Как заработать на украшениях из стекла

Прочтёте за 4 мин.

Мастер лэмпворка Наталья Веретельник - о том, как интернет помог состояться её бизнесу

IT-инструменты, которые использует Наталья Веретельник

  • Ярмарка Мастеров
  • Instagram
  • LiveJournal
  • Вконтакте

Многим людям из тех, кто любит что-то мастерить, шить-вышивать или кулинарничать, нет-нет, да и придёт в голову мысль - а не начать ли этим зарабатывать себе на жизнь? Для ростовчанки Натальи Веретельник изготовление необычайно красивых бусин из стекла стало не только способом самовыражения, но и основной работой. Всем, кто мечтает зарабатывать плодами своего творчества, она советует прежде всего подумать о маркетинге. О том, какой путь был пройден от чистого творчества к ремеслу и бизнесу, Наталья Веретельник рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Наталья Веретельник, предприниматель, основатель стекольной мастерской  Risova, специализирующейся на изготовлении украшений из стекла методом лэмпворк (lampwork). Родилась и живёт в Ростове-на-Дону. Изучала в ИУБиП мировую экономику и международный бизнес. Свободно владеет английским языком. До запуска собственного бизнеса работала в компании «Трейд-авто» маркетологом. Одна из любимых цитат: «Тот, кто хочет уметь побеждать, должен научиться сжигать свои корабли и отрезать все пути к отступлению».

Наталья Веретельник.jpg

«Работа в офисе не для меня»

Тяга к рукоделию проявились у Натальи уже в раннем возрасте. Однажды, когда ей было семь, она попросила маму дать ей прострочить что-нибудь на швейной машинке, и - уже не расставалась с ней лет до пятнадцати. Закончила школу, поступила в университет на престижную мировую экономику и международные отношения, получила диплом и пошла работать по специальности. Но творческая натура восстала против жестких рамок офисной работы.

«Попробовав работать в офисе, я поняла, насколько это трудно для меня. Всю жизнь приходится подстраивать под график с 9 до 18, а после рабочего дня ни на что не остаётся сил. Никому не понравится твой больничный или внезапная поездка. Поэтому офисную работу я воспринимала как необходимый опыт и этап, который нужно пройти, чтобы потом дать старт своему делу»

Тут-то и пригодилось экономическое образование. Наталья твёрдо знала - для успешного бизнеса самое главное - представить на рынке уникальный товар или услугу. А творческая натура позволила сгенерировать массу оригинальных идей. Кое-что Наташа даже успела реализовать. Например, услуга «Свидание на крыше» нашла сразу отклик у влюбленных романтиков Ростова-на-Дону. Но тяга к рукоделию взяла верх и она твердо решила заняться изготовлением украшений методом лэмпворк.

Что такое лэмпворк

Лэмпворк (от англ. lamp - лампа, горелка; work - работа) - художественная обработка стекла в пламени горелки. Этот процесс напоминает волшебство или колдовство. Представьте, что в пламя газовой горелки вносится прут цветного стекла, и оно сплавляется в бусину. Поверх можно добавлять стекла разных цветов. Можно расписывать готовые бусины специальными красками. Изготовление одной бусины занимает от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от сложности задуманного.

Risova I.jpg

«Я понимала: чтобы бизнес стал успешным, нужно найти свою «нишу». Тогда набирали популярность вещи ручной работы (хэнд мейд). Красивая, стильная бижутерия стала пользоваться спросом наряду с традиционными золотом-бриллиантами. В городе на тот момент было много мастеров по производству часов, плетений, украшений из полимерной глины и т.д. А вот украшения из стекла - только импортные, поэтому цена на них была почти как на золотые.

Я подумала, почему бы не предложить покупателям изысканную и уникальную бижутерию из стекла за приемлемую цену? Тем более, я всегда любила цветное стекло. Мне нравилось рассматривать витражи, любоваться ими. Игра света в цветных стеклах завораживала, возникали идеи и образы будущих украшений».

Наталья прошла обучение у мастера, приобрела оборудование, необходимое для лэмпворка. Печь нашла в Таганроге, горелку заказала через интернет-магазин из Америки, сырье для бусин - стекло - в Италии. Устроив мастерскую во дворе частного дома, с головой погрузилась в работу.

Risova III.jpg

«Каждая бусина — уникальна, и нельзя повторить изделие на 100%. Стекло ведет себя как живое. Иногда задумаешь одно, а в процессе, в огне, вдруг возникает совершенно другая фантазия, и ты стараешься воплотить именно ее. Само стекло подсказывает тебе интересные оригинальные идеи по ходу его обработки, плавления. В огне рождаются такие чудеса, иногда даже кажется, что бусины сами себе создают узоры и цвета. А я просто наблюдаю за этим таинством со стороны. Поэтому, когда мне заказывают что-то по определенному образцу, я сразу предупреждаю, что получится немного по-другому. Но зато такого украшения уже не будет ни у одной женщины в мире. Вот почему любят лэмпворк.

Наталья совершенствовала мастерство с каждым днём, создавая всё более изысканные и неповторимые бусины и украшения. Но мир пока об этом не знал, а любители изделий из цветного стекла вздыхали и тратились на импорт.

Маркетинг – всему голова

«Чего я только не перепробовала, чтобы наладить сбыт: сдавала изделия в специализированные магазины, пыталась продвигать работы через страницу «ВКонтакте», организовывала мастер-классы, но торговля все равно шла не бойко».

В мыслях о том, как бы найти пути к сердцу потребителя волшебных бусин, Наталье пришлось отвлечься от процесса творчества и освоить немало инструментов маркетинга. Она стала читать специальную литературу, посещать специализированные сайты - и многому научилась, применяя на практике полученные знания.

Некоторые цены на продукцию мастерской Risova: мелкие бусины поштучно - от 100 рублей, крупные бусины для кулона - от 600 рублей, комплект полых бусин (7 шт.) - 1200-1600 рублей. 

Лучше всего сработал интернет. Оказалось, что Сеть имеет безграничные возможности. С её помощью можно продвигать любой бизнес и успешно осуществлять все свои задумки, если идти в правильном направлении, протоптать свою тропинку к покупателю. В интернете возможны самые смелые эксперименты.

«Я начала с ведения своего блога в ЖЖ. Рассчитывала раскрутить блог, набрать несколько тысяч подписчиков и использовать его площадку для распространения своей продукции. И так увлеклась, что не заметила, как вышла в популярные блогеры, влилась в блогерскую тусовку, началась бурная жизнь, с поездками, встречами, новыми знакомствами... а вот бусины через блог продавались не слишком успешно».

Risova IV.jpg

Несколько лет Наталья упорно искала эффективный инструмент продвижения в интернете. Использовала возможности соцсетей, контекстную рекламу. Думала создать свой сайт - вовремя остановилась, так как уже изучила разный опыт и примеры и понимала, что существует какой-то более простой и не такой затратный способ продвижения продукции. Так и набрела на Instagram. И пошло.

«Через страницу в инстаграме, где я выкладываю фото своих бусин и готовых изделий из них, удаётся кое-что реализовывать. Правда, сейчас становится все труднее продвигать продукцию через этот ресурс из-за различных ограничений. Так, я даже потеряла один аккаунт, его потом пришлось восстанавливать. Долго приглядывалась к интернет-ресурсу «Ярмарка мастеров» - через этот сервис хендмейкеры всей страны презентуют и продают свои изделия, создавая на его площадке свои страницы за небольшую плату. К тому времени я уже освоила мастерство фотографии и начала выкладывать свои изделия без особой надежды на прорыв. Но когда уже через несколько дней у меня появилось сразу несколько клиентов, и комплекты бусин стали раскупаться, я по достоинству оценила эту площадку.

Найти нишу в нише

Наталья вывела для себя несколько правил успешной работы через «Ярмарку мастеров». Во-первых, должны быть качественные фото. И ей пришлось снова отвлечься от создания бусин и научиться хорошо снимать. Во-вторых, нужно уже в имеющейся нише найти ещё более узкую нишу, ведь вы уже выходите на федеральный уровень. И если в своём регионе Наталья чуть ли не единственный мастер по созданию бусин-лэмпворк, то по всей стране многие мастера предлагают подобное, так что нужно как-то выделиться из общего потока. Это была ещё одна маркетинговая задача, которую мастер лэмпворка успешно решила. 

Наталья придумала делать полые бусины и вышла с этим товаром на «Ярмарку Мастеров». Они так же красивы, как и цельные, но более легкие по весу, поэтому украшения из них носить приятнее, легче. Сережки и бусы не оттягивают уши и шею. И транспортировать легкие изделия проще и дешевле, ведь посылка получается практически невесомой.

К тому же, Наташа решила предлагать не готовые изделия, а составляющие элементы для них - наборы бусин. Пусть мастерицы покупают наборы и создают бижутерию по своему вкусу. Так, её клиентами, в основном, стали создатели бижутерии, бизнес перешел в направление B2B, и ростовчанка Наталья Веретельник нашла и заняла своё место на всероссийской «Ярмарке мастеров».

Как расширить бизнес, сужая его

Отзывы клиентов на Наташиной странице «Ярмарки мастеров» - приятная награда не только за творчество, но и за ту упорную работу, которую она проделала в поиске пути к клиентам, почитателям и поклонникам.

  • «Великолепные! Чудесные! Прекрасные бусинки! Их просто невозможно выпустить из рук!»

  • «Наташа, спасибо за то, что поднимаете настроение и несёте радость людям своими замечательными работами! Всего Вам доброго».

  • «Спасибо за прекрасный повод для творчества!»

Большинство заказов на бусины - из Москвы и Московской области. «В родном городе, к сожалению, пока мало ценят авторскую бижутерию. Даже если она выполнена на высочайшем уровне, не уступает по качеству и красоте импортным аналогам, наши женщины в большинстве своём по старинке предпочитают традиционные золотые украшения, изделия с натуральными камнями.

Risova VI.jpg

Но и вкусы московских - более продвинутых - покупателей тоже отличаются от европейских. Например, в Германии очень популярны яркие оригинальные бусины. Красочные, смелых орнаментов, необычных сочетаний цветов, их носят даже пожилые немки. Наши модницы более сдержанны, всё яркое считают детским, безвкусным. Наверное, сказывается наш менталитет. Поэтому мой следующий шаг - выход с моими бусинами на мировую ярмарку».

Оказавшись на международной площадке хэндмейкеров, Наталья собирается дать волю фантазии. Создавать свои стеклянные шедевры без оглядки на традиционные вкусы российского покупателя. Поэтому она собирается с силами, запасается хорошего качества фотографиями, чтобы создать страницу на международном сайте – etsy.com.

Собирается ли наша героиня расширять свой ассортимент? Может, ей уже пора создавать сосуды, вазы, другие украшения из стекла, а не только бусины?

«Нет. Я, наоборот, решила максимально сузить ассортимент и выйти на мировой рынок только с полыми бусинами для создателей бижутерии. Хочу сосредоточиться именно на этом и достичь здесь наибольшего мастерства. Осуществить все, до чего ещё не доходили руки, и что я вижу пока только в проекте. Остановиться на чём-то конкретном нужно ещё и потому, что я до сих пор работала одна и все делала сама, не привлекая помощников. Пока хочу оставить всё как есть, хотя, конечно времени в сутках мне явно не хватает».

Наталья Веретельник II.jpg

Читайте также:

Как заработать на брутальных хэнд-мейд-аксессуарах. 
Как заработать на "суровых" сувенирах из шоколада.

Как заработать на производстве харизматичной кухонной утвари.

17 февраля 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов