В конце прошлого года предприниматели Наталья Новикова и Сурен Матевосян случайно узнали о том, что российские продуктовые санкции касаются только коммерческих поставок, а для личного пользования россияне имеют право покупать продукты питания европейских производителей. Наталья и Сурен быстро придумали концепцию магазина и запустили продажи европейских фермерских сыров для российских покупателей. О том, как функционирует интернет-магазин по продаже «запрещёнки» и кто покупает сыры стоимостью в несколько тысяч рублей за кило, порталу Biz360.ru рассказала сооснователь проекта Chill & Cheese Наталья Новикова.
Наталья Новикова, Сурен Матевосян, предприниматели из Гамбурга, основатели интернет-магазина фермерских европейских сыров
Chill & Cheese. По образованию Наталья – профессиональная альтистка, Сурен – юрист. Chill & Cheese запущен в ноябре 2015 года, в качестве стартовых инвестиций была задействована прибыль от ещё одного бизнес-проекта Сурена и Натальи – интернет-магазина немецкого музыкального оборудования
SaleDJ. Также предприниматели совместно управляют студией звукозаписи.
Наталья Новикова и Сурен Матевосян около трёх лет назад запустили интернет-магазин по продаже немецкого музыкального оборудования, которое в России официально не продаётся. Постепенно бизнес набрал обороты, а в 2015 году даже усилился ещё одним проектом – студией звукозаписи.
Как-то Наталья и Сурен сидели с друзьями на кухне и случайно в эфире одного из российских телеканалов услышали, что продуктовые санкции касаются исключительно коммерческих поставок, а для личного пользования россияне имеют право легально получать экспресс-почтой из-за рубежа до 31 кг продуктов питания на сумму не более 10 000 евро. Правда, есть ряд ограничений – в одной посылке должно быть не более 5 кг, а продукты должны быть в фасовке производителя. Тут же «на коленке» был придуман проект, просчитан примерный бизнес-план, а уже через месяц запущен сайт и совершена первая продажа.
«Стартовый капитал на запуск был взят из дохода от нашего музыкального магазина. Деньги были потрачены на создание сайта, написание и переводы текстов и карточек товара, контекстную рекламу, промо-посылки знакомым. На всё это понадобилось порядка 300 тысяч рублей»
Пармезан вне конкуренции
Сыры для клиентов Chill & Cheese производят фермеры в нескольких странах – Германии, Италии, Англии, Швейцарии, Франции, Норвегии, Голландии. После оформления заказа сыр упаковывается – и отправляется в Россию в специальных термобоксах с помощью службы доставки Boxberry.
Основная часть заказов направляется в Москву, на втором месте - Санкт-Петербург. Потребители других российских регионов только начинают «подтягиваться». Абсолютным лидером среди сортов заказываемого сыра является пармезан.
Еженедельно Chill & Chese отправляет в Россию 20-30 посылок. Средний чек на одну посылку – 80-100 евро. Средний вес одного заказа – 3-4 кг.
Первоначально Наталья и Сурен рассчитывали, что их клиентами станет российский средний класс. Но по факту это оказались люди более высокого достатка – предприниматели, топ-менеджеры, чиновники, звёзды шоу-бизнеса.
Ресторанам и магазинам Наталья и Сурен сыр по такой схеме продавать не могут – они являются юридическими лицами и попадают под санкционное законодательство. Конечно, посылку могут оформить на себя их сотрудники, но тогда это будет риск самого заведения. Чтобы всё было легально, при заказе клиент оставляет данные паспорта и на всякий случай его предупреждают, что сыр предназначен для личного потребления, а не для перепродажи.
Несмотря на то, что схема продаж и доставки, которую использует Chill & Cheese, легальна, без проблем на границах всё же не обходится. Например, однажды на польско-белорусской границе «испарились» 20 посылок, которые ехали в Россию в фуре вместе с другими товарами службы доставки Boxberry. Белорусские пограничники посчитали, что поставка незаконна.
Наталья и Сурен звонили по всем инстанциям, пытались вернуть хотя бы товар. Но сыр так и исчез, и никаких следов найти не удалось, как и получить компенсации или хотя бы объяснения. Так что теперь доставка сыров осуществляется только авиасообщением.
Стоимость доставки для российских покупателей составляет 15 евро за посылку, но заказы от 50 евро доставляются бесплатно.
Не так давно ассортимент Chill & Cheese стал расширяться – к сырам добавились фруктовый хлеб, джем к сыру, торты из сыра. Вскоре появятся и некоторые другие премиум-позиции.
«Вместе с сырами уместно продавать те же оливки, масло, соусы, мясо – в общем, всё, что связано с деликатесами. На такие продукты точно есть спрос, - рассказывает Наталья. - Да, это недешёвое лакомство, его и раньше было сложно встретить в каждом супермаркете. Но наши клиенты интересуются расширением ассортимента, и мы им его предоставим».
«Мы не были первыми в данном сегменте. Но мы первые, кто для русскоязычной аудитории сделал полностью сайт на русском языке и где всё общение также ведётся на русском. А значит, у нас есть преимущество перед зарубежными магазинами, которые предлагают такой же товар, но услугами которых могут пользоваться только россияне, владеющие иностранными языками», - резюмирует Наталья Новикова.
Десять лайфхаков для небольшого фуд-бизнеса.
Как заработать на снэках из мяса.
Как в эпоху санкций развивать проект по продаже импортного сыра.