Обходными путями: как меняется российский рынок авторемонта в условиях санкций

Прочтёте за 3 мин.

«У СТО новый тип клиентов – владельцы агропромышленной техники»

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Демчук

  • 1С:Бухгалтерия
  • Мегаплан
  • Mango Office
  • Google Sheets

За последние полтора года санкции, введённые в отношении России, повлияли на многие отрасли экономики, в том числе и на рынок автосервиса. Ушли известные бренды-производители машин и запчастей, которые долгое время были востребованы отечественным потребителем. О том, где автомастерским искать комплектующие и как развиваться в новых реалиях, порталу Biz360.ru рассказал основатель сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Дмитрий Демчук.

Досье

Дмитрий Демчук – 36 лет, основатель и директор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс». Учился в МГГУ им. Шолохова по специальности «Информационные системы и технологии». В 20 лет основал первую автомастерскую, а позже открыл филиалы в 13 регионах России. Увлекается сёрфингом, вейкбордом и вейксёрфингом, обучается пилотированию вертолётом.

Дмитрий Демчук

Санкции изменили рынок  

Санкции и уход из России иностранных компаний существенно повлияли на автоиндустрию и рынок СТО. Стоимость некоторых запчастей увеличилась более чем на 70%. При этом спрос на ремонтные услуги лишь растёт: за прошлый год рынок автосервиса вырос на 20% - до 500 млрд. рублей.

Одна из причин – использование автовладельцами дешёвых неоригинальных комплектующих. Некоторые копии быстро приводят к неисправности: всего одной некачественной детали достаточно, чтобы процесс ремонта занял от нескольких дней до месяца. В современных реалиях владельцы иномарок вынуждены платить не только деньгами, но и временем. Если поставка оформляется из Турции или ОАЭ, то сроки ощутимо увеличиваются в зависимости от страны поставщика. 

Сети СТО налаживают собственное производство комплектующих в России. Мы – в том числе: к примеру, нам удалось увеличить производство карданных валов и их комплектующих. У российского автомобилестроения есть все шансы наполнить рынок качественными комплектующими, кроме электронных компонентов. 

Новые поставщики

Несмотря на собственный опыт производства комплектующих, мы решили внести коррективы в логистические цепочки и заняться поиском новых поставщиков запчастей. Выбирали партнёров, исходя из потребительского запроса. 

Например, только за первую половину 2023 года в России было продано около 170 тысяч китайских автомобилей. Новые бренды китайского автопрома увеличили своё присутствие на отечественном рынке более чем на 50%. Стало понятно, что запчасти к этим деталям будут требоваться в большем объёме. Мы наладили партнёрство с производствами Китая. 

При этом говорить о полном переходе на китайские автомобили пока не приходится. В ближайшие несколько лет россияне продолжат ездить на иномарках, которые со временем будут всё больше нуждаться в качественном ремонте. Необходимые запчасти можно приобрести путём параллельного импорта через Казахстан или ОАЭ, но цена на них будет значительно выше. Из-за логистических сложностей итоговая стоимость комплектующих для потребителей возрастает минимум на 30%. 

Ещё один путь, который стоит всерьёз рассмотреть для оптимизации бизнеса – сотрудничество с ЮАР. Стоимость детали выходит гораздо ниже, а качество не уступает европейскому. Не секрет, что именно в Южной Африке изготавливают запчасти для таких известных марок как Volkswagen, Mercedes, Toyota, Isuzu и многих других. Южноафриканские заводы используют высокие технологии и поставляют не только комплектующие, но и полностью собранные на конвейерах автомобили европейских брендов. 

Автопром и обмен технологиями со странами BRICS имеют большой потенциал. Сейчас не хватает прямого авиасообщения для более координированного взаимодействия. Это взаимовыгодная перспектива для совместных проектов в интересах российского бизнеса. 

Проблемы с персоналом

В России назревает кадровый кризис в сфере авторемонта. Больше всего автомастерские нуждаются в мастерах-приёмщиках, токарях, фрезеровщиках, конструкторах-технологах и толковых слесарях. 

Уход из России иностранных компаний привлёк в СТО новый тип клиентов – владельцев агропромышленной техники. Многие сельские хозяйства закупали спецтехнику иностранного производства и обслуживались в мастерских дилеров или производителей. С их уходом фермеры стали обращаться в обычные СТО. Из-за этого приходится расширять специализацию мастерских и обучать сотрудников. 

Но не каждый специалист готов выполнить сложный заказ. Мы попробовали по-другому решить проблему: вместо поиска опытного ремонтника на большую зарплату обучаем начинающих мастеров внутри компании. За год, даже если у новичка не было достаточных знаний и навыков, вполне реально из подмастерья вырасти до ведущего специалиста. 

Автомастерские усиливают работу по удержанию персонала. Например, у нас в каждом региональном филиале есть квалифицированный мастер, который на одной должности работает 7-10 лет. Эквивалентную замену ему найти сложно, поэтому мы нацелены на удержание грамотных специалистов и готовы предложить конкурентную по рынку заработную плату. Ежегодно повышаем оклад на уровень инфляции, в летний сезон сотрудники стабильно получают премии за выработку. 

P.S.

Автомобильная индустрия России все ещё приспосабливается к санкционному давлению. Колебания на рынке, рост курса валют и санкции не снижают спрос на техническое обслуживание. И СТО, чтобы оставаться конкурентоспособными, следует выстраивать отношения с новыми поставщиками и думать о своей кадровой политике.

Auto service

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

14 декабря 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов