Рубрики:

Хлебнул бизнеса: как молодой предприниматель купил готовую сеть ателье

Прочтёте за 4 мин.

«Я и не знал, что швеи и портные много пьют…»

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Лях

  • 1C-Битрикс
  • 1С:Бухгалтерия
  • LeadBack
  • Instagram

Покупка готового и уже работающего бизнеса – один из очевидных вариантов начать собственное дело. В теории всё выглядит более-менее радужно: есть налаженные бизнес-процессы, действующая команда сотрудников, помещение и оборудование, клиенты, наконец. Но реальность может оказаться совершенно иной. Думаем, многим читателям Biz360.ru будет полезен опыт молодого предпринимателя Дмитрия Ляха, который запуску собственного бренда предпочёл покупку готового бизнеса – сети швейных ателье.

Досье

Дмитрий Лях, 26 лет, предприниматель из Минска, владелец сети швейных ателье  Zaplatka.by. Дмитрий купил бизнес в конце 2015 года, до этого занимался мелкой коммерцией – возил куртки из Китая, отшивал копии известных моделей по аутсорсингу в кустарных мастерских в Бресте. Планирует вывести свою швейную компанию на окупаемость в конце 2017 года.

Дмитрий Лях

Как я начинал

Первые деньги я увидел во втором классе, и с тех пор находил много способов заработать. Например, в том же втором классе выходил во двор и продавал петарды парням постарше. Потом продавал по школе наклейки с покемонами, но с приходом киосков мой «портал возможностей» захлопнулся. 

У меня не было цели просто заработать, была цель не тратить время впустую.  В последних классах школы отец нашёл мне место на стройке, а в университете я зарабатывал на доставке товаров из Китая. 

Когда я увидел, что популярными стали парки (длинная тёплая куртка, как правило, с капюшоном – прим. редакции), то нашёл их производство в Бресте - это были небольшие цеха на 4−10 человек. Я был поражён, что у нас можно отшивать качественно и по доступным ценам, и там договорился на пошив подделок брендовых парок. Я всматривался в швы, структуру - не имея образования, я понимал, где хорошо, что бы я изменил и т.д. Но от меня тогда ничего, к сожалению, не зависело. 

Тогда никого не волновало, что мы производим подделки. Но я начал задумываться, что стоило бы делать своё, а не нагонять дурную славу на бренды. Мне очень хотелось создать свой бренд одежды 

Закончив университет, я пошёл к отцу в фирму по продаже запчастей к сельхозтехнике. Выполнял много функций: выписывал счета, накладные, принимал и отпускал товар со склада, загружал запчасти, в свободное время звонил «вхолодную».

Клиенты из теплой базы могли «послать» - в кризисное время все были раздражены. Сейчас я понимаю, как это было круто: мозг перестаёт понимать слово «нет», и эта работа превращается в сплошной квест. Но в фирме отца в те годы в штате уже оставалось мало людей, и вскоре мы закрылись. Я начал искать, чем заняться. 

Как я решил купить готовый бизнес

Я нашёл объявление о продаже сети из четырех ателье в центре города. Одна точка работала шесть лет, вторая - три года, третья – год, и при мне открылась четвёртая. Владелица продавала сеть из-за своего возраста, и вместе с ателье предлагала обучение этому бизнесу. Я подумал, что это идеальная ступень перед запуском собственного бренда. 

Я проехался по точкам. Сначала просто поспрашивал цены и посмотрел, как люди работают. Затем сдал собственные вещи в починку - и был приятно удивлён. И в конце ноября 2015 я купил эту сеть, одолжив денег у отца.

Zaplatka.by 

Почти год владелица сети учила меня технике ремонта одежды и управлению персоналом. Я стал разбираться в материалах, способах ремонта, пошива. Стал понимать, какую вещь стоит или не стоит брать в ремонт. Всё это мне пригодилось. Но с самого начала покупки по всем точкам начались сплошные проблемы: 

  • Самую прибыльную точку в центре города перевезли в соседнее здание из-за реконструкции - нас сразу же загородили строительными лесами.

  • В округе как грибы начали расти конкуренты.

  • На самой большой точке (40 «квадратов») потихоньку начал заканчиваться главный «хлеб» - шубы и дублёнки (точка была сделана под перекрой шуб, подгонку и так далее). Я встретился с неадекватной стоимостью «коммуналки» - она превышала аренду!

  • На третьей точке тоже резко стало меньше клиентов.

  • На раскрутку четвертой точки с нуля ушёл год (об этом подробнее я расскажу ниже).

Тогда же я узнал, что конец января, февраль и март - это несезон. В общем, сначала было очень плохо. Я не видел зарплаты, снова одалживал у отца. Это тянулось почти год - до августа 2016-го. 

Как я искал клиентов

Владелица сети до меня не вела клиентскую базу - работала по «сарафанке», создала страницу на deal.by. Никакого учёта не было вообще. Чтобы привлечь клиентов, я перепробовал много способов продвижения: 

1. После работы ходил по дворам и клеил объявления на подъезды. Заодно смотрел, как грамотнее продвигать каждую точку, какие конкуренты, необозначенные на картах в интернете, прятались во дворах. 

2. Ходил по бутикам вокруг своего ателье в центре и договаривался с администраторами, чтобы присылали клиентов ко мне. Никто не хотел меня слушать. Я понял, что выгляжу не как профессионал, да и молодо, да и парень… Но, видимо, всё решило общение - мои предложения стали принимать. 

3. Рассылал рекламу по почтовым ящикам. В центре это было бесполезно: на 3 000 листовок пришло человек 10, из которых 5 стали постоянными клиентами. Тогда я сделал купоны на скидку с предложением и перечнем услуг, высчитал, сколько нужно времени на рассылку и отметил на листовках дедлайн, после которого скидка уже не действовала. И из 3 000 пришло человек 35. Лучше всего результат был ближе к окраине города - с каждой тысячи листовок приходило человек 15 (а разослал я на 10 000 адресов). 

4. В центре города я заказал рекламу со скидкой и дедлайном в лифтах. Это тоже сработало плохо: пришло человек 7, которые заказывали мелкие ремонты. Это окупило рекламу на 10%. Но спустя время пришли женщина с крупным заказом, и так реклама окупилась ещё на 20%. 

5. Сайт и его продвижение. Мне повезло - друг сделал мне сайт на «Битриксе» за $300, другой помог с SEO-продвижением, контекстной рекламой. 

6. А для раскрутки точки, которая только открылась, я выбрал самый банальный, но стрессовый способ - пройтись по ближайшим офисным зданиям и заявить о себе. Ключевая тактика была - продержаться до открытия ТРЦ Galleria, около которого эта точка расположена. Тогда трафик в этом месте значительно вырос. 

Из-за того что я молодо выгляжу, администраторы офисных центров думали, что я распространитель

Это были самые жёсткие холодные продажи, которые я когда-либо видел. Это не сравнить с телефоном. Перед первой дверью я стоял минут 20 и никак не мог найти адекватный скрипт. Благо, я шёл с банальной накопительной системой скидок. После пятнадцатой двери я расслабился, и люди потянулись. Я просто заходил и, оценивая человека, подбирал шутку. На меня начали обращать внимание женщины 40+ -сразу задавали вопросы, не отрываясь от работы. Все брали по накопительной карте.

Сначала мне показалось, что ничего не сработало. Но потом заказы стали приходить. 

Как я учился управлять персоналом

Я думал, что люди будут увольняться. Сотрудники смотрели на меня с недоверием, они были старше меня в два раза, хотя мне самому это не доставляло дискомфорта. Даже сотрудница, которая выполняла львиную долю пошивов и хорошо зарабатывала, долго думала. Но осталась. Наверное, они видели, что я стараюсь, и поверили мне. 

Хотя со штатом было немало проблем. Оказалось, что самое сложное - найти толковых людей, которые умеют выполнять все виды работ. Очень много мастеров на все вопросы говорят «Да, я умею это делать», а потом - сплошной брак. А ещё, оказывается, швеи и портные выпивают… Я этого не знал.

Zaplatka.by 

В то же время из декрета вышла сотрудница - я не хотел возвращать её на работу, потому что опасался, что она допустит брак. Так и случилось. Помню, как мне звонил муж клиентки, которой она дважды испортила платье, требовал выплату его стоимости. Я был согласен при условии, что муж предоставит чек на платье - голос мужчины поменялся, и мы сошлись на небольшой компенсации. После этого я попросил эту сотрудницу уволиться. 

А ведь для неё пришлось попросить блестящего мастера, женщину пенсионного возраста, временно уступить место. Это было моё первое увольнение, и после этого у меня исчез страх расставания с работниками. 

Сейчас у нас трудится девять человек с опытом работы не менее восьми-девяти лет. Есть пополняющийся список отобранных мастеров, которых мы привлекаем на временную работу - на сезон отпусков и когда у нас завалы в сезон шуб. Несмотря на то что люди старше меня в два раза, мы находим общий язык и гармонично сосуществуем. 

У меня уже есть чек-лист требований к новым сотрудникам. Он неидеален, но уже испробован на паре кандидатов. Вот некоторые пункты из него: 

  • Места предыдущей работы.

  • Причины увольнения.

  • Материалы, с которыми мастер работал.

  • Сильные стороны в пошиве.

  • Чего бы сотрудник хотел избегать в работе.

  • Максимальная зарплата за количество дней (это показывает выработку).

Чего я добился через год после покупки

Только с августа 2016 я более-менее «выплыл». Получилось «нагенерировать» заказов на шубы на сезон. На «шубной» точке теперь работает уже не два, а четыре человека - мне повезло, что в поиске мастеров сработала технология «Девчонки, у кого есть шубницы знакомые?» 

Бизнес оказался нелёгким. Нет заявок - стресс, много заявок - стресс, загрузили - стресс, не отгрузили материалы - стресс, оплатили - стресс, не оплатили - стресс. Я думаю, в этом и смысл, это и есть развитие. 

Я понял, что нет понятия «нет клиентов» - они есть всегда и везде. Правда, клиентам иногда сложно объяснить, почему работы с мехом столько стоят. Например, они видят разрыв меха на 2 см и думают, что это минута работы - но чтобы сделать качественно, необходимо распороть, подлезть изнутри, проклеить специальным материалом, проверить, не истончился ли мех, не сгнил или не высох, и на что повлияет место. И надо найти силы, чтобы стоять на своём. 

А самое сложное - наверное, не мешать клиентам платить. Ведь мы, предприниматели, всё мешаем. Чтобы получить качественную услугу, клиенту надо пробежать через минное поле, начиная от звонка по телефону, до того, как выполнят заказ.

Zaplatka.by  

Я планирую окупиться к концу 2017 года - то есть спустя два года после покупки. Бизнес-план я не составлял, но прикинул: чтобы бизнес вышел на окупаемость, мне нужно генерировать заказов на $50 в день на каждого мастера. Сейчас всё это нестабильно: иногда заказов нет вообще, иногда больше этой суммы. 

Сейчас я только начинаю понимать свой путь. Закрываю одну из точек на окраине и собираюсь сконцентрироваться на центре, чтобы полностью автоматизировать процессы ремонта и пошива одежды, отшлифовать всё - от звонков до конечного продукта. Чтобы каждый мастер работал так, как будто это его точка. Я собираюсь делать это по типу пирамиды: у каждого мастера будет «подмастерье». 

  • Параллельно буду работать над другими задачами: 

  • Расширю спектр услуг от индивидуального пошива до массового.

  • Создам простой и понятный каталог - от обычной юбки до свадебного платья.

  • Переделаю сайт под интернет-магазин, размещу там каталог пошива спецодежды. Не для того, чтобы конкурировать с гигантами, которые это давно делают, а чтобы не говорить клиенту «Это не моё, я не могу».

  • И в конце концов я хочу реализовать цель детства - запустить свой бренд одежды. У меня уже куча наработок, которые ждут своего времени. 

А в целом я думаю так: если не знаешь, что делать - делай хоть что-то, и в процессе ты сам всё поймешь.

Источник: Probusiness.by.

Дмитрий Лях

Читайте также:

Сидят как влитые: как заработать на обуви ручной работы.
Шить, жить, любить: как заработать на свадебных платьях.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно учитывать при запуске бренда одежды.

10 апреля 2017

Комментарии

1
  • Мария Ольшевская 11.04.2017 20:21

    Отлично. Так держать.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов