Практически в любой кризис рынок интимных товаров традиционно растёт. Не стала исключением и нынешняя ситуация, начавшаяся в феврале 2022 года. Но вместе с ростом спроса увеличилась и конкуренция между продавцами. О том, как меняется рынок товаров для взрослых в России и почему западные бренды не ушли от нас, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Дмитрий Коробицын, основатель компании «Поставщик счастья».
Дмитрий Коробицын – 43 года, основатель компании «Поставщик счастья» (дистрибуция товаров для взрослых). Получил два высших образования по специальностям «Финансы и кредит» и «Прикладная математика и физика». В 2003 году основал агентство WebProfy, затем решил попробовать себя в e-commerce, открыв несколько интернет-магазинов товаров для взрослых. В 2011 году основал оптовую компанию «Поставщик счастья», специализирующуюся на работе с розничными интернет-магазинами. В 2014 году «Поставщик счастья» запустил логистический сервис для интернет-магазинов – дропшиппинг.
Рынок интимных товаров в Росси после февральских событий сильно изменился. Нет, бренды интимных товаров не прекратили сотрудничество с нашей страной. Наш рынок они не просто любят, его хотят с особой жадностью – из-за его ёмкости. Вначале была фаза неопределённости, но сейчас западные производители продолжают работу в России в полном объёме.
Весной возникли временные сложности с логистикой: если коротко – она замедлилась. Но в целом все игроки успели перестроиться. Сейчас никаких ограничений по ввозу товаров нет – всё «ходит и плавает».
Другой вопрос, что логистическая цепочка стала длиннее, увеличились временные интервалы поставок, а цены выросли в три раза по сравнению с 2019 годом. Конечно, деньги не пахнут, и все постепенно находят более гибкие решения.
Что касается каналов поставок – они принципиально не изменились. До начала февральских событий доля импорта составляла порядка 70%, и сейчас она не изменилась. Есть незначительные внутрикатегорийные изменения, но на общую картину они не влияют.
В период существенного роста курса валют все зарубежные товары категории 18+ значительно поднялись в цене. После этого было несколько волн отката, но до прежних уровней цены не вернулись из-за удорожания и замедления логистики. Российские товары тоже стали дороже, так как возникло много рисков на разных этапах производства. После февральских событий цены на топовые бренды выросли на 40%.
Но это не привело к падению продаж. Сразу после февральских событий у потребителей был шок и спад активности, который быстро сменился заметным ростом. Сначала он был связан с ажиотажным спросом – покупатели опасались дефицита товаров. Затем эмоциональный фон немного стабилизировался, заказов стало меньше, а средний чек – выше. Сейчас продажи растут. Так, мы прогнозируем трёхкратный рост категории интимной косметики.
В своей компании «Поставщик счастья» мы фиксируем, что e-commerce у рынка товаров 18+ продолжает вызывать интерес. Начиная с мая, прирост составляет 3,8% от месяца к месяцу, что эквивалентно росту за год на 45%. Если тренд сохранится, то этот год будет лучше 2021-го.
В России существовало и продолжает неплохо работать производство интимных товаров. Но говорить о появлении новых производств после февральских событий рано: прошло слишком мало времени.
У локальных производителей, как я знаю, возникли сложности с компонентами, их пытаются заменять российскими аналогами. Чтобы наш рынок начал производить все комплектующие самостоятельно, необходимы серьёзные мощности.
Сейчас ситуацию с импортозамещением сложно представить. Просто потому, что это требует определённых вложений со стороны государства на протяжении 5-10 лет. Частный бизнес в одиночку с этой задачей не справится.
В связи с тем, что под блокировку и запрет попали продукты компании Meta (Instagram, Facebook), продажи у блогеров значительно сократились. А вот продажи на маркетплейсах показывают обратную динамику и стабильно растут.
Из-за ужесточения условий работы на маркетплейсах – повышения комиссий и штрафов – ритейлеры проявляют больше интереса к продажам через классические интернет-магазины. Мы это наблюдаем в виде роста продаж по модели dropshipping, а также нашего готового решения «Огонь» (предоставления готового сайта интернет-магазина с заполненным каталогом – примечание редакции).
Из-за большого количества ритейлеров на маркетплейсах, конкуренция между ними превращает рынок интимных товаров в «алый океан». Под давлением этой ситуации его рентабельность падает. Тем не менее, ниша остается популярной, продавцов становится больше, а конкуренция – агрессивнее.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».