Маркетплейсы в эпоху кризиса: с какими проблемами сегодня сталкиваются игроки рынка e-commerce

Прочтёте за 5 мин.

… и как торговым площадкам снизить «кризисные» риски

IT-инструменты, которые использует Илья Макаров

  • Slack
  • Miro
  • Youtrack
  • Gmail
  • Google Docs

И для крупных, и для нишевых маркетплейсов текущий кризис – нескончаемая череда вызовов: внешние ограничения, проблемы с поставками и расчётами, коррекция бюджетов и опасения за репутацию влекут за собой определённые риски. При этом владельцам маркетплейсов нужно продолжать поддерживать качественную коммуникацию с продавцами, покупателями, сотрудниками и партнёрами. О том, как собственникам торговых онлайн-площадок избежать юридических, логистических и прочих рисков, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал CEO IT-платформы CS-Cart Илья Макаров.

Досье

Илья Макаров – 40 лет, CEO платформы IT-решений для электронной коммерции  CS-Cart. Эксперт по созданию интернет-магазинов и маркетплейсов, пользовательским интерфейсам, методикам Scrum и Agile. Спикер профильных конференций, постоянный автор digital-медиа. Компания CS-Cart создана в 2005 году, количество сотрудников – более 70.

Илья Макаров

Условия, под которые необходимо подстраиваться владельцам маркетплейсов, меняются чуть ли не ежедневно. Однако можно адаптировать свою бизнес-модель так, чтобы обезопасить себя как от старых, так и от новых угроз. 

Юридические риски

Требования регуляторов меняются быстро и непредсказуемо. Из-за этого регулярно возникают новые юридические риски: договоры, заключённые ранее, перестают соответствовать текущим реалиям, а по ряду соглашений могут быть задействованы пункты о непредвиденных обстоятельствах. 

  • Как снизить риски: владельцам маркетплейсов в текущих условиях важно иметь запас средств на случай форс-мажора и внимательно следить за ситуацией: ориентироваться в юридических тонкостях, оперативно реагировать на новые ограничения, постановления и указы, просчитывать все возможные последствия своих действий. 

Логистические риски

Логистика всегда была под особым вниманием владельцев маркетплейсов – она напрямую влияет на ассортимент товаров и их доступность. Сегодня иностранные операторы FedEx, UPS, DHL, крупный морской грузоперевозчик Maersk и некоторые порты Европы приостановили обработку и хранение товаров для России. Нарушение цепочек поставок приводит к увеличению сроков доставки из-за рубежа или полному ограничению ввоза новых партий товаров. 

Особенно сильно это сказывается на товарах ежедневного пользования. Они продаются с низкой маржой, но массово, регулярно и стабильно. К таким товарам относятся, например, средства гигиены и бытовая химия. Высокие обороты подразумевают непрерывность поставок, а именно с этим сегодня возникают большие проблемы. 

  • Как снизить риски: вынужденное решение – частично или полностью отказаться от доставки за рубеж, хранения товаров в других странах, работы с иностранными поставщиками и клиентами. С другой стороны, сегодня – удачный момент для расширения сотрудничества с отечественными производителями. Например, продавцы детских товаров и лёгкая промышленность сейчас наращивают обороты и почти не сталкиваются с проблемой поставок – их основные поставщики из Азии и ближнего зарубежья. 

Финансовые риски

Рост волатильности 

Риски, связанные с валютными курсами – постоянные спутники любого трансграничного бизнеса. Однако сегодня этот фактор становится критически важным: маркетплейсы, которые зависят от импортных товаров, сталкиваются с ростом издержек из-за резких перепадов курса рубля. Раньше было одинаково выгодно работать, например, и с отечественными товарами для детей, и с запчастями для автомобилей. Сейчас работать с запчастями невыгодно, потому что большая их часть – как для иномарок, так и для российских машин – производится за рубежом. 

  • Как снизить риски: нишевость может обеспечить независимость бизнеса от импортных товаров и отношений с международными стейкхолдерами. Локальному маркетплейсу проще вступать в договорные отношения с российскими подрядчиками, продавцами и покупателями в нынешних реалиях. 

Ограничение международных переводов 

Сегодня маркетплейсы не могут переводить средства международным клиентам, подрядчикам и сотрудникам – 1 марта 2022 года вступил в силу указ, запрещающий перевод валюты на иностранные счета. 

У площадок, которые работали с международными клиентами и подрядчиками, появились дополнительные риски из-за отключения ряда российских банков от SWIFT – международной системы передачи финансовых сообщений. Если маркетплейс работает с банком, который попал под ограничения, он не может переводить средства за границу. Санкции уже коснулись банков «ВТБ», «Россия», «Открытие», «Новикомбанк», «Промсвязьбанк», «Совкомбанк» и «ВЭБ», и список постоянно пополняется. 

  • Как снизить риски: если маркетплейс работает на локальном рынке, то для него отключение SWIFT – не проблема. Большая часть российских и ряд иностранных банков давно используют национальную систему СПФС, через которую проходят внутренние платежи. Для международных же переводов есть два потенциальных решения: криптокошельки и мультивитринность. Маркетплейс может интегрировать возможность оплаты заказов криптовалютой, однако продавцам придётся тратить дополнительные усилия по конвертации. Мультивитринность предполагает создание локальных витрин маркетплейса для каждой страны присутствия. Благодаря этому покупатели могут расплачиваться доступными способами, а количество трансграничных платежей сводится к минимуму. 

Репутационные риски

Геополитика  

Ещё один риск сегодняшнего дня – геополитические вопросы, которые влияют на репутацию бизнеса. Если маркетплейс позиционирует себя как российский, его могут бойкотировать при выходе на международную арену или продолжении работы на ней. От зарубежных площадок могут требовать ограничения или прекращения бизнеса в России. 

Вынужденный уход с российского рынка приводит владельцев зарубежных маркетплейсов к финансовым потерям и репутационным рискам. Если компания остаётся и придерживается позиции «мы вне политики, мы заботимся о покупателях, которым нужны наши товары», то у неё есть шанс укрепить репутацию и усилить позиции на российском рынке. 

  • Как снизить риски: для международных маркетплейсов, желающих остаться в России, выходом может стать диверсификация и мультивитринность. Владельцы могут создать дочернее юридическое лицо на российском рынке и локальную витрину маркетплейса, на которой будут представлены товары, производители и платёжные системы, доступные внутри страны. Если маркетплейс работает в России и хочет сохранить репутацию, владельцам необходимо «прокачивать» российское позиционирование, отдавать предпочтение местным поставщикам, показывать работу с отечественными товарами. 

Неоригинальные товары 

Сложности с легальным ввозом товаров известных западных брендов может подтолкнуть некоторых подрядчиков к торговле фальсификатом. Юридическая ответственность в этом случае полностью лежит на продавце. Владелец лейбла может потребовать ответа именно от него, а не от маркетплейса. Например, Lamoda штрафует и блокирует продавцов, которые размещают неоригинальные товары под чужими торговыми марками. Однако покупатель будет адресовать свое возмущение именно маркетплейсу. 

  • Как снизить риски: решение очевидно – тщательно отбирать и регулярно контролировать продавцов и подрядчиков. Крупные маркетплейсы могут настроить автоматический алгоритм отбора поставщиков, а у нишевых есть возможность отбирать каждого продавца вручную. 

Работа с внешними службами и сервисами 

Как правило, покупателей не интересует, что маркетплейсы не заключают прямые договоры с сотрудниками – курьерами, таксистами, водителями. Когда что-то идёт «не так», маркетплейсы могут остаться в стороне с юридической точки зрения, но пострадать с репутационной – репутация торговой площадки рушится и в глазах сотрудников, и в глазах клиентов. Скандал Delivery Club с увольнением курьера –наглядный тому пример. Маркетплейс заключил договор с логистической компанией ICL, которая уволила сотрудника из-за непредвиденных семейных обстоятельств. 

Если подрядчик – дочерняя компания маркетплейса, то у сотрудников есть шанс привлечь площадку к ответственности. Если сотрудники не имеют никаких отношений с маркетплейсом, то им остаётся только обратиться в профсоюз и попросить защиты своих прав. 

  • Как снизить риски: чтобы избежать ситуаций, вроде той, с которой столкнулся Delivery Club, маркетплейсам следует составлять однозначные и понятные оферты, подробно описывать условия сделки. Если маркетплейс хочет иметь честные долгосрочные отношения с аудиторией, в его интересах создать пояснения к оферте. Так уже делают некоторые зарубежные сайты: сопровождают соглашения краткими памятками, написанными «человеческими» словами, или даже используют комиксы. 

Подведём итоги

В текущих условиях формат нишевого маркетплейса – наиболее выигрышный. Во-первых, своя площадка гарантирует независимость от крупных экосистем: владельцы решают сами, с какими продавцами и поставщиками работать, какие заключать договоры, какие подключать способы оплаты и как доносить ценности. Во-вторых, локальный маркетплейс, зачастую, не зависит от международных платежей. Для банковских переводов внутри России используется собственная система передачи финансовых сообщений – СПФС. С ней уже работают все крупные банки страны. 

Особое значение сегодня приобретает работа с репутацией. Репутационные риски поддаются контролю и управлению со стороны бизнеса, в отличие от глобальных процессов, на которые владельцы маркетплейсов не могут повлиять. 

Одним из вариантов сокращения рисков может стать профессиональное объединение маркетплейсов и разработка общих стандартов, доступных и понятных для продавцов и покупателей.

Илья Макаров

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

11 апреля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов