На природе с комфортом: как в Татарстане обучают делать бизнес на глэмпинге

Прочтёте за 4 мин.

«Глэмпинг привлекателен стоимостью входа»

IT-инструменты, которые использует Кирилл Глобов

  • iSpring
  • Zoom
  • YouTube
  • Telegram

Глэмпинг – отдых на природе в комфортных условиях. В мире это направление туризма давно и успешно развивается, а в России всплеск интереса к глэмпингу пришёлся на пандемию. Именно с весны 2020 года поисковые сервисы фиксировали кратный рост соответствующих запросов. Рынок быстро среагировал на возникший спрос – сегодня в России работает уже около 200 объектов глэмпинга, и гораздо больше проектов находятся в стадии запуска. О том, как в Татарстане обучают делать бизнес на глэмпинге, порталу Biz360.ru рассказал Кирилл Глобов.

Досье

Кирилл Глобов – аналитик департамента «Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма» фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Миссия проекта – обеспечить качественный отдых на природе для жителей и гостей Татарстана за счёт создания объектов отдыха, формирования активностей и развития экотуристической инфраструктуры.

Кирилл Глобов

Природа, сервис, комфорт

Для региональных предпринимателей бизнес в сфере глэмпинга привлекателен стоимостью входа. Он не предполагает затрат на капитальное строительство, а потому требует на порядок меньше инвестиций, чем, например, гостиничный бизнес. 

Объект, состоящий из десяти модулей – каркасно-тентовых конструкций, можно возвести в течение одного-двух месяцев примерно за 10 млн. рублей и со сроками окупаемости 1-2 года. Впрочем, всё зависит от формата и уровня сервиса, на который ориентирован собственник. 

Задача глэмпельера – найти правильный баланс «натуралистичности» отдыха на природе и комфорта. Клиент, получая всё лучшее от природы, должен быть защищён от тех неудобств, которыми в обычных условиях сопровождается такой отдых.

Glamping 

Соответственно, для развития этого бизнеса необходимо соблюсти три условия: 

  • Найти привлекательную локацию. Обычно это живописный берег водоёма, холмистая или гористая местность. 

  • Создать комфортные условия для проживания. Для этого жилые модули оборудуют мебелью и санузлами уровня трёх- и четырёхзвездочного отеля. 

  • Организовать питание и дополнительный сервис – от SPA-процедур до развлечений, соответствующих концепции глэмпинга. 

Курс молодого глэмпельера

В прошлом году Татарстан стал победителем всероссийского конкурса по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию эко-туризма, организованного Агентством стратегических инициатив. После этого в Казани состоялась встреча президента Татарстана с представителями туриндустрии, на которой обсуждалось, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, работающие с объектами на природе. 

Выяснилось, что мало кто знаком с глэмпингом и понимает, как работать в этой сфере. Это подтолкнуло наш фонд, который занимается реализаций проектов туристско-рекреационных кластеров и развитием экологического туризма, к идее разработать образовательную программу, бесплатную для участников. 

Glamping

Менее чем за два месяца мы создали онлайн-курс, состоящий из пяти модулей и рассчитанный на 28 лекций. Параллельно была запланирована акселерационная программа для десяти наиболее подготовленных проектов, которые можно было бы запустить уже в этом году. И в том, и в другом случае рассматривался только вариант онлайн-обучения: и спикеров, живущих в различных регионах страны, и участников программы невозможно было бы регулярно собирать на одной площадке. 

Ключевой задачей было сделать так, чтобы предприниматель, не погружённый в тему глэмпинга, сумел быстро разобраться в деталях этого бизнеса и запустить свой проект. Поэтому мы «зашили» в программу все его составляющие – от стадии идеи до этапа реализации, включая поиск финансирования, строительство, эксплуатацию и продвижение. 


В качестве спикеров пригласили действующих глэмпельеров и предпринимателей из смежных отраслей. Партнёрами проекта стали Центр развития туризма республики Татарстан, Ассоциация глэмпингов России и «ТурАакселератор», специализирующийся на акселерационных программах для предпринимателей туриндустрии. 

Поскольку масштаб работы соответствовал уровню корпоративного университета, мы искали специализированную образовательную платформу и, в итоге, остановились на платформе iSpring

Земля, деньги, команда

Самым сложным этапом стал процесс отбора участников. На образовательную программу мы планировали пригласить 100 человек, однако, получили 346 заявок, из которых, в итоге, отобрали 124. Более жёсткие требования были установлены для акселерационных проектов (на входе их было тридцать). Основными критериями отбора для них стали: 

  • наличие собственной или арендованной земли;

  • наличие финансовых ресурсов;

  • наличие команды, готовой приступить к реализации проекта. 

Большую часть участников программы представляли действующие предприниматели, имеющие опыт работы в туриндустрии, а также в рекламном бизнесе, event-индустрии и IT. Компетенции последних могут быть очень востребованы рынком, с учётом того, что одной из целевых аудиторий глэмпинга являются «цифровые кочевники». 

Место встречи

При организации онлайн-курса для нас были важны следующие параметры образовательной платформы: 

  • Интеграция с платформой Zoom для проведения вебинаров, которые составляли основу нашей программы. 

  • Возможность вести запись вебинаров и размещать видео на платформе. 

  • Система контроля активности участников проекта, позволяющая корректировать их состав по ходу обучения. 

  • Возможность размещения на платформе домашних заданий и их проверки. 

  • Удобный пользовательский интерфейс. 

  • Наличие мобильного приложения, которое позволяло предпринимателям, работающим на природе без доступа в интернет, изучать материалы в офлайне. 

Именно под эти требования мы подбирали платформу и в итоге остановились на iSpring. 

Программа акселерации проходила отдельно от онлайн-курса в рамках zoom-встреч – черед личное общение с действующими глэмпельерами, которые сопровождали работу над проектами. Кроме этого, участники акселерации обучались на платформе, а спикеры не только проводили вебинары, но и подключались к лекциям своих коллег. 

Судя по отзывам, для начинающих глэмпельеров в числе наиболее интересных оказались такие темы, как бизнес-планирование и анализ рынка, а также блок лекций, посвящённый нестандартным объектам отдыха: домам на деревьях, на воде, в сложных рельефах и т. п. По итогам этого блока мы готовим отдельную методичку. 

Плоды просвещения

В результате образовательной программы и акселерации 13 объектов глэмпинга находятся в активной стадии развития и должны открыться в ближайшее время. 

Одному из участников программы удалось запустить бизнес буквально на следующий день после защиты проекта. Свой объект он строил параллельно с обучением, а домашние задания выполнял на практике. В то время как вся программа была рассчитана на 44 дня, его глэмпинг Halal Resort был построен за 39 суток. Он расположен на берегу Камы в часе езды от Казани и является первым глэмпинг-проектом в России с концепцией «халяль». 

Halal Resort

Halal Resort

Halal Resort ориентирован на семейный отдых. Для гостей, исповедующих ислам, построена отдельная молельная комната. Предприниматель использовал уникальный формат тентов – он строит двухэтажные глэмпы, которые на территории нашей страны также никто ещё не использовал. 

Глэмпинг нон-стопом

В наших планах – возобновить образовательную программу уже в этом году: новый набор на программу стартовал в сентябре. Кроме этого, по итогам проекта мы подготовили для глэмпельеров методичку – руководство по запуску, строительству, эксплуатации и управлению глэмпингом. 

Не менее важным результатом проекта стало формирование регионального комьюнити. Созданная группа в Telegram объединяет около 350 человек (для сравнения, в общероссийскую группу входит около 1000 участников). Большинство из них – действующие предприниматели, а именно – люди, имеющие определённые компетенции и ресурсы, которые можно использовать в том числе для запуска совместных проектов. 

Параллельно на законодательном уровне в регионе также происходят позитивные изменения. К примеру, в июле этого года были приняты поправки в Земельный кодекс Республики Татарстан, согласно которым предприниматели, открывающие объекты отдыха на природе, в том числе глэмпинги, имеют возможность получить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, без торгов через инвестиционный совет.

Глэмпинг

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

28 сентября 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов