптуры, живописи и даже мистики с психологией.

Инга Бутина, «Фея» 

Увлечение Африкой 

Свою первую работу, которая нашла покупателя, я сделала в 14 лет - это был торс из дерева. Мама без моего ведома отправила её на международную выставку в Германии. И мою работу купили. За сколько - не помню, у нас в семье вообще не принято обсуждать гонорары. 

Потом я поступила в Новоалтайское художественное училище. И мы, конечно, все сразу стали подрабатывать (несмотря на то, что при поступлении всех строго предупредили, что этого делать нельзя): кто заборы красил, кто вагоны разгружал. Я продолжала делать свои скульптуры. 

И тут опять мама сыграла ключевую роль, сказав, что некоторые из них можно попробовать выставить на продажу в барнаульском «Художественном салоне». Правда, администрация салона имела другое мнение: мне сказали, что такое продаваться не будет - это были работы из некрашеного дерева в непривычном минималистическом стиле. В общем, раз шесть пыталась туда свои работы пристроить, их не брали, но я очень упёртая, и в конце концов своего добилась. А уже через пару недель они стали хорошо продаваться и даже появился дополнительный спрос. 

Потом, я «заболела» Африкой - и в середине 90-х начала делать фигурки африканцев. Это было чисто интуитивно, меня просто пленяли люди этого континента - их оттенок кожи, пропорции. «Африканцев» своих я тоже стала реализовывать через салон. Кстати, сначала реакция многих покупателей была негативной - якобы в этом есть что-то чертовское. Но потом отношение изменилось на прямо противоположное, их стали покупать. Причина, на мой взгляд, простая - чёрные вещи потрясающе смотрятся в любом интерьере.

Инга Бутина, «Африканка» 

Таких скульптур я сделала огромное количество - даже боюсь предположить, сколько именно. И, уж, конечно, мысли о том, чтобы как-то нумеровать и вести учёт, как, по идее, нужно поступать с предметами искусства, в голову не пришли. 

«Я не ощущаю конкуренции» 

Я считаю, что сейчас правильная позиция для человека, который хочет сделать бизнес из своего творчества - это найти собственное узкое направление, придумать оригинальную идею, и бесконечно в ней совершенствоваться. От классно сделанной работы всегда приходишь в востог! Сегодня люди хотят обладать уникальными вещами - и готовы платить за это.  

Любая вещь, сделанная безупречно, обязательно будет оценена покупателями, неважно что это - туфли, сумка или скульптура. 

Я не ощущаю конкуренции, сейчас объясню, почему. Во-первых, тот, кто делает что-то оригинальное, уже не боится, что его начнут копировать. Даже если начнут - ничего страшного, благодаря интернету покупатели всегда найдут настоящего автора. Поэтому у всех высокопрофессиональных производителей всегда есть заказчик. 

Во-вторых, на рынке эксклюзивных вещей нельзя быть любителем, это место профессионалов и перфекционистов. Нужно, как минимум, базовое образование. Конечно, сейчас время хобби, люди тратят кучу сил и денег, чтобы научиться делать кукол или украшения из бисера. Но можно ли сделать это хобби бизнесом и профессией - большой вопрос. 

Ну, и, в третьих, выбранное мной направление трудное - требуется и физическая сила, и много терпения. 

Эффект живой кожи 

Я вырезаю примерно по одной работе в день - и в таком темпе работаю лет 20. Но, чтобы скульптура была готова, нужно недели три работы, ведь требуется троекратная шлифовка дерева, чтобы был нужный эффект поверхности. Ещё нужно сделать несколько слоев покрытия, чтобы дерево закрыло все поры. И только потом начинается художественная роспись.

Важным моментом в моих работах было и остается достижение «эффекта живой кожи», чтобы к скульптурам хотелось прикоснуться.

Инга Бутина, «Похищение Европы» 

Кедр стоит очень дорого, я сама тщательно выбираю все материалы, езжу по лесопилкам. Тут ведь много тонкостей - в идеале дерево должно быть не переопылённое. Поэтому, обычно, сначала нахожу лес-кругляк, потом ищу сушилку - естественную, а не высокочастотную - потому что иначе структура дерева меняется. 

Кедр - самый капризный из всех поделочных видов древесины. Конечно, эта такая алтайская фишка, но хочется поработать и с другими материалами - буком, дубом, красным деревом.

Мы покупаем максимально качественные покрытия, я посещаю все мастер-классы, слежу за новинками. Для деталей тоже используются только натуральные материалы - кожу, мех, бисер. Ну, кроме волос, конечно - с человеческим волосом я бы не смогла работать, поэтому закупаем очень качественный искусственный волос. Все поставщики - проверенные, со всеми работаем по много лет.

Инга Бутина, «Летний вечер» 

Про цены 

Минимальная цена на мои скульптуры – 4500 рублей. Последние пять лет я цены не поднимала, но, если честно, собираюсь это сделать сейчас, потому что стоимость  материалов за последнее время выросла в два-три раза. Я ещё успела купить пиловочник  по 20 000-25 000 рублей за кубометр, а сколько будет стоить следующая партия - даже боюсь предположить. 

Ценообразование в нашем деле - очень сложная тема, поэтому на каждую работу цена устанавливается индивидуально в зависимости от разных факторов: сил, времени, моих личных ощущений от работы и заказчика. Разумеется, есть минимум, ниже которого я не могу опустить цену - его диктует стоимость материалов. 

Но я принципиально не выставляю на сайте цены, каждый раз этот вопрос решается индивидуально.  

Маркетинг и продвижение  

Я работаю на заказ, но у меня всё происходит немного не так, как у других. Обычная схема: приходит заказчик к художнику, говорит - хочу такую-то вещь, и художник начинает делать. У меня же так: появилась идея, и я всем заинтересованным лицам сообщаю - готовлю такую-то коллекцию. И покупатели записываются на её приобретение - обычно месяца за три всё расписано. 

Коллекция - это примерно десять работ, когда она готова - я её фотографирую и выставляю на свой сайт и на мои страницы в Facebook, «Вконтакте», «Одноклассники», рассылаю  потенциальным заказчикам. Часть раскупается сразу, на оставшуюся спустя какое-то время делаю скидки. 

Мне помогает «сарафанное радио» - многие покупатели благодарно выкладывают свои приобретения в сеть, и так обо мне узнают друзья, друзья-друзей, и так далее. 

Инга Бутина

Можно сказать, что сейчас у нас семейный бизнес. Мы с мужем объединили наши направления. У Владимира есть компания - «Творческая мастерская Б2», которая занимается дизайном интерьеров, торговым торговым оборудованием и - в том числе - продвижением моих работ, в ней я работаю дизайнером. 

«Женщины не наигрались в куклы» 

Многие художники не умеют продавать свои работы. Я же необычна тем, что являюсь художником, который интересуется техникой продаж. Продавать, конечно, сложно, но я не делаю слишком активных шагов и никогда ничего не навязываю: полагаюсь на интуиции - свою и чужую. Пусть человек сам поймет, что ему нужно, и сделает выбор. И ещё, наверное, за столько лет работы с заказчиками я стала хорошим психологом - понимаю, что нужно человеку. 

Была история, когда ко мне пришла женщина, очень надломленная и грустная. Конечно, можно было её ни о чём не спрашивать - ну заказчик и заказчик. Но я так не могу - в общем, разговорились. Она сказала, что хочет изменить свою жизнь. Я сделала ей фигурку девушки, которую несёт ангел. Говорю - в вашей жизни обязательно появится такой человек. Самое удивительное, что так потом и случилось! 

Как говорила Коко Шанель, нужно стремиться сделать такое платье, чтобы оно изменило чью-то жизнь - вот этим я и руководствуюсь. 

У меня покупают эмоции. Есть девушка из Томска, которая регулярно - примерно раз в месяц - приобретает мои работы. И так уже много лет, у неё очень большая коллекция. Я её спрашиваю: «Зачем тебе это надо?»; отвечает, что каждая фигурка - это сильные позитивные ощущения, которые она больше нигде не получает. 

Я заметила интересную вещь: женщины, которым 40-50 лет, не наигрались в куклы в своём детстве и компенсируют это сейчас. 

Большая доля покупателей - это коллекционеры, влюблённые в кукол, и в мои работы. Причем относятся к ним почти как к людям. Хобби - это же такая вещь, начинаешь, а потом уже не можешь остановиться.

Постоянные покупатели, которые годами берут мои работы в свои коллекции - это человек пятьдесят, наверное. У меня был удивительный случай в Белокурихе, когда ради того, чтобы купить мою работу (достаточно дорогую), человек отказался от путевки в санаторий.

Инга Бутина, «Амазонка» 

Ещё одна категория покупателей - те, кто ищет интересные статусные подарки. Но, кстати, такие люди часто в итоге приобретают что-то ещё и себе. 

Довольно многочисленная группа клиентов - это бизнесмены, которым нужно интересная интерьерная деталь в офис или бутик для привлечения покупателей: так, мои скульптуры брали в ювелирный магазин, для отдела головных уборов я делала на заказ такие интересные головы. Кстати, это довольно эффективный приём привлечения клиентов, но пользуются им почему-то немногие.

О сезонности, сувенирах и посредниках 

У меня есть ещё такая ниша, как сувенирная продукция, в которой, я конечно, тоже проявляю себя как художник, но прислушиваюсь и к мнению заказчиков: это разные фигурки домовых, символы удачи и т.д. Часть работ реализуют мои партнёры в Белокурихе, которые устанавливают свои цены. 

Вообще, как ни странно, сувенирная продукция представительского класса, которая символизировала бы Барнаул и Алтайский край – это довольно свободная ниша. Вот, сейчас я делаю на заказ коллекцию работ по мотивам Колывани и камнерезного производства.

С среднем за месяц я продаю от четырёх до десяти работ. Конечно, в нашем деле есть сезонность - высокий спрос в новогодние праздники, на 23 февраля и 8 марта, и, как ни странно, в мае: на День Победы многие подарки покупают, и ещё, так получилось, что у большинства моих знакомых день рождения в мае. А летом начинается сезон туризма и приходят заказы из Белокурихи. Но со следующего года я планирую изменить этот график, чтобы активнее выставляться, также хочу постепенно отказаться от услуг посредников, и самой на прямую работать со всеми заказчиками.

Инга Бутина, «Шоколадка»

Несколько лет назад была одна очень неприятная история. Меня нашли люди из Новосибирска, вроде приличные, купили коллекцию моих работ... А потом выставили их в Москве под моим именем, но без моего ведома. И, главное, сделали просто фантастическую накрутку - мне потом звонили покупатели и жаловались. Конечно, ничего особенно продать им не удалось, работы увезли обратно в Новосибирск. Там хранили скульптуры в каком то гараже, ну и вещи испортили – они стали трещать, это же дерево, его надо правильно хранить. В итоге эти товарищи стали активно наседать на меня, чтобы я выкупила свои работы. Но я не стала - это была оскорбительная для меня история. 

Что дальше 

В следующем году в Москве в «Гостином дворе» собирается огромная выставка кукольников со всего мира. Это будет мой дебют (хотя я всё-таки считаю свои работы не куклами, а интерьерной скульптурой). Но это важный этап для меня - я хочу в будущем как можно больше ездить по выставкам. 

Сейчас я в таком возрасте, что невольно думаешь, а успеешь ли ты реализовать все свои идеи, у меня их так много! В общем, хочется больше сосредоточиться на творчестве: сократить количество скульптур, но делать более эксклюзивные вещи.

Ещё в планах, как бы это громко ни звучало, открытие собственного Дома. Ну, как дома мод бывают. Потому, что уже настал момент: пора делиться накопленным опытом, ко мне очень часто обращаются желающие брать мастер- классы. Ещё хочу открыть небольшой магазинчик. 

Иногда мне хочется отдохнуть от скульптуры и тогда я занимаюсь другими видами искусства.  Недавно стала делать эскизы ювелирных изделий - пока только для себя. Я обожаю украшения, но мне редко что-то нравится. И вот мастер-ювелир сделал комплект специально для меня. Тоже самое с одеждой - сейчас хочу заказать портнихе гардероб по своим эскизам. Я вообще люблю всё делать руками - готовить люблю, травы собираю. 

Обожаю автомобили - с 16 лет у меня права, есть автомобиль, и я кайфую, когда за рулём. И вообще дорогу люблю, с удовольствием поучилась бы экстремальной езде. Ещё одно хобби - мотоциклы, просто болею мотогонками! Это я в в папу пошла. Ему моя сестра недавно подарила японский мотоцикл, на котором я очень хочу покататься. Но, поскольку мы живем в разных городах, планирую сделать это попозже. 

Вообще, я пока только лелею мечту о путешествиях, потому что сейчас, к сожалению, у меня такой плотный график и столько надо всего успеть, что на это времени почти не остаётся.  Обычно отдохнуть больше трёх-четырех дней подряд я не могу себе позволить.

Инга Бутина, «Гадалка»

Читайте также:

Как устроена небольшая ювелирная компания.
Как устроена небольшая компания по производству модной одежды.
Как устроено парфюмерное ателье по созданию индивидуальных ароматов.

05 августа 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов