Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям: как заработать на мобильных приложениях для детей и взрослых

Прочтёте за 7 мин.

«Миллионы скачиваний – это ещё не деньги»

IT-инструменты, которые использует Олег Демьянов

  • Xcode
  • Unity 3D
  • Redmine
  • Visual Studio

Олег Демьянов по образованию – инженер оптико-электронных систем и специалист по огранке бриллиантов. Но настоящее своё призвание он нашёл в программировании и предпринимательстве. Как-то он дал своему годовалому сыну телефон – «поиграться». Но доигрался в результате сам Олег – теперь он руководитель компании, разрабатывающей мобильные приложения для детей и взрослых. О том, как помогать людям решать повседневные проблемы и что нужно, чтобы стать партнёром Disney, порталу Biz360.ru рассказал основатель компании Whisper Ats Олег Демьянов. 

Досье

Олег Демьянов, 36 лет, предприниматель из Смоленска, основатель компании-разработчика мобильных приложений  Whisper Arts. С детства увлекался программированием. В смоленском филиале Московского энергетического института изучал сначала оптико-электронные системы, затем обработку бриллиантов. По окончании вуза два года служил в армии офицером. После увольнения в запас связал свою жизнь с IT. Компания Whisper Arts основана в апреле 2014 года. На сегодня у мобильных приложений, разработанных Whisper Arts - более 22 млн. скачиваний.

Олег Демьянов

Институт, бриллианты, армия

Многие предприниматели мечтали о собственном бизнесе едва ли не с детства. Олег Демьянов – не из их числа. «Такого, чтобы я всегда думал, какой бы бизнес открыть, не было», – признаётся он. Вместо бизнес-схем его тянуло совсем к другим схемам.  

«Ещё в школе увлекался программированием. Мой первый компьютер - Commodore 64, на нём я пытался программировать на бейсике. Потом был Intel Pentium 75. Я использовал его, конечно же, больше для игрушек, но и программировал на Delphi и Pascal, в олимпиадах по информатике участвовал. Разбирался в компьютерах, всё время что-то переустанавливал, чинил», – вспоминает Олег.  

По окончании школы поступил в смоленский филиал Московского энергетического института. Правда, специализация была далека от программирования – первые три курса изучал оптико-электронные системы, а на четвёртом-пятом занялся лучшими друзьями девушек – бриллиантами . 

«В Смоленске находится самая крупная в Европе фабрика по огранке бриллиантов «Кристалл», более трёх тысяч сотрудников. Нас восемь человек отобрали, и я учился на инженера по обработке бриллиантов. Гранил бриллианты, знаю, как оценивать их по цвету, форме…» – ностальгирует Олег. 

Олег Демьянов 

Днём он гранил брильянты, а вечерами шлифовал навыки программиста. «В 2000-м году в институте увидел объявление: «Приглашаются Java-программисты, обучение бесплатное, на удалёнке». В Смоленске тогда никто Java-программированием не занимался. Пришло человек тридцать, после трёхмесячных тестов и заданий осталось трое. И мы начали программировать первые игры на Java, ещё не под смартфоны, а под кнопочные телефоны. Вот это было моё первое знакомство с программированием под мобильные платформы...», – вспоминает Демьянов.  

Но и тогда он не подумал: «А что, если…» Вместо этого по окончании вуза Олег на два года, офицером, пошёл служить в армию, а вернувшись, стал работать менеджером проектов в web-студии – сначала в Москве, потом – в Смоленске. В общем, ничто не предвещало…  

Начнём с «Азбуки»

В 2009 году у Олега родился сын. Через год он потянулся к телефону. Олег понял, что для годовалого ребёнка в телефоне нет ничего подходящего. А точнее, не было ничего адаптированного на русский язык. Пришла идея сделать простое приложение «Азбука».  

«Как раз появились андроид-телефоны, а приложений на русском языке для них не было. Я работал в IT-компании, мой брат Артём изучал Java. Мы решили попробовать. Вместе сделали первое приложение. Мой друг Василий Чуранов помог с дизайном. Так появился наш первый продукт – «Азбука».

    

«Цели зарабатывать не было. Но мы выложили его в store. К нашему удивлению довольно быстро произошла первая покупка. Из Швейцарии! Мы удивились, даже запаниковали – зачем ему программа на русском?! Сейчас запросит возврат денег! Но денег назад никто не потребовал, и уже от других покупателей мы стали получать отзывы: «Классное приложение», «Выпускайте ещё», «Купим всё, что угодно, только делайте классный контент». И мы решили, что в свободное от работы время будем что-нибудь подобное делать…» – вспоминает Олег. 

Бизнес-идеи от сына и жены

Установив «Азбуку» на телефон, Олег дал его сыну. В конце концов – для кого всё делалось?!  

«Взял назад – а у меня какие-то звонки, смски, иконки местами переставлены… То есть, пошалил ребёнок. Я понял, что это будет проблемой. И мы решили сделать защиту, при которой ребёнок не сможет в телефоне выйти за пределы определённого пространства. Есть рабочий стол, на который вынесены приложения для ребёнка, а ко всему остальному он доступа не имеет...» – из этой цепочки размышлений появилось приложение Kid’s Shell

«Kid’s Shell – это программа, при которой ребёнок управляет только своими приложениями, а все остальные действия блокируются. Он не сможет ни позвонить, ни отослать смс, ни установить сторонние приложения. Мы разрабатывали его как защитную оболочку. Но потом поняли, что многие родители, покупая телефон ребёнку в первый класс, также ставят Kid’s Shell. И мы улучшили функции так, чтобы можно было звонки принимать. Постоянно дорабатываем оболочку. Сейчас эта программа достаточно популярна», – рассказывает Олег Демьянов.  

Выпустив «Азбуку» - приложение по изучению русского алфавита, предприниматель решил, что следующее приложение должно учить детей считать. Так появилось приложение «Математика и цифры». Затем – приложения для обучения формам и цветам. Сын рос – росла линейка приложений. 

Демьянов Team 

«Сын – и наша целевая аудитория, и фокус-группа. Мы понимали: что интересно ему, будет интересно и другим детям его возраста. Из одних приложений сын вырастал – придумывали другие. Мы видели, чем ребёнок интересуется, какие книжки читает, на эти темы стали выпускать журналы. Подсматривали за сыном. Это выросло в серию образовательных приложений «Занимашки», мы назвали это детским журналом. «Занимашки» созданы как конструктор, позволяющий в одном приложении иметь несколько приложений на различные тематики, чтобы и пользователи могли изучать различные темы: времена года – зима, весна лето, осень; животные – домашние, дикие…» – рассказывает Олег. 

Детские программы появились в ответ на потребности сына. Но Олег видел, что и у других категорий пользователей есть потребности. «Когда родился сын, жена Галина кормила грудью, и я видел, как она записывала на листочке, какой грудью кормила, когда – ночью, днём… Я подумал – почему бы не написать приложение по учёту кормления? Базовая версия была готова как раз к рождению дочери, и мы от Гали получали отзывы, что и где улучшить, подправить. И запустили…» 

Whisper Arts 

С этого началась линейка мобильных приложений для взрослых. «Грудное вскармливание» разошлось по миру. Больше всего скачиваний – в России, США, Европе, Бразилии. Сейчас это полноценный трекер по учёту активности ребёнка. Кормление грудью, внесение прикорма - это приложение тоже учитывает. Приложение разрослось, можно учитывать смену памперсов, сон, сцеживание молока и много чего ещё».  

«Что было у вас в голове?!»

Если сначала Олег полагал, что сможет делать мобильные приложения в свободное от основной работы время, то через два года уже неясно было, какая же работа основная. Приложения требовали всё больше времени, но и денежные поступления становились всё серьёзнее. «Когда мы увидели, что доход от приложений позволяет покрывать затраты на зарплату, стало ясно, что надо выбирать. Сначала со своей работы ушёл Артём. Потом и я», – рассказывает Олег.  

В апреле 2014 года они зарегистрировали компанию «Виспер Артс» (в юридических документах название пишется по-русски). Пытаться перевести это название бесполезно – по признанию Олега, оно ничего не значит. Но для зарубежных коллег это звучит естественно и интригующе. «Однажды участвовали в выставке. Женщина спрашивает: «Как называется ваша компания»? «Whisper Arts». «И что у вас в головах было, когда вы это придумали?!» Я даже не нашёлся, что ответить», - смеётся Олег. 

Whisper Arts Team 

В 2015 году Whisper Arts для оптимизации рабочих процессов разработала платформу Edugame Creator. Как поясняет Олег: «Она позволяет без знания языков программирования быстро собирать интерактивный контент для представления его в мобильном виде. Менеджер готовит задание, дизайнер готовит дизайн, потом можно это всё нарезать, визуально расставлять, и, не написав ни строчки кода, получить интерактивные игры – найди пару, соедини элементы, найди пропавшую часть, нарисуй, дорисуй. Как в детских бумажных журналах». 

Наличие такой платформы позволило существенно облегчить техническую сторону разработки приложений. Но имеется ведь ещё и творческая сторона. Детское приложение – это всегда история. Которая, к тому же, должна быть наглядной, увлекательной, яркой и много ещё какой. Герои, ситуации, сюжет – это всё надо придумать. Первые номера журналов и задания помогла придумывать жена дизайнера компании Василия Чуранова - Юлия.  

«Технические возможности позволяли делать продукт за неделю. Но на то, чтобы придумать и нарисовать новый контент, уходил месяц. Мы поняли, что с этим что-то надо делать». – рассказывает Олег Демьянов. Кому первому пришла мысль на миллион, неизвестно, да это уже и неважно. Главное – пришла! Компаньоны решили не придумывать контент сами – они пошли к тем, у кого этот контент есть.   

 

«Первым нашим партнёром стала смоленская компания «Юнилайн» (издательство, выпускающее журналы и газеты, в том числе детские – прим. редакции). Мы пришли к ним, рассказали о нашей платформе и решили запустить совместное приложение. Бумажный журнал сколько-то лет назад вышел, остался только в библиотеках и в архивах у детей. А мы его заново выпустили, но в мобильном формате. Придали новую жизнь старому контенту. Сейчас выпущены приложение «3/9 царство» – 24 номера журналов внутри, серия «Непоседа» - тоже около десяти номеров», – рассказывает Олег.

Затем Whisper Arts договорилась с издательством «Открытые системы» с журналом «Понимашка», компанией «Смешарики», а в декабре 2015 года – с российским представительством. «Привлекать последующих партнёров было уже проще, имея на руках готовый проект с издательством» - говорит Олег.  

Серия интерактивных образовательно-развлекательные журналов стала быстро расширяться. С Disney выпустили мобильные приложения «София Прекрасная Disney. Журнал», «Тачки Disney/Pixar. Журнал», «Мир Принцесс Disney. Журнал» и «Самолёты Disney. Журнал». 

Whisper Arts 

Тут самое время прояснить вопрос – если ребенок с головой уйдёт в приложения, то найдется ли в его мобильном мире место для родителей, друзей, школы? 

«То, какие книжки будет читать ребенок до шести лет и в какие игры играть, полностью зависит от родителей. Родители должны определиться: они хотят заниматься с ребёнком, или хотят, чтобы ребенок им не мешал? В зависимости от этого будет выбран контент. Наши детские мобильные приложения подразумевают, что родители занимаются вместе с детьми. Не так, что ты дал телефон ребёнку, и он играет. А вместе: ты садишься с ним и вы вместе изучаете какую-то тему. Я рассматриваю наши приложения не как убийство времени, а как время, проведённое с толком. Ребёнок узнал что-то полезное, и ты ему в этом помог. Это то же самое, как читать с детьми книжки. Общение в новом формате – я к этому так отношусь» – поясняет Олег Демьянов.  

Скачивания – это ещё не деньги

Сейчас в компании десять сотрудников. Кадры растили сами - объявили отбор среди студентов, провели конкурс. Победителей приняли на работу и теперь это – костяк компании. Все работают в одном офисе. Олег считает, что работа на «удалёнке» не так эффективна. 

«Офис организует. Иногда приходит супер-идея. В офисе можно быстро собраться, обсудить. Это проще. Однажды у нас не было света, и мы несколько дней работали по домам. Уже на второй день все стали выть – хотим общения. Так что у нас только один удалёнщик – дизайнер, потому что она в декрете, но всё равно, улучив свободную минутку или день, с удовольствием приходит в офис», – говорит Олег Демьянов.

Whisper Arts Team 

Реализация продуктов идёт через самые известные площадки – Google Play и App Store. «Чтобы выставить там свой продукт, надо выполнить определённые требования, но в целом попасть на эти площадки нетрудно. На App Store вы платите 100 долларов в год. В Google Play платите разово 25 долларов за регистрацию аккаунта.  

Тот, кто думает, что достаточно выложить приложение и можно забыть о нём – ошибается. Каждые полгода-год появляются новые требования торговых площадок, выходят обновления операционных систем. Старые приложения приходится апгрейдить, делать совместимыми. Недавно в Европе вышел закон о защите персональных данных GDPR, и мы должны ему следовать, т.к. наши приложения сейчас можно скачать везде», – рассказывает Олег.  

Если говорить о цифрах, то они таковы. Компанией создано около 50 приложений, внутри которых интерактивные журналы - от нескольких штук до пятидесяти, как в приложении «Занимашки». Программы смоленской компании скачали более 22 миллионов раз по всему миру. На обывательский взгляд это, конечно, гигантская цифра. Но… 

Whisper Arts 

«Скачивания - это ещё не деньги. - поясняет Демьянов. - Приложения бесплатны. Покупатель платит за дополнительные функции или дополнительный контент (бонусные игры, отключение рекламы и т.д.). Это стоит от 1 до 5 долларов. С продажи платится налог, магазин также удерживает свою комиссию. В результате если приложение стоит, условно говоря, доллар, то разработчику в лучшем случае остаётся чуть больше полдоллара».

Выручка компании в 2014 году, при начале официальной деятельности, составляла 2,3 млн. рублей. В 2016 году она выросла почти до 6 миллионов. На конец 2017 года выручка составила 5,4 млн. рублей.  

Считается, что родители на детях не экономят, но, например, практика Whisper Arts показывает, что детские приложения сейчас приносят гораздо меньше денег, чем взрослые. Чтобы удержаться на гребне денежной волны, Whisper Arts ищет новые возможности. 

«Мы понимаем, что приложением «Грудное вскармливание» мама будет пользоваться год-полтора, пока ребёнок не подрастёт. Чем её удержать? Опять на помощь пришли дети и жена. Дети болели. Вот у нас в семье жена всех лечит. Как запомнить, кому какие лекарства давала, как не забыть напомнить, чтобы вовремя выпили? Всё опять велось на блокнотиках. Так родилась идея приложения Mr. Pillster – это такой напоминатор о приёме лекарств. Можно завести профиль, кому какие таблетки давать, расписание».

Whisper Arts 

«Запустили, думали, что пользователями будут мамы, а когда посмотрели статистику, оказалось, что активно пользуются и мужчины от 50 и старше. Аудитория мам от 25 и старше, и аудитория мужчин от 50 и старше. Вот так наши приложения появляются» - это секреты бизнес-стратегии от Олега Демьянова.  

Есть нюансы

Рынок мобильных приложений – весь мир. Но с миром надо говорит на его языке, как в переносном, так и в самом прямом смысле. Из Бразилии пишут на португальском - а откуда в Смоленске переводчик с португальского? 

«Сейчас в нашей ежедневной почте только около тридцати процентов писем на русском. Если письмо не на русском и не на английском, мы пропускаем его через гугл-переводчик. И ответ пропускаем через переводчик. Клиенты в основном понимают, что мы хотим сказать. А что не понимают – переспрашивают», – иронизирует Олег. 

Олег Демьянов 

Как оказалось, даже ко времени есть вопросы. «Одна мамочка из Америки написала нам: сделайте приложение не в военном формате времени 24 часа, а как в США привыкли – a.m., p.m. После этого мы поняли, что к этому надо относиться очень внимательно. Формат времени в разных странах может писаться по-разному – где-то через точку, где-то через двоеточие. Недели начинаются по-разному – у нас с понедельника, а у кого-то с воскресенья. А есть же ещё меры веса! У нас граммы, а у кого-то унции. Нюансов много. Мы стали учитывать эту специфику».  

Команда проекта

Олег Демьянов убеждён, что без поддержки близких и партнёров проект Whisper Arts не был бы тем, кем сейчас является. «Мы остаёмся маленькой, но амбициозной командой. Whisper Arts - это не я один. Я очень рад, что многие с нами остаются уже много лет. Мой брат Артём в настоящий момент является техническим директором компании и главным архитектурным проектировщиком всех приложений. Для самых безумных наших идей находит элегантные методы воплощения (конечно же, поворчав, что это сделать невозможно и сложно). Сейчас растит и воспитывает программистов внутри компании.  

Василий Чуранов, партнёр, всегда помогает советом, идеями, взглядом со стороны и полезными контактами. Виталина Боброва с нами фактически с самого начала, пришла в компанию студенткой, проработала на всех должностях - от создания контента до тестирования приложений. Теперь она менеджер такого уровня, что на неё можно оставить офис на несколько месяцев и спокойно уехать например на акселератор. Жена Галина – менеджер проектов, ведёт и запускает новые приложения Whisper Arts. А ещё она - голос детских приложений компании.

Whisper Arts Team 

Первые приложения озвучивались поздно вечером в домашних условиях, когда дети уже спали. Теперь у нас профессионально оборудованное место для озвучивания с микрофоном, держателями, фильтрами и примочками для качественной записи голоса. Хочу, чтобы все, кто к нам недавно пришёл, оставались членами нашей команды на долгие годы».  

«Мы строим экосистему» 

Сейчас, спустя девять лет, Олег Демьянов готов сформулировать свои фундаментальные принципы. 

«Недавно мы побывали на большой конференции SLUSH в Финляндии. Там выступал президент Nokia, он говорил об отношении к делу предпринимателя и наёмного сотрудника. Он сравнил предпринимательство с владением машиной. Для наёмного сотрудника прийти в какую-то компанию на работу – это как взять машину напрокат. Поездил, не понравилась, сдал, взял другую. А если ты предприниматель – это уже твоя машина. Как ты будешь к ней относиться, так она будет ездить. Эта фраза мне запала. 

С какого-то момента и у меня отношение к предпринимательству поменялось. Ты занимаешься своей машиной. Улучшаешь обстановку в офисе. Делаешь уют и комфорт в нём. Мы недавно перешли на новые мобильные рабочие места, установили по два монитора у сотрудника, чтобы комфортнее работалось, SSD-диски… 

Приложения для нас - это не единица продукции. Мы строим экосистему мобильных приложений. По детским приложениям мы покрываем все возрасты - от 2 до 12 лет. От простых – азбука, математика, до изучения английского языка, а посередине огромный пласт интерактивных журналов. То же самое касается взрослых приложений. 

Мы стараемся сделать приложения, которые бы пользователь запускал не один раз, а которые помогали бы ему решать его ежедневные проблемы и заботы. Так появились «Грудное вскармливание», «Учёт лекарств», находятся в разработке новые приложения (о которых пока не скажу), которые будут полезными для пользователей. Двигаясь вот таким способом, мы строим экосистему для комфортного существования детей и взрослых». 

Олег Демьянов


Читайте также:

Впасть в детство: как приложение Hello Baby пробивает дорогу в США и Европу.
В виртуальную реальность с головой: как заработать на высоких технологиях.
Все цвета Radugadesign: как заработать на масштабных мультимедиа-шоу.

14 января 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов